Форум » Мезонин » Художественное наследие » Ответить

Художественное наследие

Gata: "Не бойся совершенства, тебе его не достичь никогда". Сальвадор Дали Тема об изобразительном искусстве - во всех его гранях.

Ответов - 135, стр: 1 2 3 4 5 6 7 All

Gata: Царапка пишет: Сегодня по историческому телеканалу «365 дней ТВ» показали фильм BBC "Последний день Помпей" Царап, про фильмы надо в тему исторического кина, но поскольку тут говорили о картине Брюллова, то этот пост не буду переносить. Фильм упомянутый видела несколько лет назад, и несмотря на мощь современных изобразительных средств, скажу, что Брюллова ВВС не переплюнули. Картина обладает фантастической энергетикой.

Царапка: Я из-за картины рассказ о фильме здесь и разместила - Плиний-младший в обоих сюжетах.

Gata: Сто раз видела чету Арнольфини на репродукциях (в оригинале пока не довелось), но никогда не вникала в детали, думала себе - семейный портрет и семейный портрет, ничего особенного. Оказалось, что эта картина - целый культурно-исторический пласт. Избавиться от невежества в сем вопросе мне помог, будете смеяться, детектив - "Фламандская доска". Детективчик ерундовенький, на скрасить вечерок или поездку, но поскольку речь в нем шла о произведении ранненидерландской живописи, то я решила почитать про этот период, а Ян ван Эйк (Jan van Eyck, 1385/1390—1441) занимает в нем почетное место. По всеобщему признанию, наиболее смелые открытия, обозначившие перелом в художественном развитии (человечества), принадлежат ему. Ван Эйка считают изобретателем масляных красок, хотя на самом деле он лишь усовершенствовал их. Но именно после него масло получило всеобщее признание, масляная техника стала традиционной для Нидерландов; в XV в. пришла в Германию и во Францию, оттуда — в Италию. Самое крупное и знаменитое произведение ван Эйка — Гентский алтарь, грандиозный многоярусный полиптих из 24 картин с изображением 258 человеческих фигур. Но меня куда больше увлекли супруги Арнольфини. Надеюсь, вам будет так же интересно, как было мне :) Ян ван Эйк создал своё полотно с почти рефлектирующей поверхностью, используя тонкие прозрачные слои краски, положенные один поверх другого. Это фламандская манера многослойного письма, позволяющая достигнуть глубины и богатства цвета. Насыщенные сверкающие краски помогли художнику подчеркнуть реализм происходящего и показать богатство и материальное изобилие мира Арнольфини. Ван Эйк использовал преимущество того, что масло сохнет значительно дольше темперы, применив технику мокрого по мокрому. Он наносил новые слои краски на ещё не высохшую поверхность, чтобы достичь игры света и тени, создающей иллюзию трехмерного пространства на картине. Он также передал эффект прямого и рассеянного света, показав падающий из окна и рефлектирующий от различных поверхностей свет. Предполагается, что он использовал увеличительное стекло, для того чтобы изобразить мельчайшие детали, такие как блики на янтарных чётках, висящих рядом с зеркалом. Супружеская пара, изображённая на картине, богата. Это особенно заметно по одежде. Она — в платье, отороченном мехом горностая, с длинным шлейфом, который при ходьбе должен был кто-нибудь нести. Он — в мантии, отороченной, может быть, даже подбитой, норкой или соболем, по бокам с разрезом, что позволяло ему свободно двигаться, действовать. То, что этот человек не принадлежит к аристократии, видно по его деревянным башмакам. Господа, чтобы не испачкаться в уличной грязи, ездили верхом или в носилках. Этот иностранный купец жил в Брюгге в аристократической роскоши, у него были восточные ковры, люстра, зеркало, верхняя часть окна его дома была остеклена, и на столе у него лежали дорогие апельсины. Однако комната по-городскому узка. Кровать доминирует в обстановке, как и обычно в городских покоях. Днём занавес на ней поднимался, и в комнате принимали гостей, сидя на кровати. Ночью занавес опускался, и возникало закрытое пространство, комната в комнате. Женщина бережно кладёт свою правую руку в левую руку мужчины. Это соприкосновение выглядит очень церемониально, художник изобразил его почти в центре картины, придавая, таким образом, ему особое значение. Оба стоят очень торжественно в окружающей их обыденной обстановке, шлейф платья у женщины аккуратно расправлен, а мужчина поднял правую руку для клятвы. Соединение рук и слова клятвы были во времена ван Эйка явным свидетельством происходящей брачной церемонии. В XV веке ещё не нужно было присутствие священника и свидетелей, чтобы сочетаться законным браком. Это можно было сделать в любом месте, например, как здесь — в спальне. Обычно на следующий день супруги вместе шли в церковь, что являлось доказательством того, что они стали мужем и женой. Свидетели, которых мы видим в зеркале, нужны были, что было обычным явлением для хорошо обеспеченных людей, для заверения письменного брачного контракта. Невеста на картине одета в роскошное праздничное платье. Белое подвенечное платье вошло в моду только с середины XIX века. По мнению некоторых исследователей, её округлый живот не является признаком беременности, а вместе с высоко перетянутой маленькой грудью отвечает представлениям об эталоне красоты в эпоху поздней готики. Также количество материи, которое ей приходится носить, соответствует моде того времени. По мнению исследователей, это не более чем ритуальный жест, в соответствии с современными отношениями к семье и браку, предназначавшийся для обозначения плодовитости, поскольку двойной портрет был написан по случаю свадьбы этой пары. В то время в Европе господствовала бургундская мода, что связано с сильным политическим и культурным влиянием Бургундского герцогства. При бургундском дворе не только женская, но и мужская мода была экстравагантной. Мужчины носили тюрбаны и цилиндрические шляпы чудовищных размеров. Руки у жениха, так же как и у его невесты, белы и ухожены. Его узкие плечи указывают на то, что он не должен был своей физической силой добиваться высокого положения в обществе. Картина является визуальным доказательством свадебной церемонии, более того, она даже «работает» как брачное свидетельство. Живописец подписывает свою работу не как автор, а как свидетель. Возможно, он изобразил в зеркале самого себя, в виде фигуры в тюрбане и синем одеянии, переступающим порог комнаты рядом со 2-м свидетелем. Это особенно важно для церемонии без священника. Не исключено, что брачный контракт был необходим в случае Арнольфини, так как очевидно, что речь идёт о «браке левой руки». Жених держит левой рукой руку своей невесты, а не правой, как того требует обычай. Такие браки заключались между неравными по социальному положению в обществе супругами и практиковались вплоть до середины XIX века. Обычно это была женщина, происходившая из низшего сословия. Она должна была отказаться от всех прав на наследство для себя и своих будущих детей, а взамен получала определённую сумму после смерти мужа. Как правило, брачный контракт выдавался на следующее утро после свадьбы, отсюда пошло название брака — морганатический от слова морген (нем. morgen - утро). Ван Эйк изображает интерьер с деревянным полом как свадебную палату, добавив, благодаря своему реалистичному изображению объектов в комнате, множество скрытых смыслов, и создавая теологический и моральный комментарий на имевшее место событие. На оси симметрии картины находится зеркало, которое висит на задней стене комнаты. Десять медальонов с изображением Страстей Христовых украшают его раму. Особенно интересно расположение миниатюр, поскольку со стороны мужчины Страсти христовы связаны с живыми людьми, а со стороны женщины — с мертвецами. Зеркало в городском интерьере было необычным явлением во времена ван Эйка, обычно вместо него использовался полированный металл. Плоские зеркала были по карману только высшей аристократии и считались драгоценностью. Выпуклые зеркала были более доступны. По-французски они назывались «колдуньями», поскольку мистическим образом увеличивали угол обзора у наблюдателя. В зеркале, изображённом на картине, можно увидеть потолочные балки, второе окно и две фигуры людей, входящих в комнату. Люстра, висящая над головами жениха и невесты, сделана из металла — типично для Фландрии того времени. В ней горит только свеча над мужчиной, а над женщиной свеча погасла. Этот факт некоторые исследователи объясняют тем, что портрет супруги Арнольфини посмертен, и она умерла при родах. Ещё один вариант символики: в средневековье во время брачных процессий впереди неслась одна большая горящая свеча, либо свеча торжественно предавалась женихом невесте. Пламя горящей свечи означало всевидящего Христа — свидетеля брачного союза. Собачка, вечный символ преданности считалась признаком благосостояния, а также символом верности. На могилах того времени часто встречается лев, символ мужества и силы, в ногах у мужчин и собачка в ногах у женщин. Только от женщины, очевидно, ожидалась супружеская верность. Маленькая собачка — это предок брюссельского гриффона. Тогда нос гриффона ещё не имел современного укороченного вида. Жених изображен стоящим босиком на деревянном поле, его деревянные сабо валяются рядом. Ноги невесты прикрыты платьем, но вторая пара обуви видна на заднем плане рядом с кроватью. Для современников ван Эйка сандалии и деревянные башмаки содержали указание на Ветхий Завет: И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая («Исход», 3:5) Когда жених и невеста совершали обряд бракосочетания, для них и простой пол комнаты был «святой землёй». По одной версии, апельсины, находящиеся на подоконнике и на табурете у окна, могут рассматриваться как знак плодовитости. Поскольку на языке многих народов Северной Европы апельсин буквально означает «яблоко из Китая» (напр. нидерл. Sinaasappel), то они символизируют чистоту и невинность, которая существовала в Эдемском саду до грехопадения человека, в то же время, возможно, апельсины просто свидетельствуют о зажиточности супругов. По другой версии, это яблоки. Яблоки лежат на подоконнике как намек на осень и предостережение против греховного поведения. Под люстрой с правой стороны находится деревянная фигура святой Маргариты, поражающая дракона. Она считается покровительницей рожениц. Фигурка закреплена на спинке стула, стоящего у супружеского ложа. Возможно, это ещё одно доказательство беременности женщины. В то же время, возможно, это фигурка святой Марфы, покровительницы домохозяек — рядом с ней висит метёлочка. По другим толкованиям — это отнюдь не метёлочка, а розги. Они представляют собой этимологический каламбур на латинское слово virga («дева»), служащий для подчеркивания мотива девственной чистоты. В народной же традиции он корреспондируется со «стержнем жизни», символом плодородия, силы и здоровья, которым среди свадебных обрядов жениха ритуально стегали, чтобы обеспечить пару благословением большим количеством детей. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82_%D1%87%D0%B5%D1%82%D1%8B_%D0%90%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%84%D0%B8%D0%BD%D0%B8_%28%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0,_%D0%B2%D0%B0%D0%BD_%D0%AD%D0%B9%D0%BA,_1434%29


Gata: Если верить Геродоту, жил да поживал в 8 веке до н.э. и правил Лидией царь Кандавл. Ничем особенным не прославился, кроме красавицы жены, которой так гордился, что однажды захотел похвастаться ею своему телохранителю Гигесу. Гигес спрятался в спальне, чтобы подсмотреть, как царица будет переодеваться, но та заметила соглядатая, и сообразила, кто его пустил. Оскорбилась по-царски: на другой день позвала Гигеса к себе и поставила перед выбором - либо он убьет ее супруга и женится на ней, либо будет казнен. Гигес подумал, и решил стать царем :) Сюжет нашел отражение не у одного живописца, в меру понятия каждого о женской красоте :) Жан-Леон Жером, 1859 Уильям Этти, 1820 Теодор Шассерио, 1850 Charles-Victoire-Frederic Moench, 1830е Якоб Йорданс, 1646 Charles Désiré Hue, 1856

Светлячок: Gata пишет: царь Кандавл Полна идиотами не только Россия. Gata пишет: Якоб Йорданс, 1646 За посмотреть на такое надо добровольцам хорошо заплатить.

Царапка: Серьёзная дама, решительная :-)

Алекса: Из представленных картин мне больше всего понравилась картина Жана-Леона Жерома, 1859. Художник не поворачивает к зрителю красавицу, мы только догадываемся насколько она красива. Сам сюжет меня удивил. Какой нормальный муж будет рад показать другому мужчине свою женщину обнаженной? Только человек с извращенной фантазией. Обычно все бывает наоборот. Царь получил по делам своим. Царица тоже еще та гуманистка. Третий участник событий им под стать. Дикая история, ИМХО.

Gata: Мне тоже картина Жерома понравилась больше остальных, которые - под кат :) Хотя у Йорданса, на мой взгляд, самое лучшее исполнение - с какой тщательностью каждая складочка на пологе и на телесах прорисована Ну что делать, если тогда в моде были такие дамы ))) Если не пугают античные страсти, сделаю еще одну подборочку картин на другой известный сюжет.

Царапка: Gata пишет: Если не пугают античные страсти, сделаю еще одну подборочку картин на другой известный сюжет. Ждём-с!

Светлячок: Алекса пишет: Дикая история, ИМХО. Чего так? Мы почти тоже самое видели в БН. Один эксгибиционист предложил другой эксгибиционистке поплясать за ужином и пригласил посмотреть на свой душевный и ее телесный стриптиз лучшего друга. Высокие отношения

Царапка: Светлячок пишет: Один эксгибиционист предложил другой эксгибиционистке поплясать за ужином и пригласил посмотреть на свой душевный и ее телесный стриптиз лучшего друга. Жена и рабыня - две огромные разницы :-)

Gata: Угу, рабыня не может пригрозить казнью, только - стравить мужиков до дуэли :) Но не будем отклоняться от художественной темы.

Царапка: Про рабынь художники тоже помнили. Жером, Жан-Леон. "Невольничий рынок", 1870-е годы.

Светлячок: А, любимая мужская тема. Голая, босая и бесправная.

Царапка: У Жерома целая серия таких картин. Эта мне знакома по Эрмитажу. Художник откровенно салонный. Что любопытно - в эрмитажной изображение натуралистическое, обычно делали идеализированное, а здесь фигура небезупречная.

Gata: Думаю, художника больше волновали женские прелести, чем проблема работорговли :)

Gata: Похищение сабинянок В 753 г. до н. э. Ромул основал город Рим. Первоначально население Рима состояло из одних мужчин, главным образом, молодых. Ромул рассылает в соседние городки посольства с предложением породниться, однако темное происхождение и буйный нрав первых римлян не внушают доверия окрестным жителям. Оскорбленные римляне задумывают и успешно осуществляют знаменитое похищение сабинянок. С этой целью они устраивают знатные игры в честь Нептуна. Среди прочих явилось на праздник многочисленное племя сабинян, с женами и детьми. В самый разгар праздника римляне похищают незамужних сабинянок. Джироламо дель Паккья, ок. 1520 Никола Пуссен. 1637 Питер Пауль Рубенс, 1635-37 Себастьяно Риччи, около 1700 Джованни Баттиста Тьеполо, 18 век Возмущённые соседи начали войну. При помощи дочери начальника капитолийской крепости, Тарпеи, сабиняне завладели Капитолием. Борьба продолжалась очень долго. Сабиняне под начальством царя Тита Тация наконец одолели римлян и обратили их в бегство. Ромул взывал к богам и обещал построить храм Юпитеру Статору (Останавливателю), если он остановит бегущих. В эту решительную минуту сабинские женщины, привязавшиеся уже к своим римским мужьям и имеющие от них детей, с распущенными волосами и в разорванных одеждах бросились между сражавшимися и стали умолять их прекратить битву. Сабиняне согласились, и был заключён вечный мир, по которому два народа соединились в одно государство под верховным главенством Тита Тация и Ромула. Себастьяно Риччи, 1700 Жак Луи Давид, 1799 Карл Наль, 1871

Царапка: Какие на средневековых платьях разрезы! (первая картина)

Светлячок: Gata пишет: Первоначально население Рима состояло из одних мужчин, главным образом, молодых. Интересное кино. А каким образом эти мужчины явились на свет божий? Как пишут атеисты, сами зародились из космического хаоса?

Gata: Царапка пишет: Какие на средневековых платьях разрезы! (первая картина) Я не раз обращала внимание, что художники Ренессанса на своих картинах античных и даже библейских персонажей наряжали в одежку того века, в каком сами творили. Объяснения этому не нашла - видимо, пытались как-то приблизить их к своему времени. Светлячок пишет: Интересное кино. А каким образом эти мужчины явились на свет божий? Как пишут атеисты, сами зародились из космического хаоса? Основав Рим, Ромул стал зазывать туда всех подряд, прельщая правами и свободами, вот и потянулось разное отребье - беглые рабы, разбойники и т.д. Аристократизмом первые граждане Рима не отличались



полная версия страницы