Форум » Мезонин » История вещей и быта » Ответить

История вещей и быта

Gata: О привычных нам предметах быта, о том, как они возникли и преображались на протяжении веков.

Ответов - 58, стр: 1 2 3 All

Gata: История утюга и его разновидностей Мы привыкли к современному утюгу- легкому, из пластика, но раньше утюги были совсем другими. Существовало очень много приспособлений для глажения, с которыми мы в повседневной жизни не сталкиваемся, и уже про них забыли. На этой картинке лишь некоторые из них: плойки, портновские утюги разных форм для драпировок и отдельных мест в костюме и шляпах. Первым устройством для глажения белья, скорее всего, был плоский тяжелый камень. На наскальных рисунках древних ацтеков процесс глажения запечатлен так: одежду расстилали на ровной поверхности, придавливали сверху камнем и оставляли на время под этим прессом. В России бытовал способом глажки с помощью рубеля и валька. На ровно обструганную палку наматывали просушенное белье и прокатывали его по столешнице при помощи рифленой доски. Такой принцип до сих пор применяется в некоторых гладильных машинах. Утюг с горящими углями внутри появился лишь в середине XVIII века. До этого одежду гладили инструментом очень похожим на большую сковородку. Самым близким предшественником современного утюга была жаровня с углями. Выглядела она практически так же, как обычная сковородка: внутрь чугунной жаровни с ручкой закладывались горячие угли и такой своеобразной «сковородой» начинали водить по одежде. Ясное дело, что этот «утюг» не отличался удобством и безопасностью: работать с его помощью было неловко, искры и мелкие угольки то и дело вылетали из жаровни, оставляя на одежде опалины и дырки. Со временем стали пользоваться двумя утюгами: пока один нагревался на печке, другим гладили. Самые простые утюги - нагревательные. Перед употреблением чугунные монолиты разогревали в печи. Утюги для ткани весили по разному- от одного до 10 килограммов. Чугунный утюг разогревался очень долго — не менее 30 минут, а горячим его невозможно было брать без прихватки. Поэтому вскоре такие утюги усовершенствовали: их стали делать пáрными — с одной съемной ручкой на два чугунных основания. Пока одним гладили, второе основание нагревалось, так что процесс глажки заметно ускорялся. Еще одна старинная разновидность утюгов — литые чугунные, разогреваемые на открытом огне или в горячей печи. Появились они в XVIII веке и еще производились в нашей стране даже в 60-х гг. XX столетия: несмотря на то, что уже давно был изобретен электрический утюг. Это происходило потому, что во многих домах ещё не были предусмотрены розетки. На смену жаровне с ручкой пришел паровой утюг. Угли в нем помещались внутрь корпуса и закрывались крышкой. Эти утюги не отличались удобством и безопасностью: искры и мелкие угольки то и дело вылетали из жаровни, оставляя на одежде опалины и дырки. Для лучшей тяги по бокам делали отверстия, иногда утюг даже снабжался трубой. Чтобы снова разжечь уже остывшие угли, в отверстия дули, либо размахивали утюгом из стороны в сторону. Поскольку утюги были тяжелыми, глажка превращалась в настоящее силовое упражнение для мышц рук. Утюги-коробки, куда вкладывался нагретый брусок. Вместо углей внутрь утюга еще вкладывали раскаленную чугунную болванку. В конце XIX века стали производить газовые утюги. Принцип их работы был тот же, что и у газовых плит: утюг разогревался от горящего газа. В корпус такого утюга была вставлена металлическая трубка, подсоединенная другим концом к газовому баллону, а на крышке утюга располагался насос. С помощью насоса газ загонялся в нутро утюга, где, сгорая, нагревал гладильную подошву. Легко представить, насколько опасными были такие утюги: по их вине нередко происходили утечки газа — со всеми вытекающими отсюда последствиями: взрывами, пожарами и жертвами. В начале XX века всё большей популярностью стал пользоваться более безопасный, нежели газовый, спиртовой утюг. Его рекламу можно было встретить в журналах 1913 года. Устроен он был по принципу керосиновой ламы: поверхность утюга нагревалась спиртом, который наливался внутрь и поджигался. Достоинство такого утюга было в том, что разогревался он быстро, весил не очень много, его можно было использовать как дорожный вариант. Вот только стоил такой утюг слишком дорого. Портновское дело без утюга трудно себе представить. У портных есть поговорка:"портной гадит - утюг гладит". Может быть, она не очень красиво звучит, но суть отражает верно. Без сутюжки, растяжки и других операций, которые надо делать после каждого шва (для них есть специальные термины: разутюжить, заутюжить, приутюжить, выутюжить) - хорошую вещь не сошьешь. Есть даже такой портновский термин-"пристукнуть", обычно это делается по краю борта или по толстому месту в шве. Портновский утюг должен быть тяжелым, не меньше килограмма. Обычно у портных было несколько утюгов разного размера и веса. Были утюги и до 12 килограмм. Утюги для труднодоступных мест - в области рукава,плеча, подмышек и т.д. Такие буфы и драпировки на платьях и занавесках гладили специальными приспособлениями. Сейчас таких приспособлений нет, чтобы погладить историческое платье, приходится драпировку распарывать. Фестоны, плиссе, складочки. Глядя на историческое белье и рубашки, поневоле задумаешься- как же их делали и потом гладили? Были вот такие специальные приспособления, иногда они комбинировались с утюгом. Шляпные и перчаточные утюги Днем рождения электрического утюга можно считать 6 июня 1882 года. Именно в этот день американец Генри Сили запатентовал изобретенный им электрический утюг. У первого в мире электрического утюга нагревательным элементом была электрическая дуга между угольными электродами, к которым подводился постоянный ток. Ранние модели электрических утюгов были, как и газовые, небезопасны (из-за несовершенства конструкции они сильно били током) и капризны в обиходе, поэтому через 10 лет, в 1892 году компании «General Electric» и «Crompton &Co» модернизировали электроутюг, начав использовать в его конструкции нагревательную спираль. Такая спираль, спрятанная внутри корпуса утюга перед его подошвой, была надёжно изолирована от корпуса. Наконец-то бить своих владельцев током утюги перестали, и пользоваться ими стало намного безопаснее. Новая конструкция утюгов оказалась настолько удачной, что и по сей день применяется в новых моделях утюгов: за двадцатое столетие она поменялась мало. Весь прошлый век усилия производителей были направлены лишь на незначительное усовершенствование отдельных элементов прибора. http://marinni.livejournal.com/685114.html#cutid1

Роза: Некоторые приспособы выглядят орудиями пыток. Сидеть на форумах народу раньше было некогда. Пока прогладишь все эти плиссе и фестоны... Утром начал и через пару дней закончил.

Gata: Роза пишет: Сидеть на форумах народу раньше было некогда. Пока прогладишь все эти плиссе и фестоны... Утром начал и через пару дней закончил Форумы были и тогда: у тех, то носил плиссе и фестоны - в салонах, у тех, кто их шил и стирал-гладил - в портновских мастерских и прачечных. Вместо смайликов - живые гримасы, веера и утюги ))))


Алекса: Нам очень повезло родить в век электрических утюгов и джинсов. Роза пишет: Утром начал и через пару дней закончил. Я подумала тоже самое.

Роза: Gata пишет: Вместо смайликов - живые гримасы, веера и утюги )))) Невестам нашего форума на заметку.

Алекса: Я уступаю честь стать супругой купца Куржупова из какой-то там губернии.

Светлячок: Как бы сдержаться и не сказануть чего-нибудь о девицах до 30 лет. Алекса пишет: Я уступаю честь стать супругой купца Куржупова Зря, Сашок. Упускаешь возможность осчастливить подмостки какого-нибудь Крыжополя под именем примы Куржуповой. Дядька то, смотри какой обстоятельный. Все баблосы расписал.

Роза: Светлячок пишет: Дядька то, смотри какой обстоятельный. Все баблосы расписал Купец же. К выбору жены подошёл обстоятельно.

Gata: Жених с балансом ищет невесту с приданым :) Эх, жаль, не попадаю в его возрастную вилку

Gata: Билеты Государственного Коммерческого Банка (выпуск 1840-1841гг.) Для России 20-30 годы XIX века стали периодом относительного благополучия. Экономическая обстановка была стабильной, развивалась промышленность, увеличивалась добыча золота, активизировалась внутренняя и внешняя торговля. Положительный торговый баланс последней вызвал приток иностранной валюты в страну. Продуманная финансовая политика, в результате которой правительство в период с 1823 по 1843 гг. не прибегало к дополнительным эмиссиям ассигнационных билетов, также способствовала развитию экономики. На этом благополучном фоне относительно стабильный на протяжении более 30 лет курс ассигнационного рубля по отношению к серебру к 26-27 копеек ни как не мог устраивать правительство. Между тем, было понятно, что население настолько привыкло к такому курсу, что ввести в обращение в один день бумажный рубль равный серебряному, просто невозможно. Денежная реформа началась 1 июля 1839 года, когда был опубликован манифест «Об устройстве денежной системы». Согласно этому манифесту, впредь серебряный рубль становился основной денежной единицей, в которой исчислялись все подати и сделки. Ассигнации, как изначально предполагалось, выполняли вспомогательную функцию, но уже по строго зафиксированному курсу в 3 рубля 50 копеек ассигнациями за 1 рубль серебром. Следующим шагом правительства по восстановлению доверия к бумажному рублю стал выпуск в 1840-1841 гг. Билетов депозитных касс, учрежденных отдельным указом за тем же числом и свободно размениваемым на серебро по курсу один к одному, которые фактически были квитанциями на сданное населением на хранений золото и серебро. Депозитные билеты государственного коммерческого банка достоинством 3, 5, 10, 25, 50 и 100 рублей введены в обращение различными указами с декабря 1839 года по июнь 1841 года. Оформление этих банкнот в значительной степени отличается от ассигнаций, находившихся в тот момент в обращении. Впервые в истории российских бумажных денег появляется номинал 3 рубля (зеленого цвета). Вся серия билетов оформлена в одном стиле – основной текст размещен под гербом Российской Империи и обрамлен цветной орнаментной рамкой, за исключением 3-х рублей.5 рублей 1840 года Ниже текста подпись «Тов.Упр. Комм. Банкомъ Голохвастова», еще ниже подписи «Директоръ» и «Кассиръ». На обратной стороне в тонкой орнаментной рамке текст из указа 1839 г. о хождении депозитных билетов на ровне с серебряной монетой без всяких лажей (курсов). Водяной знак надпись в центре банкноты «Депозитный билет», год и номинала цифрами. Депозитные билеты сразу стали пользоваться популярностью у населения. От желающих сдать серебро, золото и получить билеты не было отбоя. В период с 1840 по 1842 гг. в обращении находились от 24, 1 млн. до 43,7 млн. ассигнационных рублей. По сравнению с общей цифрой в 595, 7 млн. ассигнационных рублей с учетом курсовой разницы, можно смело сказать, что депозитные билеты за короткий период времени составили довольно значительную часть денежного обращения страны. Дальнейший рост в обращении количества депозитных билетов ограничивался количеством у населения серебра и золота. Правительство так же не могло использовать выпуск депозитных билетов для увеличения доходов, так как запас сданного населением серебра и золота оставался неприкасаемым. Между тем, как и предполагалось, доверие населения к бумажным денежным знакам значительно поднялось. Остальные билеты, только картинки мелкие, можно посмотреть здесь http://rucollect.ru/text/117-biletygosbanka

Светлячок: Дядюшка, мой карманный банк принимает только сторублевые купюры. Не забудьте.

Gata: Светлячок пишет: Дядюшка, мой карманный банк принимает только сторублевые купюры. Не забудьте. Спасибо, что напомнил - зашью, чтобы входили только трояки :)))

Алекса: Gata пишет: увеличивалась добыча золота, Я даже знаю где. Под Екатеринбургом были золоторазработки в Берёзовском. Gata пишет: Денежная реформа началась 1 июля 1839 года, когда был опубликован манифест «Об устройстве денежной системы». Не об этой ли денежной реформе шла речь в БН?

Gata: Алекса пишет: Не об этой ли денежной реформе шла речь в БН? О ней самой, канкриновской.

Gata: В продолжение денежной темы В 1769 году, при Екатерине Великой, появились первые российские бумажные деньги. Ассигнации выпускались в соответствии с манифестом от 29 декабря 1768 года. В манифесте, в частности, было сказано: Во-первых, удостоверились Мы, что тягость медной монеты, одобряющая ее собственную цену, отягощает ее же и обращение.Во-вторых, что дальний перевоз всякой монеты многим неудобствам подвержен.И, наконец, третье: увидели Мы, что великий есть недостаток в том, что нет еще в России, по примеру разных европейских областей, таких учрежденных мест, которые чинили бы надлежащие денег обороты и переводили бы всюду частных людей капиталы... Надо заметить, что императрица была права: к примеру, сто рублей медной монеты весило в те времена без малого сто килограмм. Вот представьте, что получили Вы, к примеру, зарплату... Представили? А теперь скажите спасибо Екатерине Великой. Ассигнации печатали специальные банки, указ о создании которых был подписан Петром III еще в 1762 году.Таких банков было два: один в Санкт-Петербурге, второй - в Москве. Эти банки должны были производить обмен ассигнаций на звонкую монету, обеспечив, таким образом, реальную стоимость бумажных денег. Поскольку ассигнации различались только номиналом, народные умельцы очень быстро сообразили, что, соскоблив слово "двадцать" и вписав вместо него "семьдесят", можно стать сразу в три раза богаче. Идея быстро охватила широкие народные массы, в связи с чем, высочайшим указом от 20 июля 1771 года выпуск 75-рублевых ассигнаций был прекращен, а уже выпущенные 75-рублевки были изъяты из обращения.Водяные знаки были выполнены частично обычным способом (на полях), а частично - методом выдавливания медальонов (два овала в верхней части банкноты). Ассигнации существенно облегчали денежные расчеты и потому пользовались очень высоким спросом. Это привело к необходимости выпуска ассигнаций новых номиналов - 5-ти и 10-ти рублевых. Однако, навыпускали их так много, что к концу XVIII века реальная стоимость ассигнаций стала уменьшаться (разница между номиналом и стоимостью ассигнаций называлась "лаж"). Например, курс ассигнационного рубля в 1790-м году составлял 87 копеек, в 1796-м году - 79 копеек, в 1797-м 70 копеек. Необходимость финансирования масштабных войн, ведущихся Россией в начале XIX века привело к тому, что в 1810 году курс составлял уже 25,4 копеек за рубль ассигнациями. Наконец, в 1814 - 1815 годах курс упал до рекордно низкой отметки - 20 копеек за рубль. Тем не менее, население было обязано вносить все платежи в казну именно ассигнациями, что обеспечивало их стабильный, хотя и очень низкий курс. Во время своего похода в Россию, Наполеон предпринял выпуск фальшивых ассигнаций, рассчитывая таким образом подорвать экономику страны. Французы, однако, и в этом деле капитально сели в лужу. Не уловив тонкой разницы между буквами "Д" и "Л", горе-мастера наштамповали бумажек со странным словом "холячею" (вместо "ходячею"). Благодаря этой опечатке, фальшивки были практически сразу же вычислены и выведены из обращения. Но, что интересно, ценятся они сейчас почти так же, как и настоящие ассигнации тех лет. По сравнению с своими предшественницами ассигнации нового выпуска стали выглядеть несколько более солидно. Вот только на курсе их это почему-то никак не сказалось. Так и оставался он в 3 - 4 раза ниже номинала. В 1839 году в России началась денежная реформа. Ее базой послужил манифест от 1 июля 1839 г. Об устройстве денежной системы. Манифест устанавливал главной платежной мерой серебряный рубль. Отныне все платежи должны были производиться только в пересчете на серебро.Курс ассигнаций был назначен из расчета 3 рубля 50 копеек ассигнациями за один серебряный рубль, содержащий 4 золотника 21 долю чистого серебра.Одновременно учреждались Депозитные Кассы серебряной монеты при Государственном Коммерческом Банке.Кассы принимали от населения серебряную монету и выдавали взамен депозитные билеты, объявленные законным средством платежа.Эти билеты, будучи по сути своей квитанциями, были полностью обеспечены серебром, что обеспечивало их неизменный и стабильный курс.Кредитные билеты Сохранных Казен и Государственного заемного банка отличались от обычных ассигнаций тем, что их в любое время ДЕЙСТВИТЕЛЬНО можно было обменять на звонкую монету. В этом они были очень похожи на билеты Государственного коммерческого банка, с тем, однако, отличием, что все же не полностью были покрыты металлической наличностью.Тем не менее, доверие к ним было гораздо выше, нежели к ассигнациям, что и обеспечивало их стабильный курс в отношении 1:1. В обращении они находились очень недолго - с 1841 по 1843 год, когда все обращавшиеся в России денежные знаки (ассигнации, билеты депозитной кассы и кредитные билеты сохранных казен) были заменены на единой формы кредитные билеты. Государственные кредитные билеты 1843 года заменили находившиеся в обращении ассигнации и депозитные билеты. С их выпуском стоимость бумажных денег, наконец, сравнялась со стоимостью серебряной монеты. Счастье, однако, длилось недолго - Крымская война 1853-1856 годов вновь привела к выпуску большой массы ничем не обеспеченных бумажных денег, что, естественно, послужило причиной инфляции и падения курса кредитных билетов.Цены на банкноты 1843 и 1847 годов приблизительно на 30% выше, чем указанные ниже (прошу прощения за каламбур). Это первые российские деньги, на которых появляются портреты замечательных людей. Только не думайте, что это были образы знатных доярок, героев труда или космонавтов. Отнюдь.На банкнотах изображены князь Дмитрий Донской, Михаил Федорович - основатель династии Романовых, сын его - Алексей Михайлович, внук его - Петр Алексеевич и Екатерина II Великая, императрица. Двое из этих великих, Екатерина II и Петр I, обоснуются на банкнотах надолго и всерьез. http://hds-shah.narod.ru/russden/bonis/bon1.htm

Gata: Побродив по рекомендованной Кароллой виртуальной выставке "Святая Русь", встретила незнакомое слово - кратир. Оказалось - причастная чаша с двумя ручками, украшенная растительным орнаментом и розетками. Кратир из Софийского собора в Великом Новгороде, XI век Кому интересно, вот Иллюстрированный словарь церковных православных терминов - внутреннее устройство и убранство храма http://www.sakkos.ru/vidy-khram-utvari-4.html

Роза: Откопался лорнетик 19-го века.

Gata: ...И неотвязчивый лорнет Он обращает поминутно На ту, чей вид напомнил смутно Ему забытые черты (с)

Gata: Как говорится - готовь сани летом :) Старинные керамические печи В отличие от более привычных нам прямоугольных форм изразцовых печей, их часто делали и цилиндрическими, или маскировали под колонны и украшали скульптурами и декоративной отделкой. Так они лучше вписывались в интерьер. http://marinni.livejournal.com/710627.html#cutid1

Тоффи: Не ожидала, что обычные печки могут так украшать интерьер Трафик пока не позволяет мне рассмотреть их и другие картинки в этой теме в полном размере, с деталями, но даже на превью очень и очень интересно. Спасибо за фото и полезные ссылки!

Роза: Чародейка кухни Елена Молоховец Автор статьи: Андрей Савостьянов Елена Ивановна Бурман родилась 28 апреля 1831 года в Архангельске в семье начальника местной таможни. Судьба ее в определенном смысле типична: девочка из хорошей семьи рано лишилась родителей и воспитывалась бабушкой, не только богатой, но глубоко житейски мудрой и хозяйственной женщиной. От нее Елена получила первые уроки домоводства и кулинарного искусства. Достигнув четырнадцатилетнего возраста, девушка поступает в Смольный институт благородных девиц в Санкт-Петербурге. Там она проведет три года, тщательно отгороженная от внешнего мира. Выход в «мир», без сопровождения воспитательницы, грозил исключением из заведения и несмываемым пятном позора на всю жизнь. Даже окна здания были закрашены, для того чтобы девушки при случайном взгляде наружу не потеряли душевного равновесия. Молодых барышень учат многому, что потом им окажется совершенно ненужным, например, математике, физике, географии, истории, пению и чистописанию. Однако полученные знания мало кого интересовали, просто диплом Смольного института—пожалуй, самого престижного в царской России женского учебного заведения—был гарантией выгодного замужества. Елена заканчивает институт в 1848 году с хорошими отметками: по религии, нравственности, музыке и французскому языку (кулинария не значилась в списке предметов) она получила «отлично». При вручении диплома ей дарят золотой браслет и Библию. Образованная барышня Бурман возвращается в Архангельск и очень скоро получает предложение руки и сердца от главного архитектора города Франца Францевича Молоховец. После свадьбы молодожены переселяются в Курск, так как архитектор получает оттуда выгодное предложение по службе. Именно здесь в 1861 году Елена Ивановна вы_ пускает свой первый «Подарок молодым хозяйкам». Типичная для того времени образованная и благовоспитанная дама, оказывается, не хочет сидеть сложа руки—она чувствует свой дар и хочет применить его на благо людям. Поэтому всю свою сознательную жизнь Елена Ивановна Молоховец посвящает именно сохранению патриархальных устоев русской православной семьи. «Кухня—это своего рода искусство, которое без руководства приобретается не годами, но десятками лет опытности, а этот десяток лет неопытности иногда очень дорого обходится молодым супругам… Вследствие чего бывает расстройство состояния и различные неудовольствия семейной жизнью. Предупредить эти дурные последствия или по крайней мере сделать шаг к уклонению от них и есть прямая моя цель и самое искреннее желание. И если книга моя достигнет хотя бы половины желаемой цели и принесет пользу моим соотечественникам, то я буду совершенно счастлива!..» Елену Ивановну заботит, чтобы ничего из полезных отходов не выбрасывалось: вплоть до того, что «кожу от копченого окорока класть по небольшому куску в борщ или в щи из щавеля», а «воду после мытья мяса выливать под фруктовые деревья, как хорошее удобрение»!.. Ее беспокоят и культура питания, и организация стола, и гигиена приема пищи, и даже необходимая молитва во время ее приготовления!.. Она постоянно рассуждает о несомненной пользе для здоровья умеренности и несуетного поведения за столом. НЕТ ПРОРОКА В ОТЕЧЕСТВЕ СВОЕМ В советские времена книгу Елены Ивановны неоднократно обвиняли в «раблезианстве», в презрении к «простым классам», в доказательство приводилась неоднократно фраза из одного рецепта — «…после чего отжимки из осетрины можно отдать на кухню людям», не зная в точности историю самой Елены и ее книги, на счет обеих безжалостно прохаживались даже очень хорошие и талантливые люди. Так, например, Арсений Тарковский посвятил Елене Молоховец критичное стихотворение. Достаточно пары строк из него, чтобы понять, что такого отношения она уж точно не заслуживала: «Где ты, писательница малосольная,/ Молоховец, холуйка малахольная, /Блаженство дестипудовых туш, /Владетелей десяти тысяч душ?..» Некоторые рецепты Елены Ивановны и сегодня покажутся чересчур изысканными и грандиозными. Однако другие весьма просты. «Боюсь, брусничная вода мне не наделала б вреда!..»— сетует Евгений Онегин, возвращаясь с Ленским от Лариных. Скорее всего, А. С. Пушкин сам неоднократно «страдал» от свекольно-брусничного напитка, в котором слабительное действие брусники удваивается свеклой. Почти все косметологи советуют пить свекольный сок для сохранения свежести кожи лица. Это освежающее действие свеклы известно с давних времен. Многие красавицы прошлых лет регулярно употребляли в пищу свеклу и ее сок для поддержания стройной фигуры. Ведь свекла не хуже ананаса очищает организм от шлаков. Причем к услугам свеклы прибегали не только простые девушки, но и представительницы высших кругов. ВИДЕНЬЯ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ ЧИСТЫХ ДНЕЙ… Грандиозный успех «Подарка молодым хозяйкам» побудил Молоховец расширить свою «миссионерскую деятельность»: отдельно был издан «Подарок» для бедного сословия, в дополнительных томах публиковалось много советов по гигиене, уходу за птицей и скотом. Елена Ивановна охотно вторгается в совершенно другие области, смело входит в другие двери. Уже в 1854 году она сочиняет польку, сейчас утерянную. Пишет учебник французского языка для детей и составляет список медицинских вопросов для пациентов, которые вынуждены ограничиться лишь письменной консультацией, потому что врач живет слишком далеко. Затем решилась выпустить в свет почти медицинскую энциклопедию с посвящением «русскому народу» и множеством полезных советов. Некоторые из них теперь способны только позабавить. Так, Молоховец утверждала, что в случае родовых мук: «Больше чем когда-либо помогает молитва и просьба о помощи свыше», а если потеют ладони, якобы имеет смысл «весною взять по молодой лягушке и держать их в руках до тех пор, пока не околеют». Все эти годы «Подарок» победно шествует по стране. Успех книги дает толчок к появлению многочисленных подражаний, легко узнаваемых и забавных, но вызывающих недовольство и раздражение у Елены. ФРАГМЕНТЫ ИЗ ДНЕВНИКА К сожалению, фрагменты из дневника Елены Молоховец, которые она опубликует в пожилом возрасте, касаются только ее приключений в области религии. Образ ее самой и ее семьи остается неполным. Сын Анатолий отправляется работать бухгалтером в Сибирь. Сын Леонид дослуживается до генерала. Сын Константин уходит на флот и погибает в русско-японской войне 1904–1905 годов. В одной из статей, посвященных пятидесятилетнему юбилею книги Елены, его смерть описывается следующим образом: «Храбрый Константин, тяжело раненный, отказывается покинуть свой пост и погружается вместе с кораблем на дно моря». В действительности дело обстояло иначе. Из пенсионного прошения его вдовы, которое сохраняется в русском военно-морском архиве, выяснилось, что Константин во время осады города Порт-Артур умирает в постели от последствий недоедания. Елена, будучи в курсе подлинных обстоятельств, без тени смущения включает статью с героическим вариантом в предисловие своей кулинарной книги. Внучка Елены выходит замуж за офицера, который в 1912 году попадет в тюрьму за присвоение государственных денег. По контрасту с этим позором Елена испытывает гордость за внука Владимира, которого в 1912 году назначают офицером на личную яхту Николая II. Владимир даже удостаивается чести быть упомянутым в дневнике царя: 18 апреля 1914 года во время пребывания в Ялте Николай отмечает: «…хорошо погуляли с Саблиным и лейтенантом Молоховец…». ГОРЕЧЬ РАЗОЧАРОВАНИЯ Откровенно говоря, если бы Господь прибрал Елену Ивановну к себе до октябрьского переворота 1917 года, то она удостоилась бы множества хвалебных поминальных статей и достойных ее славы похорон. В момент смерти в 1918 году в Санкт-Петербурге религиозная Елена, поклонница царя и к тому же дворянка, с приходом коммунистической власти буквально превратилась в ничто. Ее смерть не была замечена, ни одна газета не уделила ей ни строчки. По всей вероятности, последний год жизни она провела в нищете: не исключено, что в доме Молоховец, колыбели знаменитого кулинарного шедевра, наступил голод. Забвение, которое поглотило Молоховец, сделало реконструкцию ее жизни три четверти века спустя непростой задачей. Даже год ее смерти был неизвестен. Поиски в библиотеках и архивах Санкт-Петербурга дали многое, но многое и теперь остается покрытым мраком неизвестности. Главной находкой оказалось «Личное дело» с ее «свидетельством о рождении» и «свидетельством о крещении» из архива администрации Смольного института для благородных девиц, где она училась с 1845 до 1848 года. В конце концов всплыл старый фолиант Волковского лютеранского кладбища, в котором обнаружилась единственная строчка о том, что Елена, православная, похоронена 15 декабря 1918 года. Она покоится рядом с отцом. День же смерти Елены Молоховец так и остается загадкой.

Lana: Роза, спасибо за интересную статью. Роза пишет: если потеют ладони, якобы имеет смысл «весною взять по молодой лягушке и держать их в руках до тех пор, пока не околеют». А потом закопать под фруктовыми деревьями как удобрение. Бедные лягушки. Роза пишет: Успех книги дает толчок к появлению многочисленных подражаний, легко узнаваемых и забавных, но вызывающих недовольство и раздражение у Елены. Вот откуда ноги растут у справочников молодой хозяйки. Елена Ивановна большая молодец и профессиональный семьянин.

Светлячок: Для своего времени дама была очень активной. Знай наших.

Gata: Роза пишет: Чародейка кухни Елена Молоховец Помню-помню ее необыкновенные рецепты и кучу ценных советов по домоводству Замечательная была тетка! Читаю сейчас ее рекомендации по приготовлению икры из баклажанов и слюнки глотаю :)

Gata: ЭГЛОМИЗЕ́ - техника декора, изображение с обратной стороны стекла. Чаще всего эгломизе украшались рамы картин и зеркал, детали мебели. Италия, конец 14 века Кулон, 15 век Тюдоровская солонка, 16 век 17-й век Англия, 18 и 19 век Х.Мейер. Столик со столешницей, расписанной в технике эгломизе. 1770–1780-е годы. Государственный музей-заповедник «Павловск» Хоть убейте, не могу вспомнить, видела его там или нет :) Мебель Зеркала Конец 19 века, Франция 20-й век http://marinni.livejournal.com/753536.html#cutid1

Gata: В советскую эпоху «Елисеевский» магазин на Невском проспекте 56 именовался «Гастроном № 1», правда, никто его и тогда так не называл. Приезжие и жители Ленинграда-Петербурга, оказываясь в центре, обязательно сюда заходили – кто просто посмотреть на магазин-дворец, таинственно спрятавшийся за яркими оконными витражами, а кто купить чего-нибудь свеженького и вкусненького «от Елисеева» – в общем, это был обязательный ритуал, приподнимавший посетителя в собственных глазах и приобщавший к давно потерянной культуре потребления. В Петербурге магазин Елисеева открылся 1903 году. Здание спроектировал один из крупнейших архитекторов и общественных деятелей конца XIX - начала XX века Г.В. Барановский. Наружные углы магазина украшают аллегории Торговли, Промышленности, Искусства и Науки скульптора А. Адамсона. На первом этаже располагался магазин «колониальных товаров», на втором - театральный зал театра «Невский фарс», на третьем - ресторан. Здесь можно было купить все: начиная от свежих трюфелей и горячих пирожков, до утром выловленных устриц. В «Невском фарсе» ставили пьесы легкого, игривого, а нередко и фривольного содержания. Так что здесь можно было вкусить и хлеба, и зрелищ. Сменивший «Невский фарс» Театр Комедии тоже начинается с гастронома. История семьи Елисеевых История семьи купцов Елисеевых могла бы составить сюжет для хорошего многотомного романа вроде «Саги о Форсайтах». Началась она в начале XIX века в Москве, когда в рождественский вечер крепостной садовник графа Николая Петровича Шереметева Петр Касаткин внес изумленным гостям на блюдце свежую землянику. Когда хозяин, придя в себя, спросил, что хочет преданный садовник за такое чудо, тот нашелся и ответил: «Вольную». Граф слово сдержал. Дал вольную Касаткину с женой и сто рублей подъемных – огромные по тем временам деньги. Этот вечер первые Елисеевы вспоминали всю жизнь, а последующие во всех подробностях передавали рассказ о давнем событии из поколения в поколение. Пройдет несколько десятилетий и благодаря этой землянике, блестяще образованные, свободно говорящие на нескольких языках братья Сергей, Григорий и Степан учредят «Торговый дом» с капиталом в 3 миллиона рублей. С попутным обозом 36-летний Петр Касаткин, сын Елисеев, отправился с семьей в сторону богатого Петербурга. Почти весь путь шли пешком. Прибыли в Петербург, остановились на дешевом постоялом дворе с тараканами и клопами. Огляделись вокруг и ужаснулись. Ни кола и ни двора. А на руках малые дети и тюки с вещами. На следующее утро Петр Касаткин, купив лоток и мешок апельсинов, вышел на Невский проспект и стал торговать в розницу. Сначала стеснялся, но к концу дня научился бойко выкрикивать: «Кто хочет угостить даму апельсином? Копейка - что за деньги! Кто не пожалеет копейку, чтобы порадовать даму апельсином?». Вернулся с удачей. Пироги, леденцы и сбитень продавали на улицах, но редкими тогда тропическими фруктами с лотка не торговал никто. До такого никто не додумался. Петр Касаткин был первым. Его товар среди совершавших променад аристократов на Невском проспекте шел на «ура». К осени Касаткин скопил достаточную сумму, чтобы снять лавку «для торговли на скромных началах… продуктами жарких поясов земли». Лавка эта находилась в доме Катомина на Невском 18. Торговля шла успешно. Спустя год Петр разбогател настолько, что выкупил крепостного брата Григория. Вскоре братья скопили достаточный капитал для вступления в купеческое сословие. Записались, отмечая добрую память отца, как Елисеевы. С этой фамилии и пошел новый род, уже не крестьянский, а купеческий. Вступили Елисеевы в торговую гильдию, давая негласную клятву отныне держать крепко «слово честное купеческое». В начале тридцатых годов XIX века, чтобы не платить лишнего перекупщикам, Петр Елисеев отправился в «жаркие пояса» за товаром. По дороге его корабль был вынужден остановиться на острове Мадейра, чтобы пополнить запасы питьевой воды и продовольствия. Случилось так, что корабль домой ушел без хозяина, а сам Петр Елисеев остался на острове, желая лучше ознакомиться винодельческим процессом. Несколько месяцев Петр Елисеев на острове «набирался опыта». Все дегустировал разные сорта. Обошел все островные винодельни и выжал ногами не одно ведро виноградного сока, и вскоре научился отличать «мадеру раннюю» от «мадеры скороспелой». Говорят, поднялся на борт своего корабля в бессознательном состоянии, но не забыл до отказа заполнить трюмы вином. Вскоре Петр Елисеев совершил экспедиции во французский порт Бордо, португальский Порту и испанский Херес. Вернувшись из Португалии, в 1821 году Петр Елисеевич снял в петербургской таможне помещение для приема и хранения иностранных вин. Дело задумывалось большое - регулярно доставлять из-за границы иностранный товар. А спустя три года он уже открыл на Биржевой линии (дом 14-16) Васильевского острова постоянную винную торговлю, и она сразу же стала пользоваться успехом. Вина хранились и выдерживались в погребах, общая площадь которых была около семи квадратных километров. Это был целый подземный город. Сооружены хранилища были настолько грамотно, что за 125 лет своего существования их ни разу не затопили ни грунтовые воды, ни наводнения. У «Елисеевых» можно было купить самые лучшие вина, за которыми присылали даже французские аристократы, оставшиеся жить в России после французской революции. Иных приманивали заморские бутылки затейливых форм, но особенно ценилось старое, выдержанное вино знаменитых фирм с выцветшими этикетками. Дела Елисеевых стремительно шли в гору. Их фантастическая везучесть вызывала зависть. Некоторые стали считать Елисеевых заговоренными. Распускали слухи про фармазонский рубль, якобы выигранный Петром Касаткиным в кости, еще в имении Шереметева. В 1824 году Петр Елисеевич заявил свой капитал в Купеческой управе и записался вместе со всем семейством в купеческое сословие. Но неожиданно заболел и в 1825 году, не дожив и до пятидесяти лет, скончался. Петр Елисеевич поступил удивительно предусмотрительно, записав в купеческое звание всю семью: дело продолжила вдова, Мария Гавриловна. С крепкой купеческой хваткой, вдова управляла делами разумно. Елисеевский магазин славился тем, что здесь торговали фруктами высочайшего качества и «наипервейшей» свежести. При любом намеке на брак - будь то лопнувшая кожура, пятнышко, зеленый бочок, продукты на прилавок не поступали. Но выбрасывать их было нельзя, потому что не дай Бог, пройдет слух, что у Елисеевых товар «спортился». Вот и вынуждены были приказчики прежде чем уйти домой, иной раз через силу, поглощать подмятые фрукты: апельсины, маракуйю, папайю и персики. Все это была работа над имиджем, как сказали бы теперь. Как и сам купеческий разгул с музыкой, тройками, швырянием «Вдовы Клико» в зеркала и купанием хористок в шампанском. На самом деле купцы всегда это делали с оглядкой на то, что про них потом подумают. 16 лет управляла фирмой Марья Гавриловна. После ее смерти в 1841 году правление приняли три брата: Сергей, Григорий и Степан. Теперь старшему было уже за сорок. Братья объездили полмира, свободно говорили на нескольких европейских языках. Имели сюртуки лучшего английского сукна, лучшую обувь, лучшие часы и сигары- и дома на Большой Морской и Мойке. Братья следили за хорошо поставленным делом и преумножали богатство: семнадцать многоэтажных доходных домов в Петербурге, конный завод в Орловской губернии, огромные плантации винограда в Крыму. Благодаря финансированию селекционных работ была выведена семенная рожь сорта «елисеевка». За 1903-1913 годы Елисеевы уплатили государству пошлину в размере 11 миллионов рублей. Много денег шло на благотворительные цели. В 1855 году на Васильевском острове (3 линия, дом 28) братья учредили богадельню для купеческого и мещанского сословия. Назвали учреждение Елизаветинской богадельней по имени покойной дочери среднего брата Григория. На содержание богадельни Елисеевы положили в банк 40 тысяч руб. под проценты, таким образом, только процентов в год набегало на 130 тысяч руб., что позволяло учреждению существовать безбедно. На Большой Охте был воздвигнут храм во имя Казанской Божьей Матери, в византийском стиле, ставший впоследствии семейной усыпальницей Елисеевых. Храм этот был снесен в 1929 году. Первый неблаговидный поступок в истории семьи Елисеевых совершил средний брат Елисеевых Григорий. После кончины своих братьев он добился отстранения наследников от дел и владельцами «Торгового дома Елисеевых» стали сыновья Григория Петровича - Александр и Григорий. Основной капитал паевого товарищества «Братья Елисеевы» составлял в то время 8 миллионов рублей. В Москве, Киеве и Петербурге начали строить шикарные магазины. Первые «сетевые», как говорят сейчас, магазины имели свое лицо. Первый Елисеевский супермагазин построили в Москве в обстановке строжайшей секретности. Рабочие получали дополнительную плату за молчание. Все это очень взволновало московскую публику. Охрана то и дело ловила любопытных, которые, оторвав с одного гвоздя доску, старались отодвинуть ее, чтобы взглянуть, что же творится внутри огромного деревянного ящика. Некоторым это удавалось. Одни с восторгом, другие с ужасом рассказывали, что неподалеку от Страстного монастыря возводится мавританский языческий храм с невиданной доселе отделкой. Стиль модерн в начале XX века в России только набирал силу. Если в кругах высшего общества еще с осторожностью приглядывались к его замысловатым формам, то Елисеевы и здесь не побоялись быть на передовых рубежах. Кованые, изогнутые цветы должны были украшать прилавки, которые в свою очередь, должны были ломиться от экзотических плодов. Внешне клан Елисеевых выглядел успешным и прочным, Однако непорядочный поступок Григория Петровича стал первой трещиной в семье. Его сын Григорий поступил, как и его отец - оттеснил брата от управления фирмой из-за того, что Александр, страстно влюбленный в бедную белошвейку, женился на ней без родительского благословения. Лишь раз в год, в день после Пасхи вдова Григория Петровича, Любовь Дмитриевна, допускала невестку и непокорного сына к себе в дом, одаривала подарками и опять забывала на целый год. Но судьба уже занесла меч правосудия и жестоко наказала Григория Григорьевича, уготовив ему разорение фирмы и семейные несчастья. 22 октября 1913 года товарищество «Братья Елисеевы» праздновало столетие торговой деятельности. Три с половиной тысячи человек собрались в зале Дворянского собрания. Гостей встречал статный блондин — Григорий Григорьевич Елисеев, в безукоризненном фраке, с «Владимиром» на шее и французским орденом «Почетного легиона» в петлице. Подняв бокал с шампанским, Григорий произнес: «На меня выпал счастливый жребий праздновать столетие торговой деятельности рода Елисеевых, отличительной чертой которого была беззаветная преданность православной вере, русскому царю и своей Родине». Гости смотрели на юбиляра с восхищением и завистью. Среди них был один купец - некто Васильев с молодой женой Верой Федоровной. Глаза Григория Григорьевича скользнули и остановились на миловидном лице молодой купчихи. Влюбляться страстно и самозабвенно купец позволить себе не мог - это была привилегия дворянства. У купцов был другой закон: если брак – то по расчету, если любовь - то с рассудком. Невесты приумножали капитал Елисеевых, не только приданым, но и торговыми связями. Не революция явилась причиной краха дома Елисеевых, а страстная, безрассудная, безоглядная любовь. Григорию Григорьевичу уже за пятьдесят, жена, шестеро детей. Вере Васильевой двадцать лет. Действовал Григорий по-купечески: предложил отступные Васильеву. Отказ. Просил развода у жены Марьи Андреевны. Ни за что не соглашалась жена, упрекая его в измене и нарушении «честного купеческого слова». Марья Андреевна не смогла перенести предательства мужа. В октябре 1914 года несчастная женщина покончила собой. Весь город говорил о влюбленном миллионере и его несчастной жене. Но это был лишь первый акт семейной трагедии. Когда сыновья Елисеева-старшего узнали, что отец отправился в далекий Бахмут (возле Екатеринослава) вовсе не по делам, а встретиться с возлюбленной, из-за которой мать ушла из жизни, все тотчас покинули отчий дом. Выяснилось чудовищное обстоятельство: всего через три недели после смерти жены, Григорий Григорьевич обвенчался в Бахмуте с Верой Федоровной - виновницей семейной трагедии. На этом фоне высочайшее повеление внести в первую, самую почетную, часть Дворянской родословной книги новую жену они восприняли как оскорбление покойной матери. Недавно еще дружная большая семья распалась. В доме отца осталась жить только младшая - дочь Машенька, которой шел пятнадцатый год. Братья поклялись отнять ее у отца. Григорий Григорьевич, зная твердый характер своих сыновей - нанял телохранителей. Они сопровождали девочку в гимназию, на прогулках с бонной, сидели в подъезде, прохаживались круглые сутки возле опустевшего роскошного дома на Биржевой линии, где жили теперь лишь хозяин с дочерью и новой женой. Братья сдержали свое слово. До самой революции длилось судебное разбирательство, которое закончилось в Сенате. Газеты регулярно писали о ходе жалобы Елисеева, у которого украли дочь. По сведениям прислуги, оставшейся верной покойной хозяйке и ее сыновьям, стал пить горькую, перестал заниматься делами, передав все заботы о «Товариществе» управляющим, на людях показывался редко. Но потом все же преодолел себя, пробудился и стал опять энергичным. И… тут разразилась революция. В 1918 году у Григория Григорьевича отобрали все имущество и, конечно, любимые магазины в Москве, Петрограде, Киеве, шоколадную фабрику. С молодой женой он уехал во Францию. Трагически сложилась судьба его сыновей. Одни были расстреляны в 30-е годы, другие сгинули в сталинских лагерях. Прошло много времени с тех пор, как разыгрался драматический финал этой истории. Но почему-то новые покупатели упорно именуют самый красивый магазин не «Гастроном № 1», а так, как их называли предыдущие поколения петербуржцев – «Елисеевский». Видимо, то, что уже вошло в летописи Петербурга, не так-то просто стереть. http://www.ipetersburg.ru/guide/sights/remarkable-bulidings/eliseevsky-magazin/ http://chilach.ru/roskoshnyj-dvorets-eliseeva-kommentarii-liveinternet-rossijskij-servis-onlajn-dnevnikov/

Царапка: Любопытно Касаткин вытянул вольную из Шереметева - а куда деваться, если граф крайне неохотно подписывал этот документ? (из принципиальных соображений, исключения делались, когда деньги ну очень нужны, или для любовниц). Григорию Григорьевичу уже за пятьдесят, жена, шестеро детей. Вере Васильевой двадцать лет. В данных обстоятельствах безрассудная любовь одинаково была бы воспринята в любом сословии. Ещё интересно, я на экскурсии слышала, что до революции русские купцы крупных сумм за границей не держали.

Falchi: Реклама как искусство. Плакаты прошлых лет

Lana: Falchi пишет: Реклама как искусство. Плакаты прошлых лет Красота, люблю такие винтажные картинки, открытки и рекламные плакаты. В них есть что-то душевно-милое, что ли. И рекламные слоганы, одно время нравилось в журналах 19 века такие рекламы читать.

Gata: Lana пишет: Красота, люблю такие винтажные картинки, открытки и рекламные плакаты. В них есть что-то душевно-милое, что ли. И рекламные слоганы, одно время нравилось в журналах 19 века такие рекламы читать. Ага, есть в них что-то наивно-трогательное, чего не хватает современному человеку, избалованному художественно-техническими достижениями

Falchi: Ничего, вот пройдет лет сто и следующие поколения дизайнеров будут смотреть на наши плакаты Нескафе или Арееля и вздыхать - да, было время, такие шедевры люди делали

Роза: Дамы с собачками. Фото. Конец 19-начало 20 в. Ниже по ссылке целая коллекция прелестных снимков. Я сделала небольшую выборку для клуба. http://marinni.livejournal.com/788683.html#cutid1

Алекса: Мода была не только фасоны шляп или крой юбок, но и на пёсиков. Больше всего я насчитала будьдогов. Странный выбор, на мой вкус. Очень понравилась последняя фотография в третьем ряду. Хозяйка и питомец очень похожи.

Светлячок: Утащила себе в колекцию Шапокляк №2 в нижнем ряду.

Gata: Мне понравилась псинка на второй фотке в первом ряду - так одинаково с хозяйкой носы задирают и костюмчики претенциозные :) А еще две дамы с двумя же собачарами - прелесть, и забавно, и трогательно Шапокляк так забавно скукожилась :) Не пойму, что у псинки из шерсти торчит - то ли бантик, то ли ценник )))

Gata: Кукольные мебеля и гардеробчик 19 века :) http://marinni.livejournal.com/805694.html#cutid1

Роза: Пасха – самый важный христианский праздник. В старину на Руси перед Пасхой крестьяне мели дворы и убирались в доме, ходили в баню, пекли куличи, делали творожные куличи “пасхи” и красили яйца в луковой шелухе. В городах же перед Пасхой царило праздничной оживление - в витринах московских лавок кружились маленькие карусели с расписными пасхальными яйцами, а булочные по всему городу за месяц начинали принимать заказы на выпечку куличей и прочих вкусностей. В некоторых семьях по традиции пекли куличи дома, причем куличами угощали всех – гостей, слуг, бедных родственников. Зажиточные горожане запекали целого поросенка или гуся, а крашенные яйца укладывали на деревянное блюдо среди проращенной зелени овса или пшеницы, перевязывали вышитым рушником и украшали цветами. В ночь Великой Субботы повсюду на Руси к храмам стекались православные люди: шли отовсюду, из дальних деревень, чтобы отслужить службу. Пасхальное богослужение совершенно особенное, отличающееся от обычных церковных служб, очень “легкое” и радостное. В православных храмах, как правило, пасхальная служба начинается ровно в полночь, но люди задолго до службы собирались вокруг церквей в ожидании крестного хода. Грамотные читали вслух на клиросе Деяния Апостолов. Жгли большие костры из смоляных бочек в память о холодной ночи, проведенной Христом при дворе Пилата. Наутро люди раздавали всем куличи и крашенные яйца, а во времена царя Алексея Михайловича для раздачи на Пасху было приготовлено до 37 тысяч яиц! Раздавали куриные и лебединые, гусиные, голубиные, утиные, даже деревянные и костяные, резные и расписные. В домах еще до Заутрени накрывали стол для разговления (торжественного обеда). Считалось, что плох и жаден тот хозяин, если не выставит на стол поросенка, колбасу, пасху с крашеными яйцами. У зажиточных хозяев подавали 48 различных блюд по числу дней прошедшего поста. Обязательно приглашали в гости кумовьев и сватов. Христосовались друг с другом, садились за стол разговляться, потом отдыхали. Всю Светлую седмицу священники служили по храмам пасхальные молебны. С раннего утра на колокольнях трезвонили во все колокола, каждый мог в этот день стать звонарем, никому отказа не было. По благочестивому обычаю на Пасху навещали бедных по богадельням и приютам. Тайную милостыню творили. Заключенным разговеться присылали, собирали деньги для выкупа из тюрьмы должников. Странников, юродивых и увечных в своих домах досыта кормили. И так всю Святую неделю, а то Пасха будет не в радость. Празднование Пасхи продолжается сорок дней — ровно столько, сколько Христос являлся Своим ученикам после Воскресения. На сороковой день Иисус Христос вознесся к Богу Отцу. В течение сорока дней Пасхи, а особенно на первой неделе — самой торжественной — люди ходят друг к другу в гости, дарят крашеные яйца и куличи, играют в пасхальные игры. Одной из любимых пасхальных игр на Руси было катание яиц. Устраивали эту игру так: устанавливали деревянный или картонный “каток” и вокруг него освобождали ровное место, на котором раскладывали крашеные яйца, игрушечки, незамысловатые сувениры. Играющие дети подходили по очереди к “катку” и катили каждый свое яйцо. Выигрышем становился тот предмет, которого яйцо коснулось. Еще одной игрой был поиск яиц. Всем желающим предлагалось с помощью загадок догадаться где именно в квартире или саду спрятано яйцо. Как правило, прятали не только яйца, но и маленькие сюрпризы-сувениры. Если гостей было много, они делились на команды. Выигрывала та команда, которая найдет больше всех яиц за определенное время. Разумеется, традиционным было “чоканье” яиц друг с другом. Смысл игры в том, чтобы ударить тупым или острым концом крашеного крутого яйца яйцо соперника. Выигрывал тот, чье яйцо не треснуло.

Корнет: Зачитался. Давно в эту тему не заглядывал, а тут столько интересного материал накопилось. Спасибо, дамы.

Gata: Открытки 1900 года, изображающие предполагаемую жизнь в 2000 году. Быстрое перемещение по воде Движущиеся тротуары Перемещение зданий при помощи трамвая Теле- радиовещание Железнодорожный корабль Крыша над городами Летние каникулы на Северном Полюсе Полицейский аппарат для слежки с использованием рентгеновских лучей http://retro.cc/otkrytki/53-budushchee-v-retro-otkrytkakh.html

Falchi: Прелесть какая))

Gata: Интересная коллекция елочных украшений из Немецкого рождественского музея в баварском городе Ротенбург-на-Таубере Фигурки из пресного теста Елочные игрушки конца 19 – начала 20 в.в. По ссылке еще много фоток

Светлячок: Некоторые довольно милые и симпатичные игрушки, но встречаются какие-то уродцы. Бедные детки, так и праздника не захочешь.

Gata: Разворачивая сегодня конфетку "Мишка", вдруг задумалась - а когда они появились на свет? Знаю, что после войны эти конфеты уже точно были - упоминались в какой-то книге советского автора той поры. А раньше? Спасибо интернету, долго искать не пришлось * * * Сладкая жизнь с ЭЙНЕМЪ В 1851 году предприимчивый немец Фердинанд фон Эйнем, открывая свою первую шоколадную лавку на Арбате, еще не знал, что именно шоколад, какао и печенье прославят его имя на века. Товарищество «Эйнемъ» через несколько лет стало лидировать на рынке шоколадной продукции России того времени. С помощью отменного качества, вкуса, и креативной рекламы, разумеется. В XIX веке ни конфеты, ни шоколад, не имели названия. Шоколад обозначался цифрами и упаковывался в фольгу. Покупатели различали его либо по номерам, либо по цвету фольги. Так же и с конфетами. Они назывались пралиновые – пралине это миндаль, растертый с сахаром с добавлением какао-масла. Начинка – между двумя хрустящими вафлями, покрытая шоколадом. Шедевр Шишкина оказался на конфетной обертке вскоре после того, как Павел Третьяков приобрел картину художника "Утро в сосновом лесу" для своей коллекции. Известный факт – тех самых медведей писал не сам Шишкин, а художник Савицкий, за что и получил четверть суммы, вырученной за продажу полотна. Менее известно, что позже он снял свою подпись с картины, отказавшись от авторских прав на нее. Как договорились тогда Эйнем и Третьяков, доподлинно неизвестно, однако факт остается фактом – художник Эммануил Андреев, которому заказали обертку для пралиновых конфет, взял за основу сюжет "Утра в сосновом лесу" и поместил его на бирюзовый фон. Название конфеты, видимо, родилось вместе с дизайном фантика. Когда это произошло - точно сказать сложно, но на исторической этикетке присутствует герб российской империи – отличительный знак победителя художественно-промышленной ярмарки в Нижнем Новгороде. Это означает, что в промежуток между концом 1880-х и серединой 1890-х годов эта конфета уже была в продаже с этой оберткой и названием. Великая Октябрьская Революция положила конец частной собственности. Фабрики товарищества были национализированы, и спустя некоторое время вся продукция «Эйнемъ» стала выпускаться под торговыми марками треста «Моссельпром» и «Красный октябрь». Если хочешь кушать "Мишку", заведи себе сберкнижку ))) Кому интересно, вот здесь - куча интересных конфетных и шоколадных этикеток 19-20 вв. Прошло несколько десятков лет. В 1955 году один из красных директоров вызвал старшего мастера шоколадного цеха Николая Виноградова и приказал ему срочно изготовить крупную партию конфет "Мишка косолапый". На что получил ответ - "практически это невозможно, кончились запасы миндаля". Директор заявил, что это его мало интересует, делайте из тех орехов, которые есть. Виноградов снял халат и отказался делать халтуру. В конечном итоге была изготовлена пробная партия конфет, где вместо миндаля использовали арахис. Конфеты всем понравились, но назвали их "Красная Шапочка". А я все-таки люблю "Мишку" :) http://love3000.ru/love/lyubimye-konfety-otkuda-poyavilsya-mishka-kosolapyi.html http://ria.ru/art/20120125/547884506.html

Царапка: Прелестно!

Gata: Царапка пишет: Прелестно! И вкусно

Светлячок: Канфэтки! Давайте их сюда.

Gata: Мудрая женщина по мнению немецкого художника 16 века Антона Вонзама (Anton Woensam). В комплекте имеются: - ястребиные глаза, дабы неустанно бдить, высматривая желающих покуситься на ее честь - уши, дабы слушать Слово Божие - рот на золотом замке, дабы с губ не слетало оскорбительных слов - зеркало в правой руке, в котором отражается распятие - лучшее средство от гордыни - кувшин в левой руке, дабы обслуживать нуждающихся - голубка на груди, символ супружеской верности - пояс из змей уберегает от склок, неверности и нечестивых забав - лошадиные копыта, дабы пахать на ней дабы твердо стоять на стезе добродетели Любая женщина, наделенная подобными добродетелями, сохранит свою честь и попадет прямиком в рай. http://b-a-n-s-h-e-e.livejournal.com/982015.html

Царапка: Ключ приставлен к виску на манер пистолета.

Gata: Царапка пишет: Ключ приставлен к виску на манер пистолета К уху :)

Душечka: Картинка жутковатая...

Царапка: Кстати, в недавних "Деньгах" прелестная статья о "Домострое". Как пособие по ведению хозяйства превратилось в символ насилия и несвободы

Nadezhda Peremudraya: Не понимаю, откуда эти ахи-охи по поводу Домостроя. Людей название, что ли, пугает?.. Отличный источник по истории русского быта, который, к тому же, в очередной раз доказывает, что наши женщины не были так уж забиты в своих патриархальных семьях, как многие представляют Короче, все вполне демократично, если можно так выразиться)

Gata: Nadezhda Peremudraya пишет: Отличный источник по истории русского быта, который, к тому же, в очередной раз доказывает, что наши женщины не были так уж забиты в своих патриархальных семьях, как многие представляют Во-во, спросили бы сначала себя, как можно забить женщину, которая коня на скаку остановит и т.д. Поищу для этой темы в следующий раз что-нибудь из русского быта.

Gata: Когда вместо фотошопа были ножницы, клей и акварель :) Коллажи 1870-х годов: http://b-a-n-s-h-e-e.livejournal.com/1016176.html

Falchi: Третья картинка напугала. Сразу вспомнила "Уродцев" Браунинга.

Gata: А мне девочки с грибочками напомнили Алису Кэрролла :)

Falchi: Когда прошла по ссылке и посмотрела коллажики, показалось, что авторы сами были под грибочками.

Lana: Мне чего-то не понравился ни один коллаж. Старая фотография красива уже сама по себе, цвитуев не требует и лишнего не выдерживает. Была на выставке-аукционе современных моднофотохудожников, а ни один из них не заставил зацепиться надолго. Ушли копаться в старых фото от времен Александра Третьего до Второй мировой. Вот там было зависли часа на два с вином, рассуждениями и комментариями.



полная версия страницы