Форум » Мезонин » Царь-Освободитель » Ответить

Царь-Освободитель

Бреточка: Любоффь моя! Алекса́ндр II Никола́евич (17 (29) апреля 1818, Москва — 1 (13) марта 1881, Санкт-Петербург) — император Всероссийский, Царь Польский и великий князь Финляндский 1855—1881. Из династии Романовых. Генерал-фельдмаршал (принятие чина 30 апреля 1878 года[1]). Удостоен особого эпитета в историографии — Освободи́тель. Вошёл в русскую историю как проводник широкомасштабных реформ. Тезоименитство — 30 августа по юлианскому календарю.

Ответов - 227, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 All

Бреточка: В Москве тоже есть памятник Александру. Нужно сходить!

Olya: И все же самый оригинальный памятник в Петербурге: Храм Спас-на-Крови. Это с моего цифровика, я там была этой весной. Место, на котором погиб Александр: Долго там стояла, и все никак не могла отойти... И немного об истории храма: Спас-на-Крови. (Храм Воскресения Христова) Храм Воскресения Христова выстроен на том месте, где 1 марта 1881 года одного из членов террористической общества “Народная воля” был смертельно ранен царь Александр II. Отсюда и другие названия храма - “Спас-на-крови”, “Храм-на-крови” - метафоры, как бы проводящие параллель между мученической кончиной Христа и гибелью Александра II. Собор был воздвигнут по проекту архитектора А.А. Парланда и настоятеля Троице-Сергиевой пустыни архимандрита Игнатия (в миру И.В. Малышева), в прошлом студента Академии художеств. Авторы предложили за основу взять зодчество Москвы и Ярославля, используя при этом композицию храма Василия Блаженного на Красной площади в Москве. Строился храм с 1883 по 1907 годы. Здание собора установили на самом берегу Екатерининского канала (ныне канала Грибоедова) с тем, чтобы место ранения царя было заключено в его стены. Для этого пришлось строить специальный сплошной фундамент, выдвинув его в русло канала на 8 метров. Наружные стены храма декорированы фасонным кирпичом, мраморами “десяти тонов”, изразцами и мозаикой, фигурными наличниками и кокошниками. Девять куполов собора сияют красками цветных эмалей и золотом. Высота собора на уровне самого высокого купола - 81 метр. На цоколе установлено 20 мемориальных досок, рассказывающих о важнейших событиях царствования Александра II. На фронтонах храма - мозаичные панно по эскизам В.М. Васнецова на евангельские сюжеты. На северном фасаде - панно “Воскресение Христово” М.В. Нестерова, на западном - мозаика “Распятие Христа” А.А. Парланда, на южном - “Христос во славе” Н.А. Кошелева. На колокольне собора, расположенной прямо над каналом на специальной площадке помещены гербы губерний и областей России. Стены ее украшают мозаики “Деисус “ (В.В. Беляев) и “Богоматерь” (Н.А. Бруни). В отделке интерьеров использованы итальянские мраморы и русские самоцветы: яшма, орлец, горный хрусталь, топазы и др. На месте смертельного ранения императора установлена сень (навес) с четырьмя колоннами из яшмы, крестом и ажурной кованой решеткой. Богатейшая мозаика покрывает стены, своды, столбы церкви, иконостас. Это редчайшее собрание произведений русского мозаичного искусства площадью 7050 квадратных метров художников А.П. Рябушкина, Н.И. Кошелева, В.В. Беляева и других. После освящения храма специально указывалось, что храм Воскресения “ввиду особого его значения как общенародного памятника не может быть обращаем в приходскую церковь”. Собор на 1600 молящихся призван был играть роль мемориала Царя-Освободителя, осененного ореолом Царя-Мученика. Оформление колокольни наглядно иллюстрировало идею всенародной скорби, общей вины за содеянное и молитвенного раскаяния. Император Александр II оставил добрый след в истории. Он осуществил ряд прогрессивных реформ и в их числе - освобождение крестьян от крепостной зависимости. Его называли царем-освободителем. К концу его царствования была подготовлена конституция, ограничивающая самодержавие, но со смертью Александра II этот документ был предан забвению. Но несмотря на прогрессивный характер правления Александра II Исполнительный комитет “Народной воли” вынес смертельный приговор царю. И после этого все помыслы партии были направлены на подготовку цареубийства. На Александра II было совершено уже шесть покушений, когда он обратился за предсказанием к известной парижской гадалке. Она сказала, что на царя будет совершено восемь покушений и последнее восьмое - принесет ему смерть. К 1 марта 1881 года террористами была заложена мина под мостовой Малой Садовой улицы с тем, чтобы взорвать карету с царем, когда тот, как обычно по воскресеньям, поедет в Манеж. Кроме того, были подготовлены метальщики с бомбами, на тот случай, если мина не достигнет цели. В воскресенье 1 марта произошло непредвиденное: царь поехал в Манеж по Невскому проспекту, свернув к нему не на Малой, а на Большой Садовой. Перовская, одна из руководителей теракта, приказала метальщикам перейти на Екатерининский канал, сама стала у дома № 9 по набережной канала так, чтобы перспективе инженерной улицы своевременно увидеть выезд царя из Михайловского дворца. И тогда, когда царская карета свернула с Инженерной улицы на Екатерининский канал, Перовская подала знак метальщикам. Взорвалась бомба, брошенная Рысаковым. Карета была повреждена взрывом, но царь не пострадал. Он вышел, чтобы взглянуть на схваченного Рысакова. И в этот момент взорвалась бомба, брошенная Гриневицким. Взрыв отбросил царя к перилам канала. Гриневицкий сам был смертельно ранен, а умирающего царя увезли в Зимний дворец, где он вскоре умер. Так исполнилось предсказание гадалки: седьмое покушение - бомба Рысакова оказалось не смертельным, а бомба Гриневицкого - это можно считать восьмым покушением - оказалась смертельной. На другой день после смертельного покушения на Александра II Городская дума на своем чрезвычайном заседании постановила просить императора Александра III “разрешить городскому общественному управлению возвести часовню или памятник”. На это император ответил: “Желательно бы иметь церковь, а не часовню”. Но первоначально все-таки установили часовню, в которой ежедневно служилась панихида по убиенному императору. Одновременно был объявлен конкурс на создание храма-памятника. Победителем оказался Альфред Парланд. Дальнейшую работу он вел совместно с другим архитектором - архимандритом Троице-Сергиевой пустыни Игнатием, в миру И.В. Малышевым. Идея создания храма-памятника царю-освободителю и мученику стала заветной мечтой отца Игнатия сразу после покушения. Уже к концу трагического месяца марта он сделал наброски плана фасада, а затем, по преданию, с помощью набожной княгини Александры Иосифовны, доводит до сведения царя, что ему во сне будто бы явилась Богоматерь и показала “главные основы храма”. Внутри храма соорудили специальную сень, под которой находится дошедший до нас в неприкосновенности фрагмент набережной Екатерининского канала: часть решетки, плиты тротуара, булыжники мостовой, на которые упал, истекая кровью, царь-освободитель. Народная молва утверждает, что с тех пор отсюда слышатся стоны невинно убиенного императора. Образ храма-памятника многозначен: его религиозное, художественно-стилистическое и градообразующее значения тесно связаны. Как культовый объект он играл совершенно особую роль. И после того, как в 1930 году церковь была закрыта, она оставалась местом поклонения многих верующих, овеянном легендами о погибшем монархе. Попытки переосмыслить храм как памятник революционной борьбы народовольцев оказались искусственными и бесплодными. С Храмом-на- крови связана удивительная легенда , тема которой долговечность и устойчивость власти. В 1970 году, после полувека поистине варварского глумления над мемориальным храмом, который за время советской власти успел побывать и свалкой мусора, и складом декораций, который дважды собирались взорвать, вокруг Спаса-на-крови появились строительные леса. Началась реставрация. В нем предполагалось открыть музей керамики. Но, как обычно, работы затянулись. Сначала на пять лет. Потом - на десять. На пятнадцать. К строительным лесам привыкли. Они стали достопримечательностью Ленинграда, их непременно показывали туристам. Они попали в стихи и песни. Появились, весьма осторожные в ту пору, предсказания. Мол, стоять советской власти до тех пор, пока стоят леса вокруг Спаса-на-крови. А еще верующие люди утверждают, что среди икон храма есть одна, на которой будто бы можно увидеть роковые даты российской истории - 1917... 1941...1953... “И еще какая-то дата, - загадочно добавляют они, да вот непонятно какая”. http://spb20031.narod.ru/7.htm

Gata: Olya, спасибо за рассказ о Храме Спас-на-Крови. Я была там в прошлом ноябре, это место внушает благоговейный трепет.


Бреточка: Мне в этом храме плакать всегда хочется!

Роза: Мария Александровна (27 июля (8 августа) 1824, Дармштадт — 22 мая (8 июня) 1880, Санкт-Петербург) — супруга российского императора Александра II и мать будущего императора Александра III. Урождённая принцесса Максимилиана Вильгельмина Августа София Мария Гессенская (1824—1841), после замужества получила титул великой княгини (1841—1855), после восшествия супруга на российский престол стала императрицей (2 марта 1855 — 8 июня 1880).

Алекса: Актриса, которая играла принцессу Мари в БН чем-то похожа на нее. Я читала, что Мариинский театр назван в честь императрицы Марии Александровны.

Бреточка: Роза какую ты симпатичную фотку нашла императрицы. А то порой посмотришь

Роза: Бреточка , мне этот портрет тоже понравился

Царапка: Ещё один, Винтерхальтера. Не поручусь за точность - этот салонный художник за ней не гнался, уверяя, что лет через сто всё равно никто не будет знать, как выглядела модель (пересказываю, что помню по школьному кружку в Эрмитаже).

Бреточка: Царапыч, какой портрет!!! Я в ауте! *странно, почему мне какие-то не айс попадаюися протреты принцессы Марии *

Роза: Царапкин, ты молодец! Спасибище огромадное за этот портрет

Царапка: Бреточка, я просто помнила фамилию художника, прямо её и набрала.

Алекса: Даже на портретах видно, какая это была приятная женщина. И такая печальная женская судьба

Роза: Мне подарили вот какую славную книгу И вот, что я там вычитала: "… В двадцать лет наследник престола впервые влюбился самым серьезным образом. Предметом его страсти стала опять-таки фрейлина (что делать, если именно они, фрейлины, были всегда перед глазами и под рукой) императрицы Александры Федоровны некая Ольга Калиновская. Когда придворные заметили симпатию красивой девушки и Александра Николаевича друг к другу, то немедленно доложили об этом императрице. Эта история заставила императорскую чету поволноваться и оставила след в переписке супругов. В одном из писем жене Николай I передает ей свой разговор с Х. А. Ливеном: "Мы говорили про Сашу. Надо ему иметь больше силы характера, иначе он погибнет... Слишком он влюбчивый и слабовольный и легко попадает под влияние. Надо его непременно удалить из Петербурга..." Скандал в благородном семействе набирал силу, пока, наконец, не было решено всерьез и надолго разлучить влюбленных и поспешить с поисками подходящей партии для наследника престола. С этой целью Александр Николаевич был отправлен за границу, тем более что такое путешествие соответствовало плану его обучения. Ему повезло в том, что Жуковский, сопровождавший ученика в его европейском турне, был крупным поэтом-романтиком, специалистом в выражении возвышенных романтических чувств, к тому же он прекрасно помнил о собственных горестях на любовном фронте. Поэтому, как нам представляется, поэт оказался идеальным попутчиком для разочарованного в жизни и убитого горем юноши. Жуковский чутко ощущал страдания будущего самодержца, разлученного с возлюбленной, и не раз восхищался его выдержкой и верностью долгу. Сам же Александр Николаевич, похожий в тот момент на кого-то вроде гетевского Вертера, только в письмах к отцу позволял своей боли выплескиваться наружу. "Ты, наверное, приметил, - писал он в одном из них, не подозревая, насколько отец "приметил" то, о чем он ему писал, - мои отношения с О. К. ... Мои чувства к ней - это чувства чистой и искренней любви, чувства привязанности и взаимного уважения". Отцу же нечем было утешить сына, кроме обещания позаботиться о достойном будущем его возлюбленной."

Ифиль: Роза пишет: Памятник императору Александру II на Главной площади города Екатеринбурга, 1910 год. Автор снимка фотограф С.М.Прокудин-Горский. Красивый! Бреточка пишет: Очень трогательная фотка Действительно, очень мило!)))

Алекса: Ифиль пишет: Красивый! Да, жаль, что сейчас вместо этой красоты - автомобильная стоянка Роза пишет: "Ты, наверное, приметил, - писал он в одном из них, не подозревая, насколько отец "приметил" то, о чем он ему писал, - мои отношения с О. К. ... Мои чувства к ней - это чувства чистой и искренней любви, чувства привязанности и взаимного уважения" Я знала, что настоящий Алекс любил Ольгу по-настоящему, чувствовала это и не был таким, как в БН. Спасибо, Роза, эа этот отрывок

Роза: Алекса пишет: Роза, эа этот отрывок Пожалуйста

Gata: Роза, спасибо за лирический отрывочек из книги про Александра II. Вот даже и отец отмечал его чрезмерную влюбчивость - так что в этом отношении создатели БН не слишком погрешили против истории :) И большое спасибо за портреты императрицы Марии! Царапка, на портрет работы Винтерхальтера я не раз натыкалась в сети, но художника не запомнила. Понравилось, как сей салонный живописец относился к сходству с оригиналом, а вот сам портрет - не очень. Впрочем, Мария далеко не была красавицей. Но на портрете, который выложила Роза, она мне показалась симпатичнее - моложе, и не такая мрачная. Или просто ракурс удачный? Такой поэтический портрет. И такая грустная судьба...

Алекса: Gata пишет: так что в этом отношении создатели БН не слишком погрешили против истории :) Конечно он был влюбчивый, но не до такой же степени, что не успела карета Ольги скрыться за поворотом, а Алекс уже перед Натали на коленях стоит Это было очень некрасиво в сериале.

Gata: Алекса, но это ж был именно сериал, а не документальное кино. Фантазия сценаристов удержу не знала, вот и напахали.



полная версия страницы