Форум » Мезонин » Николай I и Шарлотта » Ответить

Николай I и Шарлотта

Gata: Почему до сих пор обходили вниманием эту пару? Непростительное упущение!

Ответов - 126, стр: 1 2 3 4 5 6 7 All

Gata: Светлячок пишет: Уговорили, НП тоже можно оставить. Я сяду впереди Думаю, НП не стал бы возражать

Светлячок: Gata пишет: Думаю, НП не стал бы возражат Эту поездку он бы запомнил на всю жисть

Gata: Царь Николай в различных экранизациях от эпохи немого кино до наших дней. Имхо, из БН - самый лучший. Или у меня глаз замылился? :) http://goodwine.livejournal.com/225117.html


Корнет: Gata пишет: Имхо, из БН - самый лучший В.Ливанов излишне нервозен. В "Бедной Насте" самый колоритный.

Gata: Корнет пишет: В "Бедной Насте" самый колоритный. В некоторых аспектах сериал способен обскакать даже большое кино

Gata: Попался любопытный и довольно трогательный рассказ о судьбе Шарлотты - художественный. Три зеркальных Секрета «Белой Розы» Автор: Светлана Макаренко От автора. Моя новая работа кому-то опять может представиться тонкою и шаловливою игрой с историческими документами, полетом богатого воображения. Но уверяю взыскательных читателей, что за основу сюжетной канвы взяты вполне реальные события и факты жизни моих героев. Судьбы же Великой княгини Лейхтенбергской Марии Николаевны, во втором браке – графини Строгановой - и ее потомков столь сложны и интересны, что требуют отдельного, подробного рассказа. Надеюсь как – нибудь представить его Вашему вниманию, не оскорбив чьего то исторического чутья и чувства меры, и не допустив неуважения к историческим трудам и свидетельствам современников. Напоминаю читателям, что не настаиваю на обязательном принятии всех сугубо авторских точек зрения, изложенных в тексте данной новеллы. С неизменным уважением к читателям, С. Макаренко. Вступление. Меня уже много раз шутливо обвиняли в пристрастии к девятнадцатому веку. Особенно - к его Женщинам. Да, мне нравится писать о них, хрупких, изящных, часто бывших лишь тенями своих супругов. Но без этих теней почему то - меркло солнце, гас свет,холодела душа,зябло сердце. Они,эти благоуханные, легкие тени, тихо и незаметно ткали кружево своего особого мира. Мира Женщин. В котором потом вырастали их дети:гусары, офицеры, поэты, мореплаватели, генералы, бунтари, реформаторы.. Государи. Дворяне, служащие Отечеству. Свято и пылко, тихо и неизменно, чтобы не случалось в жизни – бурной и вовсе не безгрешной! - боготворившие мир этих Женщин. Точнее – Дам. Тогда, в далеком девятнадцатом, господствовало именно это слово, это определение, это понятие – «Дама». А на Высшей ступеньке этого изнеженного,тщательно сохраняемого, тонкого, хрупкого, чуть волшебного, капризного, чарующего, истинно «дамского» мира» властвовали и - просто жили - тогда, в призрачно – пыльном для нас позапрошлом веке, – особые Дамы -Императрицы. Порфироносные матери и жены. Невесты и сестры. Невестки и внучки. В горностаевых мантиях и тяжелых диадемах – кокошниках, с парчовыми шлейфами и синими орденскими лентами, бриллиантовыми ожерельями и изумрудными аграфами с вензелями из двух букв – имени и фамилии, означающей принадлежность к высокому роду Романовых! С гордой осанкой и одаряющей улыбкой. Неизменно - одаряющей. Императрицы! Их было много. И при беглом, близоруком взгляде какому -нибудь равнодушному историку может показаться, что все они - Женщины на ступенях Трона – безлики, похожи одна на другую. Но это совсем не так! Более или менее пристально изучая биографию каждой из них, я не встретила ни одну блеклую, невыразительную Судьбу, ни один не запоминающийся характер! Каждая имела какую то свою, отличительную, только ей присущую, черту, свой затейливый рисунок нрава, к которому только добавлялись с течением времени штрихи принадлежности к гордому роду венценосцев. Добавлялись, украшая, оттеняя, резко вырисовывая и дорисовывая то, что уже было дано щедро - Господом, природою, родительскими генами, ветвями древних фамилий, бабушками герцогинями и дедушками – Королями и Принцами!И благородное и отрицательное, как и в каждом смертном! Мне очень трудно писать о любой из них, потому что многое приходится открывать заново. В документах, мемуарах, книгах.. И не только открывать, но и – перечитывать, передумывать, переосмысливать.. А где то даже – предугадывать и предполагать, опираясь на интуицию. Впрочем, и за это меня порою насмешливо поругивают особенно строгие читатели: слишком загадочными и волшебными выглядят мои героини «полубогини – полугрешницы». Таких не бывает?! Что ж... Виновата в этом, пожалуй, не я, и не моя натура «доброго биографа», пытающаяся даже в дурном отыскать нечто привлекательное (Это вызовет у некоторых ироническую улыбку, но так тоже бывает, право слово, ибо: «Не судите и не судимы будете!»), а, наверное, та Высота, на которую сих Сиятельных Дам вознесло Божье Произволение. Они ведь, как ни говори, все, с младых ногтей, были верующими, ( в своей ли вере, православной ли – позже, большого значения не имеет, думается!) и прекрасно знали, что с Высот Престола и Добро и Зло,творимое ими, будет выглядеть несколько иначе, чем обычные деяния простых смертных, да и взыщется с их душ на Небесах тоже - несколько иначе. Мне возразят, некоторые дотошные историки, что думали сии дамы о своих деяниях крайне редко. Все больше на балах танцевали, шуршали шлейфами туалетов, строили глазки кавалергардам и синим кирасирам, и до обморока катались с горок в санях. Да рожали наследников царственного рода. Что ж, правда. Танцевали. Ибо были молоды и красивы. Строили глазки блестящим гвардейцам, ибо традиция придворная такова – Прекрасная дама, желает ли она, нет ли – должна иметь воздыхателей и рыцарей! А уж если сия Дама – Шеф полка, то тут – увы и ах! – рыцарей, непременно - более, чем нужно! Царственная же особа должна одарить вниманием едва ли не каждого. Протокол Двора обязывает. А что уж после юный гвардеец себе вообразит из обычной улыбки и благосклонного взора Ея Императорского Величества - его забота, не правда ли? При этом забывается как то,(или просто – не знается?) что еще сей прекрасный Шеф полка должен был на больших парадных смотрах вставать вместе со всеми в шесть утра, чтобы не пропустить сигнала утренней зОри, несколько верст ехать верхом или в коляске, а потом еще стоять не шелохнувшись под палящим солнцем или на осеннем ветру, любуясь на стройные колонны, и, не дай Бог, нахмурить брови или забыть о приветливой улыбке! Пропадет смотр! Так то! Да, они, эти хрупкие, изящные «дамы Романовы» почти каждый год рожали наследников Фамилии. Укрепляли «корни и ветви» венценосных династий. Но при этом - отчаянно рисковали жизнью, ведь часто появление на свет маленького человека – не только радость, но и, подчас, огромная трагедия! Они быстро старели, теряли здоровье, силы. Можно сказать, «их никто не заставлял!» Это - правда. Но они воспринимали Человеческую , как Божий дар, и не решались лишить этого Дара - других. Они воспринимали свою трудную Материнскую дорогу, как некое Служение. России. Роду. Быть может - Самим себе. Не нам их судить. Они нередко переживали своих детей или хоронили их неокрепшими младенцами. Моя нынешняя героиня, Императрица Александра Феодоровна, например, потеряла свою старшую, любимую дочь, Александру Николаевну – Адини - в возрасте 20-ти неполных лет! Та едва успела выйти замуж. Умерла преждевременными родами, в августе 1844 года, вместе с нею погиб и ребенок – сын. Горе Государыни - матери, по словам близких ей людей, было неописуемо, но она не смела плакать на людях – Сан не позволял! С прямою спиной принимала царица соболезнования, отдавала приказания о подготовке к похоронам. И лишь когда скорбный долг был до конца ею исполнен, без чувств упала на руки фрейлин. Это только один пример. Одна биография. А если собрать все вместе?.... Впрочем, я отвлеклась. Государыня Императрица Александра Феодоровна, супруга всесильного Николая Первого в высшем свете носила прозвище «легкомысленной бабочки», «Белой розы». Да, Она очень любила маскарады, балы, катания в санях. Выросла и жила, как теперь нередко пишут историки и исследователи, в «бархатной, роскошной, раззолоченной клетке», которую создал суровый, могущественный Повелитель «Николай Палкин» для своей «птички». (так Николай Первый всегда звал супругу – С. М.) Птички с подрезанными крыльями. Но была ли она счастлива в этой нежащей роскоши?... И вообще – какая она была? О чем мечтала? Кого любила и ненавидела? Какие тайны скрывало ее сердце, какие - открыло? Приросла ли к ней навсегда роскошная бальная маска, за которой она так часто прятала взгляд, отчаянно желая быть неузнанной, или мы все таки можем увидеть ее истинное лицо? Стоит попытаться. Хотя бы приподнять угол бархатной маски, усыпанной мишурой и блестками.. Что мы увидим за нею? Что?... Секрет первого зеркала: Новая судьба Принцессы Шарлотт. Июль 1817 года. Гатчина. Павловск. Летний флигель императорского Дворца. -Никс, а правда ли, что Государыня Елизавета Алексеевна не любит балов и при Ее Дворе всегда тихо? -На это есть причина, милая Шарлотт. У нее хрупкое здоровье.Да к тому же Государыня - сестра всегда была склонна к уединению. Так и не оправилась от смерти своих малюток, Маши и Лизаньки! -Это ужасно, Никс! И как Бог дает силы жить после потери детей?! Я бы не смогла! -На все Воля Божия, милая! Наша Государыня Элиза имеет щедрое сердце и ангельскую душу, в ней мой Брат – Император Александр находит несказанное утешение.. Может быть, это и дает ей силы жить? -Я бы хотела стать такою же опорой для тебя, милый Никс. А я на то и рассчитываю, никак не меньше! – великий князь Николай улыбнулся и осторожно взял руку невесты в свою.- Тебе очень идут эти белые розы в волосах! Ты сама - как цветок. - Нравится? – серьезное, даже немного строгое, лицо невесты расцвело от нежности нареченного. – Мои любимые розы… Мы с гувернанткою весь куст оборвали! - Оно и видно! - сдержанная улыбка озарила красивое, но несколько холодноватое лицо Великого Князя Николая, и тут внезапно стало заметно, что красивая великокняжеская пара, чем то до странности похожа друг на друга. То ли строгостью в лицах и взгляде, то ли - сжатостью губ, то ли резкой четкостью профилей, то ли – линиями подбородков.. Впрочем, у принцессы Шарлотт Прусской линия подбородка была немного мягче, изящнее.. Что то было в этой, невинной округлости ее лица и одновременной строгости взгляда притягивающее - неизъяснимо.. Беззащитность? Или желание казаться старше, и ее, эту беззащитность, побороть? Великий князь Николай Павлович не мог понять загадки Шарлотт, обожаемой невесты, да и не собирался понимать. Одно было для него непреложно ясно: он поймал эту легкокрылую птичку с голубыми глазами и не выпустит уже никуда из своего сердца. Запрет на замок, а ключ.. Не все ли равно, куда он денет его, этот ключ? Шарлотт принадлежит только ему. Будет принадлежать всегда! На днях они венчаются и официально станут супругами. Шарлотт приехала за ним в Россию. Интересно, боится ли она? Он осторожно прикоснулся двумя пальцами к ее подбородку, приподнял чуть

Gata: Три зеркальных Секрета «Белой Розы» - окончание Секрет зеркала третьего: «Все повторится, и еще не раз..» Апрель 1855. Санкт –Петербург. Александровский дворец. Царское село. Нет, нет, и не уговаривай меня, cher Marie!* (Милая Мари –франц. – автор.) Я хочу знать только правду! Почему она не сказала мне сразу?! Почему меня обманывали и скрывали?! Почему молчал Александр? -МамА, поверьте, здесь нет никакого злого умысла! Ни Мария, ни Александр просто не хотели понапрасну Вас волновать! -Понапрасну?! Как это понапрасну?! – худенькая, хрупкая фигура императрицы - матери в кружевном капоте и чепце судорожно заметалась по будуару, потом бессильно упала в кресло. Изнуренная болезнью сердца, сломленная безвременной кончиной любимого мужа (Император Николай скоропостижно скончался 18 февраля 1855 года –автор.) Александра Феодоровна эти особо тяжкие для нее месяцы пережила только благодаря неустанным заботам врачей, фрейлин, нежной опеке боготворившего ее сына – Императора Александра Второго и невестки - молодой Императрицы Марии Александровны. Та почти неотступно находилась подле нее, и сама, несмотря на хрупкое здоровье и частые беременности, сопровождала на всех прогулках и выездах. Вот и сейчас она стояла около кресла и терпеливо размешивала в высоком бокале из богемского хрусталя какую то мутноватую жидкость почти без запаха. Потом протянула было бокал императрице – матери. -Подожди, Мари! Я опять сей час же усну и ничего не узнаю! нетерпеливо и капризно отмахнулась та, тяжело дыша. -Но Вам нельзя волноваться , МамА! – спокойно возразила Мария Александровна. -Что ж это, Машенька, милая, – эти слова императрица произнесла медленно по – русски, в растяжку, и как то особенно печально, - ты полагаешь, что мезальянс Мари – недостаточный повод для волнения? - Нет, МамА, нет. Молодая Императрица осторожно опустилась на колени у кресла вдовы - государыни и взяла ее маленькую, горячую ладонь в свою руку, почтительно поцеловала. - Я не то хотела сказать! Но княгиня Лейхтенбергская Мария Николаевна счастлива в своем союзе с графом Григорием Александровичем Строгановым уже почти три года.. Ничего нельзя изменить, что пред Богом совершено, МамА! Александр лишь остается узаконить тайные узы брака.. - Три года! – всплеснула руками императрица – мать. Да когда ж они венчались?!! Где?! -В Гостилицах, имении ее старшей статс – дамы, Татьяны Борисовны Потемкиной, в 1854 году.. -И отец ничего не знал! - Мария щадила чувства покойного Государя.. И Ваши, МамА.. -Умоляю Вас, простите ее! Она хотела Вам позже рассказать, поверьте.. Императрица покачала головой: - Не понимаю, я ничего не понимаю! Зачем Вы обманывали меня, отца? Как вы все могли допустить этот скандал: я узнаю из посторонних уст, все шепчутся по углам, косо смотрят на Марию, на детей ее, на меня, словно я в чем виновна! А как она закатывала глаза, когда мне рассказывала! Фальшивая богомолица! Наверное, мстила в душе за прошлые обиды! - МамА, умоляю, скажите, кто Вам сказал? Александр вне себя от негодования! Ведь вчера мы едва Вас не потеряли! -Ему надо было негодовать раньше, милая! – императрица скорбно поджала губы.- Вам незачем знать мои тайны. Это я имею право знать Ваши. Я – мать! -Но Мари.. Она имеет право на счастье. На простое счастье. Граф так любит ее. -Разве Макс любил ее меньше? -Макс умер, МамА.. два года назад... -Я знаю. Все умерли: мой Никс, моя Адини, Макс, мамА, государыня Элиза, малютка* (Один из детей императрицы Ал. Феодоровны родился мертвым, во время ранних родов -автор), генерал Милорадович, Пушкин.. Мишель Лермонтов.. Все. Все, кого я так любила! – голова императрицы начала судорожно трястись, из глаз закапали слезы. – А мой черед никак не наступит! Почему я не ушла вслед за Никсом?! Зачем я здесь? Вам я не нужна! -Что Вы, Мама, о чем Вы?! Александр с ума сойдет, коли узнает, что Вы говорите! Вспомните, что Вам завещал батюшка на смертном одре: жить ради нас всех! -Вы предали меня, Машенька! – императрица грустно и обреченно покачала головою. - МамА! – Молодая государыня резко встала и отошла к окну, кусая платок. На несколько минут в комнате воцарилось напряженное молчание. -Он не ровня ей, Машенька, Она – Романова, пойми!- тихо, примирительно проговорила императрица – мать, глухо прокашлявшись и барабаня тонкими пальцами по подлокотнику кресел. - Вспомните меня, МамА! Это я – не ровня Вашему Царственному сыну. Я - бастард, незаконный ребенок, плод грешной любви! (*См. биографию императрицы Марии Александровны на сайте «Пиплз Хистори». – автор.) А Граф Строганов – знатный дворянин Российской империи, его предки честно служили Отечеству. У графа Строганова больше прав на руку Марии, чем у меня - носить на голове корону Русской Императрицы! – голос молодой Властительницы был странно хриплым. Она прижалась лбом к холодному стеклу и закрыла глаза. -Ты – Жена моего сына. Мать Наследника престола Цесаревича Николая.И - Дочь герцога Гессенского и Прирейнского Людвига. Ты - Императрица России! Заступница для обездоленных и несчастных! А все остальное пусть знает и судит лишь Господь Бог. Запомни только одно: Романовым нельзя лгать! Ни себе, ни Богу, ни - людям.. Не позволено саном! – слабые, но цепкие руки стареющей императрицы обняли молодую.. Пойми, я сержусь лишь на ложь! С ложью трудно жить. И еще одно: у Мари непростой, царственный, романовский характер, характер отца – Императора. Соответствовать ей трудно. Ровней ей быть - трудно. Потому - то я и сказала, что мягкий, романтичный граф Строганов ей - не пара! -Ей такой только и нужен, МамА!-неожиданно улыбнулась молодая императрица. - Не то б нашла коса на камень. Да и потом, с ее темпераментом, трудно обходиться без мужчины, не впадая при этом в грех!* (*Подлинная фраза Т.Б. Потемкиной о Марии Николаевне, герцогине Лейхтенбергской. – автор) Императрица - мать удивленно вскинула брови, сверкнула было глазами, потом мягко рассмеялась:- Да уж, ты правду, говоришь, милая! И тут наша герцогиня вся в отца пошла! Да, где она, кстати? Я ее уж со вчерашнего дня не видела… Где прячется, негодница? -Она в моей комнате, МамА! Боится Вам на глаза показаться, давеча все глаза в кабинете у Александра выплакала. Она ведь хотела сама Вам сказать все, да «злые языки страшнее пистолета», как говорят.. -Да на чем же они сошлись то? Граф с моей дочерью? -Граф Строганов обаятельный человек. Страстный ценитель искусства, собиратель редкостей и картин.. -Ах, картин? – императрица погрозила пальцем, покачала седыми буклями. – А сердец дамских? Хорош, генерал - адъютант, нечего сказать!.. Ну, зови их, зови, надо ж мне взглянуть на эту новоявленную графиню – герцогиню, и на зятя – генерала. Мария Александровна осторожно усадила хрупкую «матушку – птичку» (выражение Александра Второго – автор.) в глубокое, покойное кресло и позвонила в маленький серебрянный колокольчик. На пороге комнаты тут же бесшумно присела в поклоне дежурная фрейлина. Мария Александровна коротко кивнула и распорядилась: -Передайте Ее Императорскому Высочеству Великой княгине Марии Николаевне, что ее просят незамедлительно прийти к Ее Величеству Государыне - матери, и графа Строганова тоже.Поторопите.. Ее Величеству пора принимать лекарства! -Слушаюсь, Ваше Величество! - Фрейлина тут же выпорхнула за дверь и несколько минут спустя в комнату почти вбежала, несмотря на полноту, высокая, статная темноглазая красавица, в тюрбане с длинною белою вуалью. За нею спешил стройный, темноволосый генерал, в пышных адьютантских эполетах. Он почтительно замер у дверей, дама тотчас подбежала к креслу в котором тонула хрупкая болезненная фигурка. Шелк ее темно синего платья с траурными плерезами на рукавах обвил колени матери, а роскошные волосы тут же ощутили тепло материнских рук. Что ж ты, голубка, так то? Ни ПапА, ни мне - ни словечка! Выпорхнула птичка из золоченной клетки.. Почем тебе знать, может, мы и не возражали бы? Мы всю жизнь желали каждому из Вас лишь одного: быть достойными своего имени. Это единственное, чем мы можем оправдать перед Богом наш Жребий, понимаешь? Не надо было лгать! Иногда быть честной перед собою лишь - мало! Перед другими – важнее гораздо! Да, матушка. Простите. Я не хотела Вас огорчать – прошептала княгиня Мария Глупая! Неужто счастьем и правдою огорчить возможно. Ты честно исполняла свой долг жены и вдовы, у Вас с Максом чудные дети. Ты имела право на честное женское счастье, но не тайком. Надо было сознаться. Ну живи и умней, хотя, говорят, от счастья глупеют! – императрица улыбнулась. -Скоро ли мне еще внучку подаришь? Торопись, я спешу! У меня мало времени. -Матушка, что Вы это! – вмешалась горячо императрица Мария Александровна. Мандт сказал, даст бог, долго еще проживете, увидите, как возмужает Никс. Куда уж мне! И так двух императоров пережила на своем веку, хватит с меня!- возразила мягко царственная вдова.- Ты внучку то нозови Еленою, – требовательно обратилась она к дочери. ПапА все мечтал, чтоб была у него дочь Елена, в память его покойной сестры – красавицы. Вы уж, граф, постарайтесь, проследите непременно сие! – Императрица знаком подозвала к себе тайного мужа дочери – бунтарки, протянула руку для поцелуя.Генерал особенно изысканно поклонился, касаясь губами до царственной длани. Государыня – вдова вдруг оживилась, прищурилась, с интересом протянула:- А Вы,граф, случайно не из кавалергардов ли? -Никак нет, Ваше Императорское Величество! – щелкнул каблуками новоиспеченный зять Высочайшей особы.- Пажеский корпус, свита и конвой Его Императорского Величества.. - Жаль, жаль! – все улыбалась Государыня – матушка. По повадке - совсем кавалергард! Мари, взгляни -ка в зеркало, какая Вы красивая пара! Великая княгиня Мария Николаевна, герцогиня Лейхтенбергская, графиня Строганова, улыбаясь, подняла залитое слезами лицо от колен императрицы - вдовы. И замерла - отпрянула: из огромного венецианского зеркала в тяжелой серебрянной оправе на нее смотрела, чужая, незнакомая ей, ослепительная дама в синем переливчатом платье. Вуаль белым облаком окутывала ее роскошные покатые плечи, а взгляд сиял дерзостною и спокойною уверенностью счастливой женщины, имеющей мало сходства с печальною и строгой вдовою герцогского дома Лейхтенбергов – Богарнэ, что тенью скользила по царским дворцам до того. - МамА, Мари, смотрите, да что же это? Я себя не узнаю! То -не я! – цепенея от изумления прошептала своенравная «царственная» графиня, обращаясь к обеим Государыням, и невольно опять приникая к матери, как испуганный ребенок. -Ты, голубка, ты! Смотри хорошенько! Это твоя новая Судьба отражается в старом зеркале. Так вот и живи ее по новому. В новом облике. Со счастливым сердцем. Как я когда то.. Императрица в мечтательной грусти закрыла глаза.- Как точно сказал Шиллер: «Все повторится, и еще – не раз!» И благодари, голубка, зеркала почаще – смотрись в них! Они имеют свойство дарить новую Судьбу! – Александра Феодоровна, значительно и чуть хитро улыбаясь, подняла вверх тонкий палец. Уж я то знаю сей магический «зеркальный секрет» - век прожила!.... _____________ При подготовке новеллы использованы материалы личной библиотеки и веб – архива автора. Автор доводит до сведения читателей, что до сих пор, в различных, даже очень серьезных, исторических источниках существуют большие несовпадения дат и даже - основных фактов биографий представителей династии Романовы, поэтому возможны, с течением времени, любые уточнения! http://www.peoples.ru/family/wife/alexandra_romanova/

Светлячок: Gata, спасибо. Это очень интересно, но жуткая нудятина Как будто два тома "Войны и мира" тягала. Пойдёт для засыпания. Этот моментик порадовал: Gata пишет: -Никак нет, Ваше Императорское Величество! – щелкнул каблуками новоиспеченный зять Высочайшей особы.- Пажеский корпус, свита и конвой Его Императорского Величества.. - Жаль, жаль! – все улыбалась Государыня – матушка. По повадке - совсем кавалергард! Мари, взгляни -ка в зеркало, какая Вы красивая пара! Нашла фотку памятника Никсу. 30-е годы. Не поняла это Питер или Москва?

Gata: Светлячок пишет: Это очень интересно, но жуткая нудятина Как будто два тома "Войны и мира" тягала Авторесса была бы польщена, что ее со Львом Николаевичем сравнили Светлячок пишет: Нашла фотку памятника Никсу. 30-е годы. Не поняла это Питер или Москва? Питерский, напротив Исаакия. Пару лет назад лично его фоткала :) Шикарный памятник, как выжил в советские годы - непонятно. Интересен тем, что в отличие от Медного всадника, не имеет дополнительных опор в виде разных змеев и хвостов - только две задние ноги лошадиные. Памятник Николаю I сооружён в 1856-1859 годах, открыт на Исаакиевской площади 25 июля 1859 года, спустя 4 года после смерти императора. Проект памятника принадлежит Огюсту Монферрану. Конь создан по проекту Петра Карловича Клодта, уникален тем, что имеет всего две точки опоры. (Фальконе отдыхает ) Живыми моделями в этой работе служили английские, по предположению, лошади Мильтон и Адмирал, но точное имя натурщика неизвестно. Скульптор изобразил императора в мундире конногвардейского полка и в каске. Бросается в глаза контраст тяжелого и помпезного постамента - и легкой, изящной статуи. Пьедестал выполнен архитекторами Н. Ефимовым и А. Пуаро, скульпторами Р. Залеманом и Н. Рамазановым. Многоярусный пьедестал сложен из 118 блоков финляндского и сердобольского гранита, шокшинского порфира и белого итальянского мрамора. Пьедестал украшен аллегорическими женскими фигурами Мудрости (с зеркалом), Силы (с мечом), Веры (с крестом и библией) и Правосудия (с весами), для которых, если верить легенде, позировали жена императора и три его дочери. Горельефы на пьедестале изображают важнейшие события времени царствования Николая I: восстание декабристов (1825 г.), усмирение холерного бунта на Сенной площади (1831 г.), награждение Сперанского по поводу составления первого свода законов (1832 г.) и открытие Веребьинского моста на железной дороге Санкт-Петербург — Москва (1851 г.). Общая высота памятника — более 16 метров, около него установлены фонари, считающиеся одними из самых красивых в городе. Фигура скульптуры императора достаточно точно показывает характер государя. Он показан тщеславным, самодовольным человеком, пытающимся быть похожим на своего великого предка Петра I. Кроме того, этот памятник установлен на одной оси со знаменитым Медным всадником, обращён в туже сторону, их разделяет только Исаакиевский собор. Согласно преданиям, уже на следующий день после открытия на сгибе передней правой ноги коня Николая I появилась доска с надписью: «Не догонишь». Вскоре по Петербургу пошла гулять поговорка: «Коля Петю догоняет, да Исаакий мешает» и ее более популярный вариант: «Дурак умного догоняет, да Исаакий мешает» http://www.otdihinfo.ru/catalog/390.html

Роза: Цитаты из писем Ораса Верне, собранные в книге " При дворе Николая I". Орас Верне - французский живописец, график. Писал портреты императора и императрицы. «… у нас была всего одна еда в день. Император великий трезвенник; он ест только капустный суп с салом, мясо, немного дичи и рыбы, а также солёные огурчики. Пьёт одну воду… Когда мы останавливались на несколько дней, кухня была изысканнее: нам старались угодить стерлядью, дрофой, лосиной…» «Я отдаю ему справедливость – это человек необыкновенный, но всё-таки ещё далёкий от совершенства. Он обладает всем, чтобы завоёвывать сердца людей независимых; но когда у него есть хоть наималейшая власть, жестокость его такова, какой я ещё не встречал ни у одного человека. Правда, для поддержания всеобщего повиновения он и не может вести себя иначе. Русские во всех слоях общества настолько склонны к беспечности, что их можно сдерживать только страхом. Если русский не дрожит от страха – это самый никчемный человек на свете. Здесь всё устроено на военную ногу, начиная от кухонь и до верховного суда. Привычка постоянно изрекать приговоры (при сем обвиняемый должен всегда стоять навытяжку) сделала императора неприметно для него самого столь грубым, что это погубит его, когда внушаемый им ужас сменится безразличием и усталостью». «Я не устаю восхищаться, видя самодержавного сего монарха, столь свободно общающегося со своими подданными, не то что конституционные короли, не осмеливающиеся показаться даже в окнах своего дворца из страха получить пулю в лоб». «Чем больше узнаёшь его, тем выше ценишь просто как человека. Никто лучше него не понимает возвышенную душу. Вот уже год, как я вижу императора совсем близко, и ни разу он не дал мне повода переменить это мнение. Поверьте, быть вблизи от него – это уже целая эпоха в жизни». Или о России забавно «Я сделал большую ошибку, оставшись на зиму в России… Мои старые кости ржавеют от сырости, проникающей сквозь шёлковые чулки. Голова, не защищённая остатками волос, выталкивает из себя все мысли в желудок». «О! Как жаль, что я не медведь! Эти существа знают свою страну и как к ней приспособиться: спят по полгода и сосут лапу, а живут только в остальные шесть месяцев. Но мы-то люди, и что нам здесь делать? Нет, нет и тысячу раз нет – никакой цивилизации никогда не будет в этом гнусном месте. Самое большее, она может некоторое время прикидываться, будто существует здесь».

Светлячок: Роза пишет: Император великий трезвенник; он ест только капустный суп с салом, Я так понимаю это он про щи?

Gata: Роза пишет: «Я отдаю ему справедливость – это человек необыкновенный, но всё-таки ещё далёкий от совершенства. Всякая моль французская, а туда же - судить о российском императоре! Правда, дальнейшие его рассуждения о смелости и возвышенной душе Никса несколько меня примирили с первой фразой :) Роза пишет: Если русский не дрожит от страха – это самый никчемный человек на свете. Вот ведь паразит Роза пишет: «Я сделал большую ошибку, оставшись на зиму в России… Мои старые кости ржавеют от сырости, проникающей сквозь шёлковые чулки. Голова, не защищённая остатками волос, выталкивает из себя все мысли в желудок». Так ему и надо, не будет наших никчемными обзывать :))) Роза, спасибо за интересный материал Хоть я местами и повозмущалась вредным французишкой, пусть и талантливым :) Давно хотела выложить в этой теме одну картину, не помня автора, а сейчас глянула - тот самый Верне! Совпадениям таким давно перестала удивляться ЦАРСКОСЕЛЬСКАЯ КАРУСЕЛЬ. Художник О.Верне. 1843. Живописное полотно знаменитого французского художника Ораса Верне, заказанное императором Николаем I, запечатлело яркое красочное зрелище, получившее распространение почти во всех европейских дворах – средневековую карусель. На картине изображена рыцарская кавалькада, состоящая из членов семьи императора, облаченных в подлинные средневековые доспехи и платья, сшитые по образцам костюмов средневековья. В кавалькаде участвовала почти вся семья императора Николая I. Карусель - вид конного состязания, пришедшего на смену рыцарским турнирам. В каруселях «рыцари» двигались по кругу и на скаку выполняли ряд упражнений. Праздник был подготовлен в связи с 25-летием со дня бракосочетания князя Николая Павловича и прусской принцессы Фридерики-Луизы-Шарлотты-Вильгельмины. С XVII в. яркие и красочные карусели являлись непременным атрибутом придворной жизни почти во всех европейских дворах. Одновременно с придворными каруселями получили распространение аттракционы для горожан в виде каруселей с деревянными лошадками, вращающимися вокруг своей оси. В России карусели вошли в бытование при императрице Елизавете Петровне. Европейскую известность получила карусель, устроенная у Зимнего дворца в 1766 г. в царствование Екатерины Великой. При Николае I их устраивали едва ли не каждый месяц в гвардии. Особенность карусели 1842 г. в Царском Селе заключалась в том, что участники представления были одеты в подлинные средневековые доспехи из личной коллекции императора. Сам Николай Павлович восседал на прекрасном коне в латах времен императора Священной Римской империи Максимилиана. Для императрицы и ее двух дочерей сшили специальные роскошные «средневековые» двойные платья: верхние - бархатные, нижние - из парчи. http://dolorka.livejournal.com/2007/02/07/

Роза: Gata пишет: Хоть я местами и повозмущалась вредным французишкой, пусть и талантливым Французишкам изрядно отомстили, когда держали не дальше гувернёров, да на побегушках в лавках Таланты Верне как-то мимо меня. Его манера меня не трогает. В его портретах я не вижу ничего живого.

Mona: Еще немного о Верне. Любопытная шарада. О.Э.Ж.Верне. Зарисовки. 1836 Бумага, карандаш. 22,0 х 20,0 Надпись под рисунком: "Nissi и Missi" В верхней части листа изображён император Николай I с младшими сыновьями великими князьями Николаем и Михаилом Николаевичами. В нижней части листа изображены ножовка, флажок, дантист, удаляющий зуб, крестьянка, доящая корову, шагающие солдаты. В сообществе обсуждали версии, чтобы это значило http://community.livejournal.com/nicholas_i/212050.html А вы что думаете?

Gata: Может, добрый папа грозит мальчикам пилой подровнять молочные зубы, чтобы они были, как солдаты на параде? :)

Корнет: Мне показалась убедительной версия, которую озвучили в ЖЖ. Император объясняет сыновьям как "тяжела шапка Мономаха" (с)

Светлячок: Mona пишет: "Nissi и Missi" А не имена ли мальчиков имеются в виду? Николая и Михаила. Значит, дело скорее всего в них. Папа-царь объясняет им суть своей царской профессии. Что за всеми присматривать приходится. От солдат до крестьян. Как- то так

Лисенок: https://cloud.mail.ru/public/bcEJ/rouQ14iNu Собственно статья о Николае Первом) В облаке черновой вариант, так как чистовик на другом устройстве, так что Николай I превращается с какого-то момента в Николая Ш, но основная часть во всех вариантах одинаковая. Кроме того, о Николае Павловиче знаю еще две истории, в достоверности которых не поручусь, но к царю они подхооодят.

Sheena: Лисенок , спасибо большое за статью! Прочитала с большим интересом, но ответить руки дошли только сейчас. Честно говоря, читая архивные документы и воспоминания современников о Николае Павловиче, терзаюсь я смутными сомнениями, что был он непробиваемым воякой, способным сказать, что "воспитанники с выдающимися способностями ему не нужны". Попытка свести всё образование к "страху Божьему", исходящая от министра Шишкова, имела место ещё при Александре 1 (Калинина Е.А., "Реформа среднего и начального образования в России при Николае 1". Николай же, наоборот, пытался провести реформирование системы обучения, и привести её к неким единым "федеральным" стандартам. С другой стороны, не могу отрицать, что реальный Николай 1, в отличие от сериального образа, был очень верующим, православным человеком, сочетавшим в себе как стремление к воинской дисциплине, так и сугубо монархические (иерархические) взгляды, так и, опять же, глубокую веру в православные каноны, которые тоже построены по иерархической системе. Что, безусловно, имело свои негативные плоды как в смысле подавления инициатив, не согласованных с вышестоящими, и, в принципе, недопущении каких-либо вольностей, так и в стремлении к порядку, граничащем с патологией. При всем том, Николай Павлович отличался сильным интеллектом, техническим - математическим, инженерным- мышлением. Все это, вкупе с вышесказанным, категорически исключает образ "ветреного, эмоционального" ловеласа. Напротив, создается впечатление, что рассудок, сдержанность и дисциплину Николай Павлович ценит значительно больше эмоциональных порывов. Ну вот как-то так

Sheena: Нашла чудесный исторический анекдот про нашего дорогого Никса, почему-то не встречавшийся мне ранее: Однажды адмирал Лазарев (открыватель и исследователь Антарктиды) отказался от предложения императора остаться на обед, сославшись на срочные дела. Когда адмирал вышел, Николай только и сказал присутствовавшему М. Ф. Орлову (с 1844 г. начальник Третьего отделения): — Представь себе, есть в России человек, который не захотел со мною отобедать.



полная версия страницы