Форум » За шахматным столом » Дворяне и крепостные » Ответить

Дворяне и крепостные

Gata: Половина населения БН принадлежит к дворянскому сословию, половина - крепостные, цыгане и т.д. Их отношения часто выходят за рамки сословных, особенно там, где это касается любви :) Поговорим о тех и о других, об их человеческих качествах.

Ответов - 141, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 All

Царапка: 19 феврале 1861 в Петербурге Александр II подписал "Манифест" об отмене крепостного права.

Царапка: О браках дворян с крепостными и воспитанницами низкого звания можно поинтересоваться у смоленского помещика Скобеева, сына столбового дворянина Сеченова, отца Аполлона Григорьева, я уж не говорю о литературных персонажах - Берестова из "Барышни-крестьянки" (он, правда, только собирался жениться на крепостной, но явно сумел отнестись к ней, как к равной), Лаврецкого из "Дворянского грезда", и хрестоматийном Шереметьеве.

ЛедиСтерва: Царапка ЛедиСтерва, в теме "Дворяне и крепостные" я привела несколько исторических фактов. У их детей было бы меньше связей (впрочем, женись барон на дворянке из провинции - то же самое), но законнорожденные есть законнорожденные. Статус - по отцу. Рождённые в браке и вне брака (если рассматривать одну и ту же пару) - небо и земля. я имела в виду что несмотря на то что ребенок от крепостной, бывшей крепостной, полукровке байстрючке, цыганки и иже признаный законорожденным, все равно ограничивает семью. Может и не сильно они теряют положение в обществе. особенно пока отец жив. Но в будщем.....такие дети не смогут получить нужные чины, за них не адут выгодную брачную партию. Вообщем считай род увял.


Царапка: ЛедиСтерва пишет: такие дети не смогут получить нужные чин ЛедиСтерва, откуда информация?! "Нужные чины" - это какие? Канцлера, что ли, не дадут? Так ими и так единицы становятся. ЛедиСтерва пишет: за них не адут выгодную брачную парти Пусть по любви женятся. Я уж не говорю о том, что самые выгодные партии - с купеческими дочерьми, а там уж точно не будут вдаваться с такие тонкости. ЛедиСтерва пишет: Вообщем считай род увял. Не вижу ни малейших оснований к подобным выводам. Тем более, что роды и так увядали. Думаю, можно смело сказать - если ребёнок родился в законном браке, происхождение его матери имело мало значения, если сравнивать крепостную или дворянку без связей. Конечно, если сравнивать крепостную с какой-нибудь подругой императрицы - то да, разница есть. Стоит всё-таки помнить, что прослойка высшей знати была очень невелика, а поскольку поместья делились между всеми братьями, дворянские роды разорялись за несколько поколений (исключения есть, конечно, если дети регулярно умирали, как у Юсуповых, или почему-то рождались по одному). Плюс вспомним, что произойдёт через 20 лет после финала БН, это вообще сделает тему бессмысленной.

Царапка: Четвёртая Харита: Не вижу ничего унизительного для Анны в танце, она то прекрасно знала, что крепостная и исполняла свои обязанности крепостной актрисы во-первых, я само положение крепостной считаю унизительным, крепостные театры - мерзостью, и всячески одобряю бунт против этого. Во-вторых, Анна была воспитана барышней, и ей была обещана, оформлена и подписана вольная. Ссылаться на скотские обычаи того времени стоит с оглядкой на то, что даже при крепостном праве господам хватало здравого смысла, а порой даже и совести относиться к крепостным, как к людям, и быть благодарными за услуги. И при Николае все уже понимали: отмена крепостного права - вопрос времени.

Четвёртая Харита: Крепостной театр не считался таким уж страшным унижением, были вещи и похуже. Царапка ты протестуешь против крепостничества, поэтому защищаешь крепостных в любом случае как данность, но нет ничего хуже бунта, потому что в таких единичных случаях, как с Анной, в реале её бы выпороли за наглость. Бунт полезен когда идёт политическая программа, а так ни к чему хорошему для крепостного он не приводит. Я тоже не поддерживаю крепостную систему, но воспринимаю её как данность, и не стоит переносить на ту жизнь современные законы, которые зачастую похуже крепостнических.

Царапка: Четвёртая Харита: Крепостной театр не считался таким уж страшным унижением, были вещи и похуже. Дворянами не считался, конечно. Крепостных не спрашивали. Похуже бывало, кто ж спорит, почитав дело Салтычихи или биографию Льва Измайлова (прототип Троекурова). Четвёртая Харита: потому что в таких единичных случаях, как с Анной, в реале её бы выпороли за наглость. Такие случаи единичными не были. Детей такого происхождения, как она, приписывали к мещанскому или купеческому сословию, поэтому они не были крепостными. Могли и признать официально, т.е. сделать дворянами. Или уж оставляли обычной прислугой. Ни разу не слышала истории подобной анниной. Хотя у какого-нибудь идиота, не позаботившегося о документах, такое могло приключиться. Или незаконная запись в крепостные - читала о случае, когда молодой человек решил родному папаше напакостить и приписал его к имению как крепостного. Старику пришлось немало похлопотать и потратиться. Четвёртая Харита: Бунт полезен когда идёт политическая программа, а так ни к чему хорошему для крепостного он не приводит. Крепостной может сбежать. Или прелестные эпизоды времён Николая: крепостные пороли своих господ, требуя вольные. Молодцы!!!

Царапка: Колокольня в селе Поречье-Рыбное долгое время оставалась самой высокой колокольней в Российской империи. Колокольня поставлена в самом излете 18 века, а интересна тем, что строил ее крестьянин, зодчий-самоучка А. Козлов, уловивший, впрочем, все тонкости архитектуры позднего галантного века. Вношу в план поездок

Светлячок: Нам препод по культурологии рассказывал, что архитектор Воронихин, автор Казанского собора в Питере - бывший крепостной. Так что не надо ля-ля, что всех крепостных гнобили. Одаренных помещики за свой счет учили.

Царапка: Так никто же не говорит, что всех. Были законные возможности, которыми нередко злоупотребляли. Граф Строганов - богатейший человек, ему деньги за выкуп архитектора особого значения не имели. А вот судьба крепостного художника Григория Сороки была трагичной - ему барин вольную не дал, хотя за него хлопотал Венецианов. Сорока дожил до 1861 года, но потом его выпороли (не нашла с ходу, за что, раньше читала, что он разъяснял крестьянам что-то насчёт реформы. В любом случае по Манифесту дворовые ещё два года оставались в зависимости от господ), и он повесился.

Falchi: Царапка пишет: Граф Строганов - богатейший человек, ему деньги за выкуп архитектора особого значения не имели. Царап, а почему ты не допускаешь мысль, что граф видя талант мальчика дал ему вольную и учил за свои деньги из добрых побуждений? Не все ж дворяне скотами-то были. Строганов насколько я помню очень любил Воронихина, относился к нему как к сыну.

Царапка: Ну так с деньгами проще и добрые побуждения, для кармана не накладно.

Роза: Falchi , Царапка никогда не признает за сильными мира сего ничего доброго и светлого. Она за них всех все знает и чувствует - кто, почему и зачем кого-то облагодетельствовал Я так понимаю, что Строганов это сообщил на спиритическом сеансе?

Царапка: Роза пишет: Я так понимаю, что Строганов это сообщил на спиритическом сеансе? Я всего лишь хочу сказать, что в материальном плане деяние было для него несущественное.

Светлячок: Царапка пишет: А вот судьба крепостного художника Григория Сороки была трагичной - ему барин вольную не дал Почитаем кто это такой. Царапка пишет: Я всего лишь хочу сказать, что в материальном плане деяние было для него несущественное. Хороший поступок отпределяется не только финансовыми тратами.

Царапка: Светлячок пишет: Хороший поступок отпределяется не только финансовыми тратами. Не только. Но дать человеку образование и держать его в крепостных - издевательство. Воронихин, кстати, вместе с сыном барина получил образование под руководством учителя, выписанного из Франции с рекомендацией от Дидро, и был понаслышан о "свободе, равенстве, братстве". Поэтому граф был морально обязан отдать вольную, раз уж позволил человеку глотнуть свободы. О массовом освобождении крепостных графами Строгановыми я не слышала. О Григории Сороке: http://www.peoples.ru/art/painter/grigoriy_soroka/index.html "Хозяин, позволив ему приобщиться к высокому искусству и "высвободить душу из склепа", в конце концов показал себя типичным представителем "грязи феодализма" (выражение Венецианова). Он отказал Сороке в "вольной", запрещал ему поездки в Петербург, заставлял служить садовником. А когда Венецианов в 1847 году, в результате нелепой случайности, погиб, "разбитый лошадьми", жизнь вдали от художественных центров, духовное одиночество и вовсе обрекли талант художника на угасание. "

Светлячок: Царапка пишет: Поэтому граф был морально обязан отдать вольную Никто никому ничем не обязан. Раз дал вольную - молодец. Не стал гнобить человека. Царапка пишет: Он отказал Сороке в "вольной", запрещал ему поездки в Петербург, заставлял служить садовником. Это уже факт самодурства и издевательства. Но судить его не нам. Всем Бог судья.

Царапка: Светлячок пишет: Раз дал вольную - молодец. Не стал гнобить человека. Если "не стал гнобить", то ещё не молодец, а нормальный Светлячок пишет: Никто никому ничем не обязан. Тогда и крестьяне господ кормить не обязаны.

Gata: Судьба Сороки, бесспорно, достойна сочувствия, но таланты загибались и не будучи крепостными. Вспомните печальный конец того же Федотова.

Царапка: Верно. Но есть причины, которые неизвестно, как вылечить, а беды Сороки - следствие его положения.



полная версия страницы