Форум » Мезонин » Исторические реалии для фикрайтеров » Ответить

Исторические реалии для фикрайтеров

Роза: Приглашаю в этой теме делиться интересными и полезными сведениями о реалиях ХIХ века.

Ответов - 148, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 All

Роза: Пишу фик. И столкнулась с вопросом о западных границах Российской империи до середины 19 века и устройстве таможенной службы. Не люблю, когда в фиках появляются исторические неточности. Решила уточнить этот вопрос, чтобы придать тексту реальный исторический колорит. Надеюсь, что это будет интересно и другим авторам. Приглашаю всех к обсуждению. За дополнительную информацию буду признательна Границы России в XIX веке Инспектирование западной границы военным министром М.Б.Барклаем-де-Толли вскрыло немало изъянов в деятельности пограничных структур, о чем он и доложил императору Александру I. Взоры правительства обратились к казачеству. За многие века оно накопило богатый опыт военной службы на укрепленных линиях, имело необходимые навыки сторожевой службы. В 1811 году последовал высочайший указ об учреждении пограничной казачьей стражи. Было составлено расписание казачьих полков по участкам границы. К 1819 году, с принятием Таможенного устава, пограничная стража учреждается по всей сухопутной и морской границе. На контрольной черте между Российской империей и Царством Польским устанавливается "таможенный присмотр", который осуществляет контроль не только за движением товаров, но и за перемещением лиц. В истории пограничной стражи России есть свои ключевые даты. Одна из них – 5 августа 1827 года. Именно в этот день министр финансов граф Е.Ф.Канкрин представил на утверждение императору Николаю I "Положение об устройстве пограничной таможенной стражи". В нем, в частности, отмечалось: "Главные перемены в этом положении состоят в твердом воинском разделении Стражи, в назначении воинских командиров, в точном определении обмундирования и прочих снаряжений". Устанавливалось 13 военных таможенных округов, создавались 4 бригады и 7 полубригад. В них несли службу 11 бригадных и полубригадных командиров, 31 командир роты, 119 надзирателей и 156 помощников надзирателей, 37 писарей, 3282 нижних чина, в том числе 2018 конных и 1264 пеших. Протяженность охраняемого европейского участка границы составляла 8800 верст. В то же время бригады и полубригады оставались в ведении гражданской администрации. Это фактически привело к двоевластию. Как и следовало ожидать, казаки оказались мало приспособленными к столь запутанным в правовом отношении условиям, и в 1832 году их полностью заменили пограничной таможенной стражей. Усилили подразделения первой линии, возложив на них и карантинную службу. С этого года пограничная таможенная стража стала называться пограничной стражей. 26 ноября 1832 года министр финансов выступил с ходатайством о разрешении пограничникам применять оружие. Государственный совет утвердил на этот счет правила. Суть их сводилась к тому, что все гражданские лица должны были "почитать" чинов стражи и по их требованию останавливаться. При неподчинении любого нарушителя стражники должны были, дважды окликнув, "догнать", задержать силой, а в случае сопротивления "употреблять оружие". Если они заметят скопление вооруженных или не имеющих с собой оружия, но "могущих причинить увечие" лиц, то могут по ним сделать выстрел; в случае же "действительного нападения" "могут употреблять как холодное, так и огнестрельное оружие, с возможною однако умеренностью, и если во всех сих случаях кого убьют или ранят, свободны от всякого наказания, а сопротивлявшиеся или нападавшие накажутся по всей строгости закона". Чины стражи, замеченные "в безнужном употреблении оружия", также отвечают по закону. Подписал это решение председатель Госсовета граф В.П.Кочубей, Николай I утвердил: "Быть по сему". Правила, как нетрудно заметить, не отличались четкостью. Как, например, понимать слова: "действительное нападение", "с возможной однако умеренностью"? Инструкции, изданные в развитие правил, мало их дополняли. Неясность законов была замечена Николаем I, о чем говорят две его резолюции 1834 года на докладах министра финансов: "Наистрожайше приказать Таможенной Страже по контрабандирам действовать боевыми зарядами"; "Подтвердить Пограничной Страже действовать силою оружия всегда, когда против них чинится буйство". Однако затруднительность доказать свою правоту при отсутствии свидетелей парализовывала волю нижних чинов. Лишь в 1897 году была принята инструкция, расширяющая права пограничников. Она допускала применение оружия по нарушителям границы после двукратного оклика "стой!" и предупредительного выстрела вверх, а также при нападении на пограничный наряд. Информация взята http://www.rusk.ru/st.php?idar=800053

Gata: Роза, спасибо за интересную тему! Пошуршу в сети на этот предмет, что найду - поделюсь всенепременно. А нижние-то чины, на которые возлагалась основная тяжесть несения охранной службы, как и в наши времена, почти бесправны - поди, докажи правомочность применения оружия, особенно если нарушитель - лицо влиятельное. Легче и приятней на лапу взять ))))

Роза: Парфюм в николаевскую эпоху Что интересно, духи в России до второй половины 19 века не производились. Все завозилось из Европы. Из Франции в большинстве своём. Мне просто стало интересно, а чем душились наши дамочки в БН Вот какую инфу я нашла на тему парфюма. "Француз А. де Кюстин, посетивший Российскую империю в 1839 г., признавался, что русский человек распускает ароматы на большое расстояние. Великосветские подданные императора умащивали себя, по свидетельству француза, мускусом, что при большом скоплении народа создавало в Зимнем дворце предгрозовую атмосферу – дышать оказывалось нечем. Однако в реальности дело было не только в подданных Российской короны. Издавна в императорских дворцах практиковался обычай благовонных окуриваний – и известно, что Николай I был однажды потрясен, узнав, будто на эту процедуру тратится сто рублей в день. Он приказал тратить не более ста рублей в месяц. А генерал А. А. Игнатьев рассказал, как подобные окуривания происходили при последнем русском императоре. Перед началом бала лили на раскаленные совки так называемые придворные духи, распространявшие какой-то особый аромат, присущий Зимнему дворцу. Тот же Игнатьев сообщил, что танцующим на императорских балах кавалерам было категорически запрещено употреблять алкоголь, и в том числе шампанское, чтобы в горячке танцев от них не разило спиртным." http://www.spbvedomosti.ru/article.htm?id=10254389@SV_Articles


Klepa: Роза пишет: танцующим на императорских балах кавалерам было категорически запрещено употреблять алкоголь, и в том числе шампанское, чтобы в горячке танцев от них не разило спиртным весьма предусмотрительно! Роза, мурси за интересную тему

Olya: Роза , как интересно Роза пишет: Француз А. де Кюстин, посетивший Российскую империю в 1839 г Да, его книга просто кладезь, рукописный памятник 1839 году

Роза: Olya пишет: Да, его книга просто кладезь Оля, спасибо за ссылку. Но этот господин был довольно предвзятым.

Gata: Сколько любопытных бытовых деталей всплывает из недр интернета! И мне ужасно захотелось стать владелицей такого изящного футлярчика для духов, как на картинке :))) Спасибо, Роза! Роза пишет: Тот же Игнатьев сообщил, что танцующим на императорских балах кавалерам было категорически запрещено употреблять алкоголь, и в том числе шампанское, чтобы в горячке танцев от них не разило спиртным. Хехе, а в БН все за милую душу употребляли - вся императорская фамилия в том числе, не говоря о баронах и поэтах. Один Беня от стакана отказался )))) Olya - да, Кюстин это кладезь! А я еще люблю почитывать "Путешествие в Россию" Теофиля Готье - к сожалению, в сети ее целиком не видела, только отрывки. Поищу еще, и если не найдется, буду просто перепечатывать сюда интересные подробности. Конечно, иностранцы пристрастны, не без этого, но даже за критикой из сквозит неподдельное восхищение нашим русским размахом :)

Olya: Роза пишет: Но этот господин был довольно предвзятым. Да, но надо же откуда-то черпать информацию, если не хотим сильно перевирать историю Gata пишет: Сколько любопытных бытовых деталей всплывает из недр интернета! Я помню как-то даже Диану поправила в ее "Человеколюбии", там она про ресторацию пишет в моменте знакомства с Жюли. А я случайно в Сети обнаружила, что женщины до 1860 года с хвостиком в рестораны не допускались, только мужчины... Вот такая была дискриминация.

Роза: Гата, От такой изящной вещицы и я бы не отказалась Olya пишет: что женщины до 1860 года с хвостиком в рестораны не допускались, только мужчины... Женщины с хвостиком? Что это такое, объясните!

Olya: Роза пишет: Женщины с хвостиком? Роза... *ушла под стол с диким взрывом хохота* Уточняю, слово "хвостик" относится к годам, а не к женщинам...

Роза: Olya пишет: Уточняю, слово "хвостик" относится к годам, а не к женщинам... Дошло

Gata: История русской дуэли. Дуэль в России - больше чем дуэль! "К барьеру!" Каков же был исторический путь дуэли в нашем Отечестве? Предположительно первой дуэлью в России можно считать поединок, состоявшийся в 1666 году в Москве между двумя наемными иностранными офицерами — шотландцем Патриком Гордоном (впоследствии петровским генералом) и англичанином майором Монтгомери. Но в то время в среду русских этот обычай еще не проник. Тем не менее единичные прецеденты заставили царевну Софью в указе от 25 октября 1682 года, разрешившем всем служилым людям Московского государства носить личное оружие, оговорить запрет на поединки. Петр Великий, энергично насаждая в России европейские обычаи, поспешил предупредить распространение дуэлей жестокими законами против них. Глава 49 петровского Воинского устава 1715 года, называвшаяся «Патент о поединках и начинании ссор», провозглашала: «Никакое оскорбление чести обиженного никаким образом умалить не может», потерпевший и свидетели происшествия обязаны незамедлительно донести о факте оскорбления военному суду; недонесение тоже каралась. За сам вызов на дуэль полагалось лишение чинов и частичная конфискация имущества, за выход на поединок и обнажение оружия — смертная казнь с полной конфискацией имущества, не исключая и секундантов. Еще более определенно гласил на этот счет изданный в качестве приложения к петровскому уставу «Артикул воинский» 1715 года, в котором поединкам были посвящены две статьи. В первой из них («артикул 139») говорилось: «Все вызовы, драки и поединки чрез cue наижесточайше запрещаются. Таким образом, чтоб никто, хотя б кто он ни был, высокого или низкого чина, прирожденный здешний или иноземец, хотя другой, кто словами, делом, знаками или иным чем к тому побужден и раззадорен был, отнюдь не дерзал соперника своего вызывать, ниже на поединке с ним на пистолетах или на шпагах биться. Кто против сего учинит, оный всеконечно, как вызыватель, так и кто выйдет, имеет быть казнен, а именно повешен, хотя из них кто будет ранен или умерщвлен... то их и по смерти за ноги повесить». Следующая статья («артикул 140») оговаривала то же и насчет секундантов: «Ежели кто с -кем поссорится и упросит секунданта», то и секунданта «таким же образом наказать надлежит». Как видикТ, кары за поединок были выдержаны в типично петровском, беспощадно жестоком стиле. Невзирая на это, петровские узаконения против поединков, формально действовавшие до 1787 года, за все эти семьдесят лет ни разу не были применены. В чем же дело? А в том, что само понятие чести в его европейском значении еще не вошло в сознание русского дворянства, и дуэлей практически не было вплоть до второй половины екатерининского царствования. Не следует забывать, что петровские нововведения в отношении западных обычаев и нравов были слишком поверхностными, в массе своей русское дворянство по уровню воспитания и внутренней культуры долго еще мало чем отличалось от простого народа, и стремление смыть поругание чести кровью в честном бою было ему чуждо. К тому же был еще исключительно велик страх перед репрессиями со стороны государства, до 1762 года действовало зловещее «слово и дело». Поэтому, когда в екатерининскую эпоху среди дворянской молодежи начали распространяться дуэли, представители старшего поколения отнеслись к этому с безусловным осуждением. Д. И. Фонвизин в «Чистосердечном признании в делах и моих помышлениях» вспоминал, что его отец считал дуэль «делом противу совести» и поучал его: «Мы живем под законами, и стыдно, имея таковых священных защитников, каковы законы, разбираться самим на кулаках или на шпагах, ибо шпаги и кулаки суть одно, и вызов на дуэль есть не что иное, как действие буйной молодости». А вспомним, как отчитывал Петра Гринева, героя пушкинской «Капитанской дочки», за поединок со Швабриным его отец Андрей Петрович Гринев в своем письме: «...собираюсь до тебя добраться да за проказы твои проучить тебя путем как мальчишку, несмотря на твой офицерский чин: ибо ты доказал, что шпагу носить еще недостоин, которая пожалована тебе на защиту отечества, а не для дуэлей с такими же сорванцами, каков ты сам». И тем не менее дуэли постепенно все более проникали в среду дворянской молодежи. И причиной здесь был не столько «дух буйной молодости», в чем неодобрительно корили детей законопослушные отцы, сколько формировавшееся чувство чести и личного достоинства, складывавшееся постепенно, с развитием образования и сословного воспитания, и усиливавшееся с каждым новым поколением. Дворянская молодежь, попрежнему верная присяге-и престолу, не допускала при этом вмешательства государства в дела чести. Позднее эту формулу емко и сжато выразил генерал Корнилов в своем жизненном кредо: «Душа — Богу, сердце — женщине, долг — Отечеству, честь — никому». Ко времени распространения в России дуэлей грозные статьи петровского артикула, каравшие смертью за поединок, были основательно позабыты, так как прошло шестьдесят лет со времени их опубликования. И перед «властями предержащими» встает проблема: как бороться с дуэлями? В 1787 году Екатерина Великая издала «Манифест о поединках». В нем дуэли назывались чужестранным насаждением; участникам дуэли, окончившейся бескровно, устанавливался в качестве меры наказания денежный штраф (не исключая секундантов), а обидчику, «яко нарушителю мира и спокойствия», — пожизненная ссылка в Сибирь. За раны и убийство на дуэли наказание назначалось как за соответствующие умышленные преступления. Апогея своего дуэли достигли в первой половине XIX века. Запрещение дуэлей было вновь подтверждено в изданных при Николае I «Своде законов уголовных» 1832 года и «Уставе военно-уголовном» 1839 года, обязывавшем воинских начальников «стараться примирять ссорящихся и оказывать обиженному удовлетворение взысканием с обидчика». Но ничто не помогало! Более того, дуэли в России отличались исключительной жесткостью условий неписаных кодексов: дистанция колебалась от 3 до 25 шагов (чаще всего 15 шагов), встречались даже дуэли без секундантов и врачей, один на один, нередко дрались до смертельного исхода, порой стрелялись, стоя поочередно спиной у края пропасти, чтобы в случае попадания противник не остался в живых (вспомним дуэль Печорина и Грушницкого в «Княжне Мэри»). При таких условиях нередко погибали оба противника (как это было в 1825 году на дуэли Новосильцева и Чернова). Более того, командиры полков, формально следуя букве закона, фактически сами поощряли в офицерской среде такое чувство чести и под разными предлогами освобождались от тех офицеров, которые отказывались драться на поединке. При этом лично Николай I относился к дуэлям с отвращением, известны его слова: «Я ненавижу дуэль. Это — варварство. На мой взгляд, в ней нет ничего рыцарского. Герцог Веллингтон уничтожил ее в английской армии и хорошо сделал». Но именно на 20—40-е годы XIX века приходятся громкие дуэли Пушкина с Дантесом, Рылеева с князем Шаховским, Грибоедова с Якубовичем, Лермонтова с де Барантом и Мартыновым. С появлением в России во второй половине XIX века относительной свободы печати споры вокруг дуэли перенеслись на ее страницы. Мнения разделились на сторонников дуэли и ее противников. Среди первых выделялись правоведы Лохвицкий, Спасович, военные писатели Калинин, Швейковский, Микулин; в лагере противников были не менее солидные имена: военный деятель, педагог и писатель генерал М. И. Драгомиров, военный юрист Шавров. Точку зрения сторонников дуэли наиболее отчетливо выразил Спасович: «Обычай поединка является среди цивилизации как символ того, что человек может и должен в известных случаях жертвовать самым дорогим своим благом — жизнью — за вещи, которые с материалистической точки зрения не имеют значения и смысла: за веру, родину и честь. Вот почему обычаем этим нельзя поступаться. Он имеет основание то же, что и война». Еще при императоре Николае I по «Уложению о наказаниях уголовных» 1845 года ответственность за дуэли была существенно понижена: секунданты и врачи вообще освобождались от наказания (если только они не выступали в роли подстрекателей), а наказание дуэлянтам уже не превышало — даже в случае гибели одного из противников — заключения в крепости от 6 до 10 лет с сохранением дворянских прав по выходе. Это положение лишний раз отразило всю противоречивость законодательства о дуэлях. На практике же и эти меры никогда не применялись — наиболее распространенным наказанием для дуэлянтов был перевод в действующую армию на Кавказ (как это было с Лермонтовым за дуэль с де Барантом), а в случае смертельного исхода — разжалование из офицеров в рядовые (как это было с Дантесом после дуэли с Пушкиным), после чего они, как правило, довольно быстро восстанавливались в офицерском чине. Новой вехой на этом этапе предстояло стать судам общества офицеров. Суды общества офицеров к тому времени существовали во многих европейских армиях, играя роль чего-то вроде товарищеских судов. В русской армии они существовали полуофициально с петровских времен (с 1721 года). Общество офицеров полка могло выдавать аттестации офицерам и было весомым орудием общественного мнения в военной среде. Особенно расцвели они при Александре I, после 1822 года, когда сам император при разборе конфликта между судом общества офицеров и командиром полка встал на сторону первого. Но в 1829 году Николай I усмотрел в самом факте существования независимых офицерских корпораций, наделенных немалыми правами, средство подрыва воинской дисциплины и повсеместно запретил их деятельность. Тем не менее эта мера, на первый взгляд разумная, на практике оказалась ошибочной, так как суды общества офицеров являлись могучим средством морального, воспитывающего воздействия. Поэтому в период «великих реформ» 60-х годов они были (в 1863 году) восстановлены и приобрели официальный статус. Было издано положение об их устройстве (на флоте — с 1864 года — суды капитанов, в каждой флотской дивизии). При разработке этого положения многие предлагали передать на усмотрение этих судов вопросы о разрешении дуэли в каждом конкретном случае, но это предложение было отклонено. Тем не менее наказания за поединки становились все мягче. Так, в определении сената по делу о дуэли Беклемишева и Неклюдова в 1860 году говорилось: «Звание преступника и степень образованности его не могут иметь никакого влияния при суждении дел о поединках (обычно при рассмотрении уголовных дел образование и хорошее происхождение преступника являлись отягчающим обстоятельством. — В. X.), ибо преступление это столь связано с понятием, свойственным исключительно людям образованным, что указанные обстоятельства представляются в сем случае скорее причиной объясняющей, а следовательно, уменьшающей преступность». Бывали и трагикомические случаи. Один из них описывает в своих «Записках революционера» князь П. А. Кропоткин. Некий офицер был оскорблен Александром Ш еще в бытность его наследником престола. Находясь в неравном положении и не имея возможности вызвать на дуэль самого цесаревича, офицер послал ему записку с требованием письменного извинения, в противном случае угрожая самоубийством. Будь наследник более чутким, он бы извинился или сам дал удовлетворение человеку, не имевшему возможности вызвать его. Но он не сделал этого. По истечении 24 часов офицер в точности исполнил свое обещание и застрелился. Разгневанный Александр II резко отчитал сына и приказал ему сопровождать гроб офицера на похоронах. Наконец в 1894 году, в самом конце царствования Александра III, поединки были официально разрешены. Приказ по военному ведомству № 118 от 20 мая 1894 года, так и озаглавленный: «Правила о разбирательстве ссор, случающихся в офицерской среде», состоял из 6 пунктов. Первый пункт устанавливал, что все дела об офицерских ссорах направляются командиром войсковой части в суд общества офицеров. Пункт второй определял, что суд может либо признать возможным примирение офицеров, либо (ввиду тяжести оскорблений) постановить о необходимости поединка. При этом решение суда о возможности примирения носило характер рекомендательный, решение о поединке — обязательный к исполнению. Пункт третий гласил, что конкретные условия дуэли определяют секунданты, выбранные самими противниками, но по окончании дуэли суд общества офицеров по представленному старшим секундантом-распорядителем протоколу рассматривает поведение дуэлянтов и секундантов и условия поединка. Пункт четвертый обязывал офицера, отказавшегося от дуэли, в двухнедельный срок представить прошение об увольнении в отставку; в противном случае он подлежал увольнению без прошения. Наконец, пункт пятый оговаривал, что в тех войсковых частях, где отсутствуют суды общества офицеров, их функции выполняет сам командир войсковой части. Если во второй половине XIX века число дуэлей в русской армии явно пошло на спад, то после официального разрешения в 1894 году их количество вновь резко возрастает. Для сравнения: с 1876 по 1890 год до суда дошло лишь 14 дел об офицерских дуэлях (в 2 из них противники были оправданы); с 1894 по 1910 год состоялось 322 дуэли, из них 256 — по решению судов чести, 47 — с разрешения войсковых начальников и 19 самовольных (до уголовного суда не дошла ни одна из них). Ежегодно происходило от 4 до 33 поединков в армии (в среднем — 20). По данным генерала Микулина, с 1894 по 1910 год в офицерских дуэлях участвовали в качестве противников: 4 генерала, 14 штаб-офицеров, 187 капитанов и штабс-капитанов, 367 младших офицеров, 72 штатских. Из 99 дуэлей по оскорблению 9 окончились тяжелым исходом, 17 — легким ранением и 73 — бескровно. Из 183 дуэлей по тяжелому оскорблению 21 окончилась тяжелым исходом, 31 — легким ранением и 131 — бескровно. Таким образом, гибелью одного из противников либо тяжелым ранением заканчивалось все же незначительное число поединков— 10—11% от общего числа. Из всех 322 дуэлей 315 состоялись на пистолетах и только 7 — на шпагах или саблях. Из них в 241 поединке (т. е. в 3/4 случаев) было выпущено по одной пуле, в 49 — по две, в 12 — по три, в одной — по четыре и в одной — по шесть пуль; дистанция колебалась от 12 до 50 шагов. Промежутки между нанесением оскорбления и поединком колебались от одного дня до... трех лет(!), но чаще всего — от двух дней до двух с половиной месяцев (в зависимости от длительности разбора дела судом чести). Так что и в начале нашего столетия дуэли были в России довольно частым явлением. Известный политический деятель— лидер «Союза 17 октября» А. И. Гучков дрался на дуэли 'не раз, стяжав даже славу бретера (хотя сам был отнюдь не дворянского происхождения). Илья Эренбург в своих воспоминаниях «Люди, годы, жизнь» описывает дуэль между двумя известными поэтами — Николаем Гумилевым и Максимилианом Волошиным — в предреволюционные годы, поводом к которой послужил один из розыгрышей, на которые Волошин был большой мастер; в ходе поединка Волошин выстрелил в воздух, а Гумилев, считавший себя оскорбленным, промахнулся. Кстати, выстрел в воздух допускался только в случае, если стрелял вызванный на дуэль, а не тот, кто вызвал — в противном случае дуэль не признавалась действительной, а лишь фарсом, поскольку при этом ни один из противников не подверг себя опасности. Затем наступили иные времена. Лучшие представители русской интеллигенции и офицерства с их щепетильными понятиями о личной чести были революцией выброшены за борт, оказались на чужбине. В пролетарском государстве такие понятия, как честь и долг, поначалу вообще были объявлены пережитками эксплуататорского прошлого. На смену дуэлям пришли доносы, понятие государственной пользы затмило все остальное, на смену благородству пришли фанатизм одних и расчетливость других. http://www.koryazhma.ru/articles/all/russian_duel_history.asp Дуэли на пистолетах имели несколько вариантов. * Вариант 1 Противники становились на дистанции от 15 до 40 шагов друг от друга и, оставаясь неподвижными, поочередно стреляли по команде (интервал между командой и выстрелом должен был быть не менее 3 секунд, но не более 1 минуты). Если оскорбление было средним или тяжелым, то оскорбленный имел право стрелять первым (но только с дистанции в 40 шагов, т. е. максимальной), в противном случае право первого выстрела решал жребий. * Вариант 2 (сравнительно редкий). Противники становились спиной друг к другу на дистанции 25 шагов и, оставаясь неподвижными на этом расстоянии, непрерывно стреляли через плечо. * Вариант 3 (едва ли не самый распространенный). Противники вставали на расстоянии до 30 шагов друг от друга и по команде шли к барьерам, расстояние между которыми было не менее 10 шагов, по команде же первый на ходу стрелял, но ответного выстрела ожидал стоя на месте (стрельба без команды допускалась в случае, если барьеры отстояли на 15—20 шагов друг от друга, а противники в исходном положении — до 50 шагов; но это сравнительно редкая разновидность). При такой дуэли время на ответный выстрел не превышало 30 секунд, для упавшего — 1 минуты с момента падения. Переступать барьеры запрещалось. Осечка тоже считалась за выстрел. Упавший мог стрелять лежа (как стрелял раненый Пушкин в Дантеса). Если при такой дуэли -после четырех выстрелов ни один из противников не получал ранения, то ее можно было прекращать. * Вариант 4 Противники становились на расстоянии 25—35 шагов, располагаясь по параллельным линиям, так что каждый из них имел своего противника справа от себя, и шли по этим линиям к барьерам, отстоявшим друг от друга на 15 шагов, по команде останавливаясь и стреляя. * Вариант 5 Противники располагались на расстоянии 25—35 шагов и, оставаясь неподвижными, стреляли одновременно — по команде на счет «раз-дватри» или по сигналу в три хлопка. Такая дуэль была наиболее опасной, и нередко погибали оба противника (дуэль Новосильцева с Черновым). По окончании противники подавали друг другу руки. Заметим, что эти правила (хотя бы то же расстояние), устоявшиеся к концу XIX века, были во многом гуманнее, чем обычные правила русских дуэлей первой половины XIX века. Любопытно, что если во второй половине XIX века число дуэлей в русской армии явно пошло на спад, то после официального разрешения в 1894 году их количество вновь резко возрастает.

Роза: Gata , я тебе очень благодарна, что ты откопала этот материал про дуэли. Есть что почитать. Все-таки мужские игры - страшная вещь. Так и норовят себе жизнь испортить или лишиться ее. И всё под романтическим флёром, под разговоры о чести и достоинстве. Но именно такими они нам и нравятся

Gata: Имхо, дуэли - чудовищная глупость. И ноль романтики. Я еще понимаю, защищать женщину, если на нее напали, но если она наставила вам рога - кого вы защищаете, подставляя грудь под пулю соперника?

Роза: Gata пишет: кого вы защищаете, подставляя грудь под пулю соперника Самого себя. Такой мужчина лучше предпочтет умереть, чем носить звание рогоносца. Вот и пыжились с дуэлями в такой ситуации. Если стреляется, вроде как на его жену (возлюбленную) поклёп возвели

Olya: Гата, спасибо, что выложила сюда этот материал. Прочитала с интересом Gata пишет: оставаясь неподвижными, стреляли одновременно — по команде на счет «раз-дватри» или по сигналу в три хлопка. Такая дуэль была наиболее опасной, и нередко погибали оба противника (дуэль Новосильцева с Черновым) Какой ужас... Об этом раньше точно не слышала Роза пишет: Самого себя. Такой мужчина лучше предпочтет умереть, чем носить звание рогоносца. Вот и пыжились с дуэлями в такой ситуации. Если стреляется, вроде как на его жену (возлюбленную) поклеп возвели Именно такого Андрея мы знаем по "Рубиновому браслету"

Gata: Olya пишет: Гата, спасибо, что выложила сюда этот материал. Прочитала с интересом Всегда пожалуйста! Я года три назад для фика материал искала, тоже с интересом прочитала про настоящую дуэль. Хоть в фике потом все равно написала, как в сериале показывали: персы же должны целую серию, как минимум, друг в друга целиться, чтобы вспомнить и проанализировать всю свою жизнь )))) Роза пишет: Такой мужчина лучше предпочтет умереть, чем носить звание рогоносца. Вот и пыжились с дуэлями в такой ситуации. Если стреляется, вроде как на его жену (возлюбленную) поклёп возвели Ох уж эти аристократы, рабы светского мнения )))))) Простой бы мужик сопернику по мордасам съездил, жену розгами приласкал, напился пару раз в кабаке и дальше жить

Gata: Не могла удержаться, чтобы не поговорить про еду ))))) КУЛЬТУРА ЗАСТОЛЬЯ ПУШКИНСКОЙ ПОРЫ КАЖДЫЙ, ГОВОРИЛИ, ДОЛЖЕН ЗНАТЬ ЧАС, В КОТОРЫЙ ХОЗЯЕВА ОБЕДАЮТ, ОПАЗДЫВАТЬ НЕПРИЛИЧНО И НЕВЕЖЛИВО Петровские преобразования привели к коренной смене кулинарных традиций и обычаев страны. По словам современника, «во всех землях, куда проникает европейское просвещение, первым делом его бывают танцы, наряды и гастрономия». Изменился не только набор блюд, но и порядок еды. В начале XIX века многие дворяне еще помнили время, когда обед начинался в полдень. Император Павел I пытался приучить своих подданных обедать в час. Интересен рассказ графини Головиной: «Однажды весною (это случилось перед отъездом на дачу), после обеда, бывшего обыкновенно в час, он <Павел I — Е. Л.> гулял по Эрмитажу и остановился на одном из балконов, выходивших на набережную. Он услыхал звон колокола, во всяком случае не церковного и, справившись, узнал, что это был колокол баронессы Строгановой, созывавший к обеду. Император разгневался, что баронесса обедает так поздно, в три часа, и сейчас же послал к ней полицейского офицера с приказом впредь обедать в час. У нее были гости, когда ей доложили о приходе полицейского. Все были крайне изумлены этим посещением, но когда полицейский исполнил возложенное на него поручение с большим смущением и усилием, чтобы не рассмеяться, то только общее изумление и страх, испытываемый хозяйкой дома, помешали присутствовавшему обществу отдаться взрыву веселости, вызванному этим приказом совершенно нового рода». Во времена царствования Александра I время обеда постоянно сдвигалось, а к концу первой трети XIX века русский порядок еды окончательно вытеснялся европейским... У НАС НА РУСИ ОТПУСТИТЬ ГОСТЯ БЕЗ ОБЕДА ПОЧИТАЛОСЬ ТОГДА НЕУЧТИВОСТЬЮ И ПРЕГРЕШЕНИЕМ Все иностранные путешественники отмечают необычайное гостеприимство русских дворян. «В то время гостеприимство было отличительной чертой русских нравов, — читаем в «Записках» француза Ипполита Оже. — Можно было приехать в дом к обеду и сесть за него без приглашения. Хозяева предоставляли полную свободу гостям и в свою очередь тоже не стеснялись, распоряжаясь временем и не обращая внимания на посетителей: одно неизбежно вытекало из другого. Рассказывали, что в некоторых домах, между прочим, у графа Строганова, являться в гостиную не было обязательно. Какой-то человек, которого никто не знал по имени, ни какой он был нации, тридцать лет сряду аккуратно являлся всякий день к обеду. Неизбежный гость приходил всегда в том же самом чисто вычищенном фраке, садился на то же самое место и, наконец, сделался как будто домашнею вещью. Один раз место его оказалось не занято, и тогда лишь граф заметил, что прежде тут кто-то сидел. «О! — сказал граф», — должно быть, бедняга помер. «Действительно, он умер дорогой, идя по обыкновению обедать к графу». По словам французской актрисы Фюзиль, жившей в России с 1806 по 1812 годы, «в русских домах существует обычай, что раз вы приняты, то бываете без приглашений, и вами были бы недовольны, если бы вы делали это недостаточно часто: это один из старинных обычаев гостеприимства». «Известно, что в старые годы, в конце прошлого столетия, гостеприимство наших бар доходило до баснословных пределов, — пишет П.А. Вяземский. — Ежедневный открытый стол на 30, на 50 человек было дело обыкновенное. Садились за этот стол, кто хотел: не только родные и близкие знакомые, но и малознакомые, а иногда и вовсе незнакомые хозяину». Обычай принимать всех желающих «отобедать» сохранился и в начале XIX века. По словам Э.И. Стогова, в доме сенатора Бакунина «всякий день накрывалось 30 приборов. Приходил обедать, кто хотел, только дворецкий наблюдал, чтобы каждый был прилично одет, да еще новый гость не имел права начинать говорить с хозяевами, а только отвечать. Мне помнится, что лица большею частью были новые. <...> После обеда и кофе незнакомые кланялись и уходили». На 30 человек в будние дни был обед и у графа А.И. Остермана-Толстого. «С ударом трех часов подъезд запирался, — вспоминает Д.И. Завалишин, — и уже не принимали никого, кто бы ни приехал. В воскресенье стол был на 60 человек, с музыкой и певчими, которые были свои; обедали не только в полной форме, но и шляпы должны были держать на коленях». К числу причуд хозяина «относилось еще и то, что у него в обеденной зале находились живые орлы и выдрессированные медведи, стоявшие во время стола с алебардами. Рассердившись однажды на чиновничество и дворянство одной губернии, он одел медведей в мундиры той губернии». Не столь многолюдны были «родственные» и «дружеские» обеды. «К обеду ежедневно приезжали друзья и приятели отца, — рассказывает сын сенатора А.А. Арсеньева, — из которых каждый имел свой jour fixe[ii]. Меньше 15—16 человек, насколько я помню, у нас никогда не садилось за стол, и обед продолжался до 6-ти часов». Суеверные хозяева строго следили, чтобы за столом не оказалось 13 человек. Вера в приметы и суеверия была распространена в среде как помещичьего, так и столичного дворянства. Не менее дурным предзнаменованием считалось не праздновать своих именин или дня рождения. Приятель Пушкина по «Арзамасу», знаток театра, автор популярных «Записок современника» С.П. Жихарев писал: «Заходил к Гнедичу пригласить его завтра на скромную трапезу: угощу чем бог послал. <...> Отпраздную тезоименитство свое по преданию семейному: иначе было бы дурное предзнаменование для меня на целый год». «Итак, мне 38 лет, — сообщает в июле 1830 года своей жене П.А. Вяземский. — <...> Я никому не сказывал, что я родился. А хорошо бы с кем-нибудь омыться крещением шампанского, право, не из пьянства, а из суеверия, сей набожности неверующих: так! Но все-таки она есть и надобно ее уважить». Побывавший в конце XVIII века в России француз Сегюр не без удивления отмечает: «Было введено обычаем праздновать дни рождения и именин всякого знакомого лица, и не явиться с поздравлением в такой день было бы невежливо. В эти дни никого не приглашали, но принимали всех, и все знакомые съезжались. Можно себе представить, чего стоило русским барам соблюдение этого обычая; им беспрестанно приходилось устраивать пиры». Отец легендарных почт-директоров Я.И. Булгаков жалуется в письме к сыну: «Вот уже целая неделя, что я не обедаю дома, ужинаю в гостях, присутствую на балах, ибо не могу, и возвращаюсь домой после полуночи. <...> Причиною сему Катерины: их столько много, что нет фамилии без Катерины». Чиновный люд, «под страхом административных взысканий», спешил в день именин поздравить начальство. В «Записках» А.К. Кузьмина содержится любопытный рассказ о том, как отмечал свои именины в 30-е годы прошлого столетия губернатор Красноярска: «К почетному имениннику должно было являться три раза в день. В первый раз — в 9 часов утра с поздравлением, и тут хозяин приглашает вас обедать или на пирог: пирог — тот же обед, только без горячего, с правом садиться или не садиться за стол. В два часа пополудни вы приезжаете на пирог или к обеду и, поевши, отправляетесь домой спать, а в 8 часов вечера гости собираются в третий раз: играть в карты и танцевать до бела света. Дамы приезжают только на бал, а к обедам не приглашаются». Званые обеды отличались от ежедневных не только количеством гостей, но и «множеством церемоний». Попытаемся поэтапно воспроизвести весь ход званого обеда. СЛАВНОЕ БЫЛО ВРЕМЯ! БЫЛИ ЯВНЫЕ ПОЦЕЛУИ, БЫЛИ И ТАЙНЫЕ Сохранились многочисленные свидетельства о том, как приветствовали друг друга хозяева и гости, приглашенные на обед, ужин, вечер или бал. «Приехавший мужчина после поклона хозяину отправлялся к его супруге и здесь, в гостиной, должен был подходить к ручке ко всем дамам, начиная с хозяйки. Мужчина, целуя ручку, получал поцелуи в голову или щеку; и так продолжалось со всяким вновь приходящим. Сколько тут нужно было терпения с обеих сторон, но никто не решался нарушить этого гостиного правила» (из воспоминаний М. Назимова). «Теперь я хочу рассказать, каким образом приветствуют друг друга мужчина и женщина. Дама подает вошедшему джентльмену руку, которую тот, наклонясь целует, в то же самое время дама запечатлевает поцелуй на его лбу, и не имеет значения, знаком ли ей мужчина или нет. Таков тут обычай здороваться, вместо наших поклонов и реверансов» (из письма М. Вильмот). «Всякая приезжающая дама должна была проходить сквозь строй, подавая руку направо и налево стоящим мужчинам и целуя их в щеку, всякий мужчина обязан был сперва войти в гостиную и обойти всех сидящих дам, подходя к ручке каждой из них» (из «Записок» Ф.Ф. Вигеля). Еще более подробно об этом церемониале говорится в воспоминаниях Н.В. Сушкова: «Съезжаются гости <...> каждый гость и каждая гостья кланяются или приседают при входе в приемную, на восток и запад, на полдень и полночь; потом мужчины подходят к ручке хозяек и всех знакомых барынь и барышень — и уносят сотни поцелуев на обеих щеках; барыни и барышни, расцеловавшись с хозяйками и удостоив хозяина ручки, в свой черед лобызаются между собою. После таких трудов хозяин приглашает гостей для подкрепления сил пофриштикать[ii] или, как чаще говорилось тогда, перекусить до обеда и глотнуть для возбуждения аппетита». Обеду предшествовал закусочный (холодный) стол, накрываемый не в обеденной зале (столовой), а в гостиной. Иностранцам русский обычай сервировать закусочный стол в гостиной казался странным и необычным. Описание закусочного стола нередко встречается в записках иностранных путешественников. Побывавшая на обеде у генерала Кнорринга мисс Вильмот сообщает в письме: «Когда мы приехали, то нас ввели в переднюю, где 30 или 40 слуг в богатых ливреях кинулись снимать с нас шубы, теплые сапоги и проч. Затем мы увидели в конце блестящего ряда изукрашенных и ярко освещенных комнат самого генерала, со старомодною почтительностью ползущего к нам навстречу <...>. Когда он поцеловал наши руки, а мы его в лоб, то провел нас через разные великолепные покои <...> покуда мы дошли до закуски, т. е. стола, уставленного водками, икрою, хреном, сыром и маринованными сельдями». Подробное описание закусочного стола находим и в записках Астольфа де Кюстина о поездке по России в 1839 году: «На Севере принято перед основною трапезой подавать какое-нибудь легкое кушанье — прямо в гостиной, за четверть часа до того как садиться за стол; это предварительное угощение — своего рода завтрак, переходящий в обед, — служит для возбуждения аппетита и называется по-русски, если только я не ослышался, «закуска». Слуги подают на подносах тарелочки со свежею икрой, какую едят только в этой стране, с копченою рыбой, сыром, соленым мясом, сухариками и различным печением, сладким и несладким; подают также горькие настойки, вермут, французскую водку, лондонский портер, венгерское вино и данцигский бальзам; все это едят и пьют стоя, прохаживаясь по комнате. Иностранец, не знающий местных обычаев и обладающий не слишком сильным аппетитом, вполне может всем этим насытиться, после чего будет сидеть простым зрителем весь обед, который окажется для него совершенно излишним». Во Франции было принято сервировать закуски не в отдельной комнате (гостиной), а на подносах, которые подавались гостям прямо за столом. Этот французский обычай прижился и в некоторых русских домах. Приведем свидетельство английского доктора-туриста, побывавшего в начале 40-х годов в имении А.В. Браницкой, Белой Церкви: «Чрезвычайно изумленный уже этой обстановкой, я был удивлен еще больше, когда подан был обед. Он начался с холодной ветчины, нарезанной ломтиками, которую обносили вокруг стола на большом блюде. За ветчиной последовал pate froid[iii], потом салат, потом кусок пармезанского сыра. Очень любя холодные обеды, я рад был поесть по своему вкусу и делал честь подаваемым вещам. Я ел бы всего больше, если б слушался только своего аппетита; но я заметил, что соседи мои по столу едва дотрагивались до подаваемых блюд, и я не хотел отставать от них, как вдруг, к неописанному моему удивлению, лакей принес на стол вазу с супом. В ту же минуту вошла графиня и села на свое место. Какой же я был неуч и как я ошибся! Ветчина, пирог, салат и сыр, не говоря о шампанском и донском вине, не составляли обеда, а только как бы прелюдию к нему, предисловие и прибавление к работе более серьезной. Я был немного сконфужен своей ошибкой, тем более, что удовлетворил свой аппетит на мелочах, которые должны были только его пробудить». Как пишет автор изданной в 1842 году «Энциклопедии русской опытной и сельской хозяйки» В.П. Бурнашев, завтраки (слово «завтрак» часто употреблялось в значении слова «закуска») «не имеют целию утоление голода, но более возбуждение аппетита, и потому они должны состоять из вещей соленых и холодных жарких: из горячих кушаньев допускаются только бифстекс, котлеты и яйца всмятку». Интересно, что русский обычай сервировать закусочный стол в гостиной вошел в моду во Франции в 1860-е годы Вот тут еще масса всего интересного - почитайте, не пожалеете http://fershal.narod.ru/Memories/Texts/Lavrentieva/Lavrentieva.htm

Роза: Решила поискать информацию о женских головных уборах, которую затронули Здесь Кокошник - старинный русский головной убор замужних женщин. В 19 в. бытовал в купеческой и крестьянской среде (главным образом в северных губерниях), а в допетровской Руси - и в боярской. Название "К." происходит от древнеславянского "кокош", обозначавшего курицу и петуха. Характерная черта К. - гребень, форма которого в разных губерниях была различной. К. делали на твёрдой основе, сверху украшали парчой, позументом, бисером, бусами, жемчугом, у наиболее богатых - драгоценными камнями. Кокошник считался праздничным и даже свадебным головным убором. Его расшивали различными орнаментами-оберегами и символами супружеской верности и плодородия, т. о. кокошник был не только украшением женщины, но и ее оберегом. В Симбирской губернии впервые его одевали в день свадьбы, а затем носили по большим праздникам до рождения первого ребенка. Как видим ниже русские императрицы тоже носили кокошники. Был еще один головной убор - сорока. Основой его служит рогатая кичка. Воротился старик ко старухе. Что ж он видит? Высокий терем. На крыльце стоит его старуха В дорогой собольей душегрейке, Парчовая на маковке кичка, Жемчуга огрузили шею... На портрете Александры Федоровны именно кичка, ИМХО

Gata: Роза, спасибо за рассказ о русском женском головном уборе! Если у нас наберется материал, может быть, заведем и отдельную тему - история костюма?



полная версия страницы