Форум » Мезонин » Художественное наследие » Ответить

Художественное наследие

Gata: "Не бойся совершенства, тебе его не достичь никогда". Сальвадор Дали Тема об изобразительном искусстве - во всех его гранях.

Ответов - 135, стр: 1 2 3 4 5 6 7 All

Falchi: Четвёртая Харита пишет: пока не вчиталась и не поняла суть направленности на массы. Не думалось, что раньше такого просто не было и мир был настолько другим)). Удобно, красиво, для всех, а не только для элиты. Баухауз заложил основы массового дизайна в самом хорошем смысле этого слова. К чести СССР - у нас был ВХУТЕМАС с пресловутой банкой сгущенки и треугольными пакетиками молока с клевером. Это все оттуда.

Четвёртая Харита: Falchi пишет: Удобно, красиво, для всех, а не только для элиты. Баухауз заложил основы массового дизайна в самом хорошем смысле этого слова. Именно, я вот не сразу сообразила, что раньше всё делалось только для определённой категории людей. Живя в мире где все усилия направлены на масс-маркет, а эксклюзив в принципе не встретишь, перенестись в другую систему было сложновато. а веь нынешний мир рекламы создан именно Баухаузом выходит. Falchi пишет: пресловутой банкой сгущенки и треугольными пакетиками молока с клевером треугольные пкеты это вообще здорово в использовании, жалко что сейчас нет. В ССРе было всё-таки много сделанного по уму, а сейчас растеряли.

Falchi: Четвёртая Харита пишет: а веь нынешний мир рекламы создан именно Баухаузом выходит. При его активном участии. И дизайнер как профессия сложилась там же. Еще в СССР почти в один год. Наша школа была одной из лучших в мире. "Клином красным бей белых" - это классика, до сих пор демонстрируемая во всех институтах дизайна как пример удачной и острой композиции. Художники той поры умели мыслить формой и мгновенно доносить нужную идею до зрителей. Что продавать - идею коммунизма или банку супа Кэмпбел вопрос вторичный. Главное - работает. То что не хватает современным дизайнерам, смотришь на рекламу и решаешь ребус, а чего ты хотел сказать? Про чувства вкуса я вообще молчу. Это потеряно, к сожалению, да.

Gata: Falchi пишет: То что не хватает современным дизайнерам, смотришь на рекламу и решаешь ребус, а чего ты хотел сказать? Про чувства вкуса я вообще молчу. Время сейчас какое-то - мелкое, что ли. Нынешнему поколению ни у нас, ни на западе великое не по плечу. В первой четверти прошлого века мир тряхануло так, что мало никому не показалось. Крушение империй, крушение старых культур, но тут же - рождение новых. Смелые яркие идеи. А сейчас мы наблюдаем, как ненасытная гидра западного мира тупого потребления дожевывает мир духовный, цинизм и пошлость стали нормой, и никого уже ничем не удивишь, даже доводя эту пошлость до абсурда.

Falchi: Gata пишет: Крушение империй, крушение старых культур, но тут же - рождение новых. Смелые яркие идеи. Ценности совсем другие. Точнее их сейчас просто нет. Поменяли на комфорт. Пока снова не тряхнет, будет застой ИМХО

Царапка: Антибиотики, снижение рождаемости сделали своё дело.

Falchi: Лучший художник Европы «… Нам открылась откопанная часть сего несчастного города. Мы взошли, у входа сидели сторожа-проводники; один из них предложил нам свои услуги и сказал, что это место был малый форум, или место, где сбирался народ для торга и других публичных дел… Вид сих развалин невольно заставил меня перенестись в то время, когда эти стены были еще обитаемы, когда этот форум, на котором мы стояли одни и где тишина была только прерываема какой-нибудь ящерицей, был наполнен народом… Нельзя пройти сии развалины, не почувствовав в себе какого-то совершенно нового чувства, заставляющего все забыть, кроме ужасного происшествия с сим городом». (Из воспоминаний Карла Брюллова) Случается, что судьба по-разному относится к людям. Кому-то она постоянно улыбается, а к кому-то ни разу не повернется лицом. Многие выдающиеся люди всю свою жизнь тратили на то, чтобы быть первыми в своем деле, но на них никто не обращал внимания, а если и обращал, то не всегда понимал. Многим людям просто везет - они оказываются в нужное время и в нужном месте. Русский живописец Карл Брюллов относится к тем людям, которые постоянно работали, постоянно учились и совершенствовали свое мастерство; он относится к тем людям, от которых не отвернулось общество, говоря, что его картины неправильные или попахивают дурным вкусом, а наоборот, еще при жизни художника общество признало его талант. Маленький Карл увлекался рисованием, это было его любимое занятие. Уже в десятилетнем возрасте он стал студентом Петербургской академии художеств. Здесь он проучился двенадцать лет. Природный дар и обучение у отца сделали для мальчика не сложным постижение наук. Он шел впереди своих соучеников. Его детские шалости не могли помешать в достижении успехов в обучении. Были случаи, когда Карл притворялся больным и, лежа в больнице, писал портреты близких людей. Уже в его ранних работах отмечается огромная энергетика. С детства он подавал большие надежды и от него с “самого детства все ожидали чего-то небывалого”. Надежды были не напрасными. Карл стал великим художником. Работы, написанные Карлом Брюлловым в стенах академии художеств, соответствовали классической живописи. Но вместе с тем, в них ярко просматриваются элементы реализма. Это картины “Улисс и Навзикая”, “Нарцисс”, “Александр 1 спасает больного крестьянина”, “Гений искусства” и “Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского”. За время обучения художник был награжден множеством золотых и серебряных медалей. Ему было сделано предложение стать пенсионером академии с целью дальнейшего развития мастерства. Однако Карл не принял это предложение. В 1819 году он переселился в мастерскую своего брата Александра, который работал вместе с архитектором Исаакиевского собора Монферраном. Целыми днями Карл писал портреты на заказ. Написал он портреты для П.Кикина и А.Дмитриева-Мамонова. Исполнение заказа им очень понравилось. Довольные владельцы портретов вскоре стали членами Общества поощрения художников. Выполнив их следующий заказ – картины “Эдип и Антигона” и “Раскаяние Полиника” – Карл получил пенсионерскую поездку в Италию на четыре года для себя и брата. В 1822 году Карл Брюллов уехал в Италию на короткий срок. Однако жизнь сложилась так, что он прожил здесь тринадцать лет. Возвратившись в Россию, он не смог увидеть ни отца с матерью, ни братьев. Древняя культура и искусство южной страны дали возможность глубоко постичь живопись. Полотно Рафаэля “Афинская школа” вызвало восхищение молодого Брюллова. Четыре года он создавал ее копию. Ценители искусства были поражены созданным им полотном. Мнение их было таким: “Брюллов в ней не только сохранил все краски подлинника, но отыскал, или, лучше сказать, разгадал и то, что похитило у него время”. Посылавшее Брюллова на стажировку в Италию Общество поощрения художников высоко оценило работу молодого художника. Но сам Карл Брюллов окончательно принял решение создавать собственные произведения, а не подражать другим художникам, пусть даже и великим. Вдали от России Карл Брюллов прожил более пятнадцати лет. За это время он создал большое количество полотен, которые выставлялись на многочисленных выставках и получали на них положительные отзывы. С каждым днем имя художника становилось все более известным – заказать у него свой портрет стремился каждый. В 1836 году художник возвращается в Петербург. В Академии художеств его встречали как национального героя. Он сразу же становится профессором Академии художеств. В России художник прожил до 1849 года. В 1850 Брюллов возвращается в Италию, где и проживает всю свою оставшуюся жизнь. Брюллов и жанр портрета За всю свою плодотворную творческую жизнь Карл Брюллов создал большое количество портретов, которые отличаются друг от друга. Отличие состоит в том, что каждый портрет – это новый человек, новое настроение, отношение к нему художника, а значит и разный подход в изображении. Так же по портретам можно проследить, как менялся стиль художника отклассицизма к романтизму, а в поздних портретах можно говорить и о чертах реализма. Не смотря на все эти отличия, в портретах Брюллова есть много общего: его герои привлекательны, они все изображены в счастливый момент своей жизни. Стиль Карла Брюллова Брюллов за годы обучения в Академии получил хорошее классическое образование. Не смотря на то, что приобретенные знания обросли индивидуальностью и собственным пониманием искусства, Карл Брюллов пронес через всю свою творческую жизнь то чувство формы, которое характерно для художников классического периода. На формирование художественного стиля Карла Брюллова повлияло увлечение натурой. Классические каноны не позволяли художнику изображать человека таким, каким он его видит, поэтому художник постепенно отходит от этих канонов. Атмосфера античного Рима не могла пройти мимо художника во время его пребывания в этом городе. В тот период художник обращается к античным и мифологическим сюжетам, но уже к началу 30-х годов данная тематика практически исчезает их творчества художника – он отдает предпочтение портрету. Его произведения первые, которые могут понимать (хотя неодинаково) и художник, имеющий высшее развитие вкуса, и не знающий, что такое художество. Они первые, которым сужден завидный удел пользоваться всемирною славою, и высшею степенью их есть до сих пор - "Последний день Помпеи". Последний день Помпеи 24 августа 79 года произошло мощное извержение Везувия, уничтожившего цветущий город Помпеи, расположенный у подножия вулкана. Более полутора тысяч лет Помпеи оставались погребенными под слоем вулканической лавы и пепла. Впервые город был обнаружен совершенно случайно в конце XVI века при производстве земляных работ. Археологические раскопки начались здесь в середине XVIII века. Они вызывали особый интерес не только в Италии, но и во всем мире. Многие путешественники стремились побывать в Помпеях, где буквально на каждом шагу находились свидетельства внезапно оборвавшейся жизни античного города. В 1827 году в Помпеи приезжает молодой русский художник Карл Брюллов. Отправляясь в Помпеи, Брюллов не знал, что эта поездка приведет его к вершине творчества. Зрелище Помпеи ошеломило его. Он исходил все закоулки города, дотрагивался до стен, шершавых от накипевшей лавы, и, возможно, у него зародилась мысль написать картину о последнем дне Помпеи. От замысла картины до ее завершения пройдет долгих шесть лет. Начинает Брюллов с изучения исторических источников. Он читает письма свидетеля событий Плиния Младшего к римскому историку Тациту. В поисках достоверности художник обращается и к материалам археологических раскопок, некоторые фигуры он изобразит в тех позах, в каких были найдены в затвердевшей лаве скелеты жертв Везувия. Почти все предметы написаны Брюлловым с хранящихся в неаполитанском музее подлинных вещей. Сохранившиеся рисунки, этюды и наброски показывают, как упорно художник искал наиболее выразительную композицию. И даже когда эскиз будущего полотна был готов, Брюллов около десятка раз перегруппировывает сцену, меняет жесты, движения, позы. В 1830 г. художник начал работу на большом холсте. Он писал на таком пределе духовного напряжения, что, случалось, его буквально на руках выносили из мастерской. Наконец, к середине 1833 г. полотно было готово. …Черный мрак навис над землей. Кроваво-красное зарево окрашивает небосвод у горизонта, и ослепительная вспышка молнии на мгновение разрывает тьму. Перед лицом смерти обнажается суть человеческой души. Вот юный Плиний уговаривает мать, упавшую наземь, собрать остатки сил и попытаться спастись. Вот сыновья несут на плечах старика отца, стремясь поскорее доставить драгоценную ношу в безопасное место. Подняв руку навстречу рушащимся небесам, мужчина готов грудью защитить своих близких. Рядом — коленопреклоненная мать с детьми. С какой невыразимой нежностью жмутся они друг к другу! Над ними — христианский пастырь с крестом на шее, с факелом и кадилом в руках. Со спокойным бесстрашием взирает он на пылающие небеса и рушащиеся статуи прежних богов. А в глубине холста ему противопоставлен языческий жрец, бегущий в страхе с жертвенником под мышкой. Такая несколько наивная аллегория провозглашает преимущества христианской религии над уходящей языческой. Слева на втором плане — толпа беглецов на ступенях гробницы Скавра. В ней мы замечаем художника, спасающего самое дорогое — ящик с кистями и красками. Это — автопортрет Карла Брюллова. Самая центральная фигура полотна — знатная женщина, упавшая с колесницы, символизирует прекрасный, но уже уходящий античный мир. Оплакивающий ее младенец — это аллегория нового мира, символ не иссякающей силы жизни. «Последний день Помпеи» убеждает в том, что главная ценность в мире — это человек. Губительным силам природы Брюллов противопоставляет духовное величие и красоту человека. Воспитанный на эстетике классицизма, художник стремится придать своим героям идеальные черты и пластическое совершенство, хотя, известно, что для многих из них позировали жители Рима. Осенью 1833 года картина появилась на выставке в Милане и вызвала взрыв восторга и преклонения. Еще больший триумф ожидал Брюллова на родине. Выставленная в Эрмитаже, а затем в Академии художеств, картина стала предметом патриотической гордости. Ее восторженно приветствовал А.С. Пушкин: Везувий зев открыл - дым хлынул клубом - пламя Широко развилось, как боевое знамя. Земля волнуется - с шатнувшихся колонн Кумиры падают! Народ, гонимый страхом, Толпами, стар и млад, под воспаленным прахом, Под каменным дождем бежит из града вон. Действительно, мировая слава брюлловской картины навсегда уничтожила пренебрежительное отношение к русским художникам, которое существовало даже в самой России. В глазах современников произведение Карла Брюллова было доказательством самобытности национального художественного гения. Брюллова сравнивали с великими итальянскими мастерами. Поэты посвящали ему стихи. Его приветствовали аплодисментами на улице и в театре. Спустя год Французская Академия искусств присудила художнику за картину золотую медаль после ее участия в Парижском Салоне. источник www.karl-brullov.ru

Четвёртая Харита: Gata пишет: Время сейчас какое-то - мелкое, что ли. Нынешнему поколению ни у нас, ни на западе великое не по плечу. Я оптимистка, ИМХО по плечу, просто оно закопано в быте и нужен какой-то толчок. Художики, артисты, режиссёры создают работы либо на изломе эпох либо на их руинах пока отстраивается новое, в сытой жизни чистота восприятия уходит и начинается поиск понтов ради того чтобы показать собственную индивидуальность. Получается демонстрация, пестование себя любимого а не идеи. Это не увлекает и сразу очевидно во всяких инсталяциях желание извернуться. Или просто не понимаю современное искусство, но от него скорее устаёшь. Falchi пишет: Ценности совсем другие. Точнее их сейчас просто нет. Поменяли на комфорт. Пока снова не тряхнет, будет застой ИМХО Знаете, девушки, я пришла к выводу что нам не стоит особо жаловаться. Старушке Европе, кстати, тоже, просто что называется заелись. Самое потребительское общество это США, когда у людей все эмоции подчинены или сочетаются с деньгами. Это ИМХО ужасно, начиная от бесконечных фондов по охране природы, лесов, каких-то тушканов и больных раком, где суть - отмыв денег, но при этом все чувствуют себя счастливыми и великими, подпрыгивают от восторга и восхищения сливаясь в визге с отупевшими от информации массами людей, и заканчивая просто жующими попкорн в Метрополитен-опера. Толерантность опять же. Люди мало способны на квинэссенцию чувств. даже от природы одарённые. Там может в гармонии с собой жить только определённый тип человеческой натуры, в принципе не допускающий мысли заплыть за буйки и принимающий правила игры. Поэтому я относительно довольна увиденным здесь, в Европе и в Африке. Ценности какие-то смутные остались, в США я склоняюсь к тому что их и не было. В большинстве соём столпы исскуства были либо дети эммигрантов из Европы, либо сами эммигранты. Ещё нормально и ничего не потеряно, просто действительно нужна какая-то встряска. Но она врят ли ожидаема в мире глобализации и контроля. Разве что со стороны мусульманских стран вроде Ирана. В Латинской Америки слишком много тепла и бананов, а Африканское население ИМХО вообще мало способно на развитие - все войны туземного уровня. без единой идеи. Да и кто им даст её выработать. Брюллова люблю. На всадницу могу смотреть в Третьяковке часами, такая она живая - вот-вот выпрыгнет. Почему на репродукциях это совсем не чувствуется((. Помпею тоже люблю, но я не согласна с автором картины о счастливом будущем и младенце. У меня обычно наоборот ощущение, что лава сносит всё и ничего не щадит на своём пути, когда смотрю. Страшная картина ИМХО.

Царапка: Четвёртая Харита: согласна с автором картины о счастливом будущем и младенце. я что-то упустила... мне тоже казалось - лава всё снесёт.

Четвёртая Харита: Царапка пишет: я что-то упустила... мне тоже казалось - лава всё снесёт. В физическом смысле-то понятно, я имела ввиду духовный. Автор статьи о том, что неважно снесёт или нет, светлое восторжествует, а у меня всегда ощущение что имеется ввиду прямо наоборот.

Falchi: Четвёртая Харита пишет: У меня обычно наоборот ощущение, что лава сносит всё и ничего не щадит на своём пути, когда смотрю. Страшная картина ИМХО. Мне кажется, что любовь к жизни и к человеку побеждает. Брюллов среди ужаса стихии все же восхваляет красоту человека, его силу и его желание бороться. Смерть не победит в его картинах никогда, как, например у Верещагина, где все сломано и убито. Брюллов мой самый любимый художник. При слове "гений" мне в голову всегда приходит его имя. Мир не знает, не знал и вряд ли когда-либо узнает такой талант. Я не верю в богов, но иначе как божественным его дар назвать не могу. Неповторимо, уникально, завораживающе. Это наша гордость, наше величайшее достояние, которое признал и до сих пор признает весь мир. Наш русский Леонардо

Четвёртая Харита: Falchi пишет: Брюллов среди ужаса стихии все же восхваляет красоту человека, его силу и его желание бороться. Но эта борьба не имеет смысла. Хотя всё же наверное важно кто погиб первым а кто последним, потому что победа всегда важна. В смысле победа над собой, я про страх и спосокойствие ожидания участи и бегство о неё. А с другой - кто знает, лягушка сбившая маслице лапками выбралась всё же.

Gata: Дашуня, ты развернула мою мысль Четвёртая Харита пишет: Брюллова люблю. На всадницу могу смотреть в Третьяковке часами, такая она живая - вот-вот выпрыгнет. Почему на репродукциях это совсем не чувствуется((. Репродукции, во-первых, не передают "чувство полотна", а во-вторых - меньше размером :) Я знакомство с живописью вообще с марок начинала, самая первая - вот эта Спустя десять лет добралась, наконец, и до оригинала в Эрмитаже - ну совсем же другое дело :) И, конечно, помню свои ощущения, когда первый раз увидела в Русском музее "Помпеи", даже ивановское "Явление Христа народу" в Третьяковке так не впечатлило. Зависла, наверно, на полчаса - стояла, смотрела и не могла оторваться. Ритуля, спасибо за рассказ!

Falchi: Четвёртая Харита пишет: Но эта борьба не имеет смысла. Но ведь физическая смерть это еще не все. Точнее для человека, верящего в бессмертие души вообще ничто. Гораздо важнее, что он из себя представляет, каков его духовный внутренний мир. Брюллов продолжает традиции мастеров Возрождения, пошедших наперкор официальной церковной доктрине, где человек представлялся "тварью дрожащей" и ничтожеством по сравнению с Богом и силами природы. Он представляет его красивым, сильным, несломленным. Во всех картинах Брюллова человек - вершина творения, вобравшее в себя все лучшее, что есть в мире. Его нельзя сломать, убить или уничтожить. Gata пишет: Репродукции, во-первых, меньше размером :) Это беда всех репродукций. Они одинаковы по размеру - будь то камерная вещь или масштабное историческое полотно. А художник не зря берет разные форматы для воплощения своей идеи. Ну и энергетика конечно, она ощущается только от живой работы. Gata пишет: ивановское "Явление Христа народу" Оно неокончено. Поэтому выглядит слегка жутковато и неестественно.

Gata: Falchi пишет: Оно неокончено. Поэтому выглядит слегка жутковато и неестественно Угу, помню рассказы экскурсовода. Поскольку я тогда была пионеркой и твердой атеисткой, глубинный смысл картины до меня не дошел, впечатлили только размеры. Господи, как в Третьяковку захотелось! :)

Четвёртая Харита: Falchi пишет: А художник не зря берет разные форматы для воплощения своей идеи. Ну и энергетика конечно, она ощущается только от живой работы. УА я чувствую бывает и от некоторых копий, но по другому, она как эхо. Нет такого посыла который вкладывает художник, придумавший, а рассеивание. Falchi пишет: Гораздо важнее, что он из себя представляет, каков его духовный внутренний мир. Брюллов продолжает традиции мастеров Возрождения, пошедших наперкор официальной церковной доктрине, где человек представлялся "тварью дрожащей" и ничтожеством по сравнению с Богом и силами природы. Он представляет его красивым, сильным, несломленным. Во всех картинах Брюллова человек - вершина творения, вобравшее в себя все лучшее, что есть в мире. Его нельзя сломать, убить или уничтожить. Я понимаю о чём ты и согласна, это к фигуре священника и силе уха. Он несломлен(правда не всякий и по картине виден весь спектр эмоций), но я говорила о ребёнке и матери, как о символах прошлого и будущего. По картине выходит, что гибнет и то и другое. Просто мне показалось немного надуманным заявление составителя статьи, как часто бывает в Третьяковке с автогидом. Или эту парралель прошлое-будущее говорил сам Брюллов и задумка, что всё в итоге будет сметено? Типа Апокалипсиса в местном масштабе. (У меня именно такая ассоциация) (В скобках, разве официальная церковная доктрина - человек тварь дрожащая? Насколько я понимаю наоборот, венец всего, по образу и подобию Божьему, существо достойное родить самого Бога. По крайней мере в христианстве так.) Falchi пишет: Оно неокончено. Поэтому выглядит слегка жутковато и неестественно. Меня оставила равнодушной, хотя я и христианка. Говорили что-то невероятное, а сколько не смотрела - сильных эмоций не вызвало. Портрет Головкина больше захватил.

Falchi: Четвёртая Харита пишет: В скобках, разве официальная церковная доктрина - человек тварь дрожащая? Насколько я понимаю наоборот, венец всего, по образу и подобию Божьему, существо достойное родить самого Бога. По крайней мере в христианстве так В искусстве средневековья в Европе именно тварь. Посмотри картины той эпохи, во-первых, людей практически не изображали, только ангелов, Деву Марию, святых и всегда очень торжественно, всегда "над" остальным миром. Людям в этих картинах отводилась очень маленькая и довольно убогая роль. Художники эпохи Возрождения (Рафаэль, Микеланджело, Леонардо и др) были первыми кто стал ломать эти устои порой идя на открытый конфликт с церковью. В центре их работ - человек. Прекрасный физически и духовно. Брюллов долго жил в Италии и вобрал в свои работы это влияние. Gata пишет: Господи, как в Третьяковку захотелось! :) Угу, я неделю назад как с поезда вышла, так сразу в Третьяковку. И на полдня. Кто куда, а я к прекрасному

Четвёртая Харита: Falchi пишет: В искусстве средневековья в Европе именно тварь. Посмотри картины той эпохи, во-первых, людей практически не изображали, только ангелов, Деву Марию, святых и всегда очень торжественно, всегда "над" остальным миром. Людям в этих картинах отводилась очень маленькая и довольно убогая роль. Художники эпохи Возрождения (Рафаэль, Микеланджело, Леонардо и др) были первыми кто стал ломать эти устои порой идя на открытый конфликт с церковью. В центре их работ - человек. Прекрасный физически и духовно. Брюллов долго жил в Италии и вобрал в свои работы это влияние. Спасибо за экскурс . Не очень я в раннее средневековье знаю, если не сказать больше. Странно однако как-то Библию тогда трактовали.

Falchi: Как надо было, так и толковали. Религия - опиум для народа, что ж поделать. Время такое было.

Царапка: Сегодня по историческому телеканалу «365 дней ТВ» показали фильм BBC "Последний день Помпей". Характерная для канала манера включать художественные сцены в документальный фильм. Получилось очень выразительно. Я, конечно, и раньше о Помпеях читала, видела картину Брюллова, смотрела фильм и читала роман, но сегодня получила сильное впечатление. Способ, выбранный режиссёрами, даёт прочувствовать трагедию до костей. Авторы фантазировали, каковы могли быть последние дни (извержение продолжалось долго) людей, чьи останки найдены при раскопках. Упоминаются и оба Плиния - старший, безрассудно погибший (хотя изначально у него были благие намерения спасти родственника), и младший - тот самый, что на картине Брюллова. Младший оставил записки, которым в то время не верили, но современные научные данные подтвердили их точность, и теперь извержения того же типа, что было Везувия, называются "плиниевскими".



полная версия страницы