Форум » Мезонин » Исторические реалии для фикрайтеров » Ответить

Исторические реалии для фикрайтеров

Роза: Приглашаю в этой теме делиться интересными и полезными сведениями о реалиях ХIХ века.

Ответов - 148, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 All

Роза: Я тоже считаю, что это какая-то ерунда. Русские всегда славились гостеприимством. Где эти писаки откопали таких друзей, которые их держали по ночам в комнатах без кроватей? Видимо, на ловца и зверь бежит

Gata: Думаю, дело тут не в том, что хозяевам чего-то жалко для гостей - вон, даже серебряные подсвечники задарили , а в том, что постель - это слишком личное, и люди могли просто брезговать как спать на чужом, так и давать в прокат свое. Тем более когда речь идет о состоятельных сословиях, могущих себя обеспечить в дороге всем необходимым. Поэтому описанная ситуация мне не кажется невозможной, но, конечно, хотелось бы получить еще какие-то подтверждения. Сложность в том, что о многих житейских вещах, которые сами собой подразумеваются, в дневниках-мемуарах не пишут, а ведь именно оттуда мы черпаем знания о быте той или иной эпохи. Сама я, как уже говорила выше, из литературы примеров не помню, но в комментариях к процитированной мной записи из ЖЖ говорили, что кое-где в книжках в описании дорожного скарба встречается-таки матрас :)

Роза: В образе Саломеи. Что-то я не наблюдаю голых пупков и вываливающихся персей, как нам продемонстрировали в БН.


ksenchik: Роза пишет: Что-то я не наблюдаю голых пупков и вываливающихся персей, как нам продемонстрировали в БН. Нам продемонстрировали современную версию беллиданса (если его можно так назвать) Отрыв от истории огромный.

Алекса: ksenchik пишет: Отрыв от истории огромный. Мы наверняка не знаем в каком платье танцевала Соломея. Я думаю, это был закрытый наряд. В Библии и других книгах о том времени не встречала описания, что женщины позволяли себе оголять тело. К тому же в этой истории ясно сказано, что Ирод и его гости впечатлились танцем, а не телом танцовщицы. Создатели БН сделали из Владимира какого-то озабоченного.

ksenchik: Алекса пишет: Создатели БН сделали из Владимира какого-то озабоченного. Да уж, они постарались на славу

Светлячок: Алекса пишет: В Библии и других книгах о том времени не встречала описания, что женщины позволяли себе оголять тело. Это позволила себе фантазия художников, которые мечтали, что бы перед ними вытанцовывали в таком виде Корф тоже так себе представлял клубничку. Отсюда и мерзкие тряпки, которые он Анне кинул. Она слегка поморщилась, потом натянула и понеслась вытанцовывать в лучших традициях заведения де Воланж. Можно было еще доходчивее сделать - затребовать попуасский танец. Прикрыть причинное место Нюшке снизу только травой

Olya: Роза пишет: Что-то я не наблюдаю голых пупков и вываливающихся персей, как нам продемонстрировали в БН. Да, все пристойно-закрыто Но я что-то не представляю Анну в таком костюме - мне кажется, суть в то том, что актрисы и так были в корсеты затянуты весь период съемок, так еще и упускать такую возможность нарядить главную героиню во что-нибудь пикантное хоть раз - нееее, это было никак нельзя Зрители бы не пережили

Четвёртая Харита: ksenchik пишет: современную версию беллиданса Это не беллиданс. Подруга профессионально занимается. Никаких трений пузочком, головы рядом с ширинкой там нет. Это завораживающе красивый танец, даже не танец а целое действо. Алекса пишет: Создатели БН сделали из Владимира какого-то озабоченного. Ага , а потом пытались уверить что у него ласковые и нежные чувства, как Рита говорила - трепетные Светлячок пишет: Можно было еще доходчивее сделать - затребовать попуасский танец. Неа, древнегреческий . Они там на симпосионах в стиле ню зажигали.

Роза: Olya пишет: о я что-то не представляю Анну в таком костюме - мне кажется, суть в то том, что актрисы и так были в корсеты затянуты весь период съемок, так еще и упускать такую возможность нарядить главную героиню во что-нибудь пикантное хоть раз - нееее, это было никак нельзя Пошлятину то зачем было гнать? Можно было сделать очень красиво и чувственно, не позоря героиню. Не делая из нее опытную в соблазнении стервозу. Смотрите какая красота. И это тоже Саломея.

Olya: Роза пишет: Пошлятину то зачем было гнать? Роза, это тоже риторический вопрос А вообще, мне кажется, сейчас без пошлятины редко обходятся. Это считается чем-то вроде приправы к блюду. Вот и в БН, как ни жаль, не удержались. Роза пишет: Смотрите какая красота Не то слово. Завораживает, утащила в свою папку

Gata: Olya пишет: А вообще, мне кажется, сейчас без пошлятины редко обходятся. Это считается чем-то вроде приправы к блюду. Вот и в БН, как ни жаль, не удержались Читала вчера про скандал с балериной Саркисовой, которую поперли из Венской оперы за то, что снялась в эротической сессии для какого-то журнала. Она, само собой, огрызается - почему в спектаклях можно выходить на сцену ню, а в журнале нельзя, и коллеги-балерины кивают - да, было дело, танцевали в естественном виде... Если уж на такой уважаемой сцене нагишом танцуют, то что о мыле говорить.

Эйлис: В тему грядущего мероприятия в "Усадьбе" История балов в России. Танцевальная культура России в XIX веке , Начиная с петровской эпохи во всех государственных высших и средних учебных заведениях, высших школах, иностранных пансионах танец стал обязательным предметом. Его изучали в царском лицее и в скромных ремесленных и коммерческих училищах. В России не только прекрасно знали все новейшие и старинные бальные танцы, но умели исполнять их в благородной манере. Иностранные специалисты - владельцы частных танцевальных классов - невольно перенимали русскую манеру обучения. Танцевальная культура России в XIX веке стояла на большой высоте. Русская школа классического танца с каждым десятилетием, с каждым новым творческим этапом заявляла о себе как о сильной художественно-педагогической системе. Петербург и Москва постепенно становятся самыми значительными хореографическими центрами Европы. Дворянские балы Балы проходили в огромных и великолепных залах, окруженных с трех сторон колоннами Зал освещался множеством восковых свечей в хрустальных люстрах и медных стенных подсвечниках В середине зала непрерывно танцевали, а на возвышенных площадках по двум сторонам залы у стены стояло множество раскрытых ломберных столов, на которых лежали колоды нераспечатанных карт Здесь играли, сплетничали и философствовали. Бал для дворян был местом отдыха и общения. Музыканты размещались у передней стены на длинных, установленных амфитеатром скамейках. Протанцевав минут пять, старики принимались за карты. Балы проводились по определенной четко утвержденной в дворянском обществе традиционной программе. Поскольку тон балу задавали танцы, то они и были стержнем программы вечера. В XVIII веке было принято открывать бал польским танцем или полонезом, этот танец заменил менуэт, вторым танцем на балу был вальс. Кульминацией бала была мазурка, и завершал балы котильон. Кавалеры на балах заранее записывались, приглашая дам на разные танцы. Во второй половине XVIII—XIX веке дворяне на балы ездили с удовольствием. Танцы осваивали с раннего детства — с 5—6 лет. Обучение танцам напоминало тренировку спортсмена, которая в нужный момент придавала танцорам ловкость, уверенность, привычность в движениях, непринужденность. Ножки танцующих независимо от их волнения «делали свое дело». Танцы придавали манерам дворянина величавость, грацию, изящество. Это было, как говорят, «в крови» и воспитывалось с детства. Полонез Полонез, которым открывался бал, вошел в моду при Екатерине И. Длился он 30 минут. Все присутствующие должны были принять в нем участие. Его можно было назвать торжественным шествием, во время которого дамы встречали кавалеров. Иностранцы называли этот танец «ходячий разговор». Промах в танцах на балу мог стоить карьеры. Было очень постыдным на балу потерять такт. Вторым танцем был вальс, о котором А. С. Пушкин писал: Однообразный и безумный, Как вихорь жизни молодой, Кружится вальса вихор шумный, Чета мелькает за четой. Танец этот действительно немного однообразный, так как состоит из одних и тех же постоянно повторяющихся движений. Вальс — танец романтический и безумный: партнер обхватывает даму за талию и кружит ее по зале. Только русские исполняли на балах «летучие, почти воздушные вальсы». Мазурка Мазурка — это середина бала. Она «приехала» в Россию из Парижа в 1810 году. Дама в мазурке идет плавно, грациозно, изящно, скользит и бегает по паркету. Партнер в этом танце проявляет активность, делает прыжки «антраша», во время которых в воздухе он должен уда-рить нога об ногу три раза. Умелое пристукивание каблуками придает мазурке неповторимость и шик. В 20-е гг. XIX века мазурку стали танцевать спокойнее, и не только потому, что от нее страдал паркет. Об этом писал А. С. Пушкин: "Мазурка раздалась. Бывало, Когда гремел мазурки гром, В огромной зале все дрожало, Паркет трещал под каблуком, Тряслися, дребезжали рамы, Теперь не то: и мы, как дамы, Скользим по лаковым доскам." Мазурку танцевали в четыре пары. При ее исполнении допускались разговоры. Каждый новый танец на балу содержал меньше форм торжественного балета и больше танцевальной игры, свободы движений. Котильон В конце бала исполняли французский танец котильон. Он представлял собой танец-игру, шаловливый и непринужденный. Кавалеры в этом танце становятся на колени перед дамой, сажают ее, обманывают, отскакивают от нее, перепрыгивают через платок или карту. На балах, кроме основных, были и другие старинные танцы — гавоты, кадрили, польки. Все зависело от моды и вкусов устроителей балов. Около девяти часов вечера на балу в частном доме накрывали ужин. Персики и ананасы из своих оранжерей, шампанское и сухое вино своего приготовления. Хозяин не садился за стол и заботился о гостях. Ужин заканчивался в 11-м часу, после чего играли русскую и гости пускались в пляс. Когда хозяин давал знать, то музыка прекращалась, и все разъезжались по домам. Хозяин целовал ручки дам и обнимал знакомых, трепал их по плечу. Улица заполнялась экипажами. Балы были настолько важной частью дворянской жизни, что весь остальной досуг был подчинен подготовке к ним. В дворянских домах ни на минуту не умолкало звучание клавикордов, пение и танцевальные уроки. В конце XVIII века появился клавесин — дедушка нынешнего фортепиано. Музыка и танцы были частью дворянского образования. Балы позволяли дворянским детям усваивать азы хороших манер и светских приличий. Именно тогда появляются книги хороших манер. Одна из них, появившаяся при Елизавете Петровне, учила, что «большая вежливость — это учтивый обман», «истинное учтивость — это одолжение», «притворное лукавство — это обхождение», «всякое излишнее вредно, а наипаче в обхождении». Дворянский бал был школой общения для людей. На балу влюблялись и выбирали невесту и жениха. Именно поэтому балы имели такую долгую историю. В наше время история балов возобновляется. Слово пришло в русский язык из немецкого; в переводе означает мяч. В старину в Германии существовал такой обычай: на Пасху сельские девушки с песнями обходили дома своих подруг, которые за минувший год вышли замуж. Каждой из них дарили по мячику, набитому шерстью или пухом. В ответ молодая женщина обязывалась устроить для всей молодежи деревни угощение и танцы, наняв за свой счет музыкантов. Сколько было в селе молодоженов, столько давалось и мячей, или балов, то есть вечеринок с танцами. В России до конца XVII в. ничего похожего на балы не существовало. В 1718 г. указом Петра I были учреждены ассамблеи , ставшие первыми русскими балами. На протяжении XVIII-XIX вв. балы все прочнее входили в русский обиход и вскоре перестали быть принадлежностью только дворянского образа жизни, проникнув во все слои городского населения. Некоторые бальные танцы, например кадриль , в XIX в. стали танцевать даже в деревне. Бал имел свои правила, свою последовательность танцев и свой этикет, особые для каждой исторической эпохи. Обязательной принадлежностью бала был оркестр или ансамбль музыкантов. Танцы под фортепьяно балом не считались. Бал всегда заканчивался ужином и очень часто включал дополнительные, кроме танцев, развлечения: небольшой концерт специально приглашенных артистов или любителей - певцов и музыкантов - из числа гостей, живые картины даже любительский спектакль. По сложившейся в России традиции не принято было устраивать балов, как и других многолюдных развлечений, в период больших постов, Особенно Великого поста, а также во время траура. Упоминание об этом можно найти в "Горе от ума" А.С. Грибоедова: "...съедутся домашние друзья Потанцевать под фортепьяно. Мы в трауре, так балу дать нельзя." И в другом месте: "Балы дает нельзя богаче, От Рождества и до поста И летом праздники на даче." Действительно, традиционно бальный сезон длился с Рождества (25 декабря по старому стилю) и до последнего дня масленицы. В остальное время года балы устраивались редко, по особым случаям. Придворные балы Наиболее официальной разновидностью были придворные балы, довольно чопорные и скучные. На них собирались тысячи гостей. Так, на балу 1 января 1828г. было до сорока тысяч человек. Участие в придворных балах было обязательным для приглашенных. От него могла избавить только серьезная болезнь. На балах, кроме императора, императрицы и членов царской семьи - великих князей, княгинь и княжон, присутствовали придворные чины: гофмейстеры, гофмаршалы, шталмейстеры, церемониймейстеры, камергеры, камер-юнкеры, статс-дамы, фрейлины и пажи, а также дипломаты, гражданские чиновники, имевшие по "Табели о рангах" четыре высших класса, все живущие в Петербурге генералы, губернаторы и предводители дворянства, гостившие в России знатные иностранцы. Обязаны были ездить на придворные балы и гвардейские офицеры - по два человека от каждого полка. Для этого существовали специальные графики - разнарядки, помогавшие соблюдать очередность. Офицеры приглашались специально как партнеры по танцам. Все семейные должны были являться с женами и взрослыми дочерьми. На придворные балы полагалось приезжать в полной парадной форме, в наградах. Для дам также были установлены платья специального фасона, богато расшитые золотой нитью. В некоторых случаях ко двору приглашались также представители богатого купечества и верхушки горожан. В результате дворцовые залы оказывались битком набиты народом, делалось очень тесно и жарко. Из-за преобладания пожилых людей танцующих было немного. Некоторые садились играть в карты, а большинство гостей чинно перемещались из зала в зал, дивясь пышности дворцового убранства, глазея на императора и высокопоставленных вельмож и дожидаясь ужина. Великосветские балы Представители знатнейших и богатейших семей Петербурга и Москвы давали великосветские балы. Именно они наиболее полно выражали особенности той или иной бальной эпохи. Особенно великолепны были великосветские балы второй половины XVIII и первой костюмы, около 1840 г. половины XIX в. Здесь тоже бывало многолюдно, но в меру - тысяч до трех приглашенных. Гости созывались по выбору хозяев дома из числа их друзей, родственников и великосветских знакомых. Нередко приезжали и члены императорской семьи, но без всякой официальности - просто в гости. От участия в подобных балах можно было отказаться, извинившись перед хозяевами, и поехать куда-нибудь в другое место, но делали это нечасто: подобные балы считались очень престижными, а хозяева наперебой старались превзойти друг друга и удивить гостей разными затеями, изысканным ужином и роскошью бального убранства. Каждый старался как мог. В залах горели тысячи свечей, что тогда являлось главным признаком большого праздника: свечи были дороги, и в повседневной жизни комнаты освещались очень скупо. Лестницы были устланы дорогими коврами, всюду теснились тропические растения в кадках; душистая вода струилась из специально устроенных фонтанов; распространяли ароматный дымок курильницы. К ужину подавали редкие тогда в России ананасы, экзотические в зимнее время персики, виноград, свежую клубнику, огромных рыб, необыкновенные блюда, дорогие вина со всего света и т.п. На подобных балах чаще всего происходили светские дебюты молодых людей и девушек, которых начинали вывозить в свет. Общественные балы Множество разновидностей имели общественные балы. Особенно часто давались они в провинции: в зданиях Благородного или городского собрания, в театрах, различных клубах, в резиденциях губернаторов и в залах, снятых в домах частных лиц. Как правило, круг участников таких балов был широким и пестрым: чиновники, военные, помещики, учителя и пр. Средства на такие балы собирались по подписке (в складчину), либо на них продавали билеты, которые мог купить каждый желающий. Общественные балы устраивались не только дворянством, но и купечеством, ремесленниками, художниками и артистами и т.п. Балы семейные Наиболее веселыми и непринужденными бывали обычно балы семейные. Их приурочивали к семейным праздникам, приглашали родню и близких знакомых - как правило несколько десятков человек. Выделяли в бальной семье также маскарады , благотворительные балы, на которые продавали билеты, а в залах устраивали благотворительную торговлю. Для этого строили небольшие, нарядно украшенные павильончики и палатки, в которых дамы-добровольцы продавали фрукты, цветы, сласти и разные безделушки. Фиксированных цен не было; каждый платил столько, сколько мог или хотел. Все вырученные от бала средства шли в пользу какого-нибудь детского приюта, учебного заведения, пострадавших от стихийных бедствий и т.п. Подобный бал описан в повести А.П. Чехова "Анна на шее". Сельские праздники Были, наконец, еще сельские праздники, дававшиеся летом на дачах и в загородных имениях. Они включали кроме бала концерты роговой музыки , фейерверки и т.п. Танцевали здесь зачастую прямо под открытым небом на лужайках или в огромных палатках, поставленных среди деревьев парка. Бал – это совершенно особенное событие в жизни человека прошлого и позапрошлого веков. Как отмечал большой знаток русской истории Юрий Михайлович Лотман: «Здесь реализовывалась частная жизнь дворянина: он не был ни частное лицо в частном быту, ни служивый человек на государственной службе – он был дворянин в дворянском обществе, человек своего сословия среди своих.» Балами славилась столица – Санкт - Петербург, но любили их и в Москве, и в провинциальных городах. По материалам сайта: http://www.liveinternet.ru

Роза: Эйлис пишет: Гости созывались по выбору хозяев дома из числа их друзей, родственников и великосветских знакомых. Нередко приезжали и члены императорской семьи, но без всякой официальности - просто в гости. Берём на заметку Эйлис , спасибо Очень и очень интересно.

Gata: Эйлис, спасибо за богатую информацию о балах! Эйлис пишет: Подобный бал описан в повести А.П. Чехова "Анна на шее" С вашего позволения, добавлю видеоиллюстрацию

Эйлис: Gata пишет: С вашего позволения, добавлю видеоиллюстрацию Я помню этот фильм Катя, спасибо за чудесные кадры прошлых лет и не стареющего Чехова.

Роза: Посадка в седло. Классический способ: Конюх встает с левого бока лошади. Наездница берет хлыст и повод в правую руку, положив ее на вернюю луку. После этого наездница поднимает левую ногу, а левой рукой она приподнимает платье. В этот момент конюх нагибается и подставляет ей под ногу скрещенные ладони. Наездница кладет свою левую руку на его правое плечо, и оттолкнувшись правой ногой от земли приземляется в седло. Затем наездница перекидывает правую ногу через верхнюю луку, и сопровождающий расправляет ей платье и подает стремя. Удобнее садиться в седло с монтуара (подставки). При этом вы ставите левую ногу в стремя, садитесь боком и после этого перекидываете правую через верхнюю луку. Один из возможный вариантов посадки для тренировки (если вы в бриджах): это сесть как в обычное седло, и после чего перекинуть ногу через шею лошади. Но если вы в амазонке, то юбка в том случае очень неитетично задерется и останеться по обоим бокам седла и лошади. Кадр из советского фильма "Война и мир". Наташа Ростова на охоте. http://community.livejournal.com/side_saddle/5901.html

Алекса: Эйлис , очень интересно. Спасибо. Вроде кажется, что читала и знаешь тему, а всегда найдется, что-то новое, удивительное и интересное. Эйлис пишет: Танцы осваивали с раннего детства — с 5—6 лет. Обучение танцам напоминало тренировку спортсмена, которая в нужный момент придавала танцорам ловкость, уверенность, привычность в движениях, непринужденность. Подтверждаю. Чем раньше ребенок начинает серьезно заниматься танцем, тем лучше. Если потом выбрать другую профессию, осанка, навык остаются на всю жизнь. Эйлис пишет: И. Длился он 30 минут. Для немолодых и полных людей самый подходящий танец. Это далеко не мазурка, где надо постоянно держать темп. Эйлис пишет: Только русские исполняли на балах «летучие, почти воздушные вальсы». Надо же. Не знала. Эйлис пишет: Паркет трещал под каблуком, Тряслися, дребезжали рамы, Забавно. Эйлис пишет: Кавалеры в этом танце становятся на колени перед дамой, сажают ее, обманывают, отскакивают от нее, перепрыгивают через платок или карту. Сажают куда? А вообще, звучит как в соседней теме про был 19 века. Розик, я не успеваю сейчас прочитать твой материал, но вижу, что интересно. Вечером посмотрю.

Carolla: Эйлис пишет: Полонез, которым открывался бал, вошел в моду при Екатерине Помню в "Российской империи" Парфенов рассказывал, что самым популярным был полонез Огинского, написанный в год последнего раздела Польши в 1794 году и именно им открывались в России балы.

Gata: Роза, спасибо за рассказ о процессе водворения дамы в седло Запомнить бы вумное словечко "монтуар" :) Роза пишет: конюх нагибается и подставляет ей под ногу скрещенные ладони... сопровождающий расправляет ей платье и подает стремя. До складок на юбке конюха не допускают ))))) Carolla пишет: Помню в "Российской империи" Парфенов рассказывал, что самым популярным был полонез Огинского, написанный в год последнего раздела Польши в 1794 году и именно им открывались в России балы.



полная версия страницы