Форум » Мезонин » Исторические реалии для фикрайтеров - 2 » Ответить

Исторические реалии для фикрайтеров - 2

Роза: Приглашаю в этой теме делиться интересными и полезными сведениями о реалиях ХIХ века.

Ответов - 81, стр: 1 2 3 4 5 All

Gata: Роза, спасибо за виды старой Москвы! В своих исторических экскурсах мы как-то до сих пор обходили первопрестольную, теперь есть повод восполнить пробел

Роза: Gata пишет: В своих исторических экскурсах мы как-то до сих пор обходили первопрестольную Как-то мы так оплошали. Теперь наверстаем.

Роза: Продолжаем о приятном. МАСЛЕНИЧНЫЕ ТРАДИЦИИ Снежные городки Принято в масленицу на берегу реки строить городки из снега, укрепленные башнями, с двумя вратами. К этому городку собирается множество детей, которые делятся на "пеших" и "конных". "Пешие" занимают город, "конные" готовятся к нападению. Наконец, "конница", по знаку своего начальника, бросается на приступ и начинается битва. Осажденные храбро защищают город портив "конницы", не давая ей ворваться в крепостные ворота, отбивая их метлами и помелами. Однако, "конница" берет верх и победоносно въезжает в ворота городка, а затем вместе с "осажденными" разрушает городок с веселыми песнями и возвращается домой. Катальные горы В царствование Императрицы Елизаветы Петровны масленичные катания устраивались в ее любимом селе Покровском, где в зимнее время устраивали постоянные катальные горы, и с них - то катались не только, но и сама императрица, съезжавшая "стоя на лыжах". Катальные горы строились с затейливыми башенками, на которых развивались затейливые флаги, а вдоль гор вместо барьера, в два ряда стояли елки, а между ними - статуи из льда и снега. Медвежья потеха Ни одна масленичная неделя в Москве прошлого века не обходилась без медвежьего представления. Медвежья потеха была очень популярна среди всех слоев населения больших и малых городов, сел, деревень. Эта народная забава несколько раз упоминалась в "домострое", осуждающем ее как одно из "бесовских угодий", "богомерзких дел". Но, не смотря на запреты и гонения, медвежья потеха продолжала существовать, веселя и радуя крестьян и бояр, простых ремесленников и царей, взрослых и детей. Кулачные бои Еще одна масленичная потеха - кулачные бои, которые есть остаток древне военной потехи, ибо наши предки сражались со своими врагами "на кулачках" - о чем свидетельствует летопись: в XXIII столетии во время войны Князя Киевского Мстислава III против Великого князя Юрия Всеволодовича, Мстислав, поощряя своих новгородцев и смолян к сопротивлению против неприятеля, предоставили на их волю сражаться пешими или на конях. Тогда новгородцы отвечали: "Мы не хотим на конях, но, по примеру, предков наших, пеши и на кулаках биться". Было время, когда наши бояре, собравшись повеселиться, свозили из разных городов бойцов для своей потехи. Бойцы казанские, тульские и калужские славились более других, выдерживали сильный бой с татарами, приезжавшими в Москву с икрою и рыбами, выигрывали большие залоги, и платились нередко за свою отвагу жизнью. В старину было три вида кулачных боев. Самым лучшим и интересным считался бой один на один. Практиковался и бой "Стенка на стенку", когда запасных бойцов каждая "стена" уговаривала встать на свою сторону, и они выпускались только когда неприятель пробивал стену. Надежда-боец летел с шапкою в зубах, бил груды на обе стороны, лежащего не трогал, и, пробив стену, возвращался с толпою льстецов прямо в кабак. А реже всего допускался бой "сцеплялка - свалка", который обыкновенно возникал из-за того, что старики подзадоривали молодых рассказами и обещаниями побиться. Молодые переходили с вестями из двора во двор, дети выходили на затравку и были предвестниками "сцеплялки".


Роза: Не только русские были самые умные и любители поесть-повеселиться. Польша не отставала. Буйным весельем, гуляньями, играми, охотой отмечена была масленица, называвшаяся в Польше карнавалом. Устраивались балы, маскарады, свадьбы, пиры, а также "кулиги" - катания на санях. Нередко этот праздник сопровождался пьянством и чревоугодием без меры, что вызывало возмущение католических священников, называвших масленицу "дьявольским изобретением". Особенно шляхта обожала кулиги. Несколько шляхтичей из соседних усадеб, собравшись, ехали на санях в гости в какую-либо отдаленную усадьбу. Застигнутый врасплох хозяин вынужден был кормить нежданных гостей всем, что у него было в закромах. Наевшись и напившись, гости вместе с хозяином отправлялись к следующей "жертве". Вообще следует сказать, что зрелище "кулиги" было впечатляющим. Мужчины ехали верхом, женщины, закутанные в шубы - в санях; в санях же ехали свои либо подобранные где-либо музыканты, - ибо какое же веселье без музыки и танцев? Мужчины палили в воздух из ружей от избытка радости и выпитого. Специальных масленичных блюд не было. Естественно, на пирах и балах подавались очень изысканные и дорогие кушанья, включая и польские. Пожалуй, только среди сладостей присутствовали особые масленичные "фавории", т. е. хворост и пончики. Эти пончики, легкие и ароматные, нежные и необычно вкусные, пользовались необычной популярностью. До сих пор существует так называемый "жирный четверг" – масленичный четверг, в течение которого жители Варшавы съедают более двух миллионов пончиков в общественных кондитерских, помимо домашних.

Роза: И на закуску. Сцена из театральной пьесы «Александр Пушкин». Е.Ганин. Признаюсь вам: я обожаю и проклинаю русскую масленицу в один и то же момент сразу! Праздновать с народом – водить хороводы, топать землю в присядку, кушать водочку со льдом, угощаться от пуза блинами с икоркой во сметане, целоваться с молодухами. Отмечать масленицу в аристократическом обществе – это с утра до вечера бегать дважды в день из дворца во дворец по балам, обедам, концертам. Меняя фраки на камзолы,сапоги на штиблеты и обратно, визитные именные пуговицы на глазурные, не забывая про шляпы, ленты, значки, ордена, галстуки, жабо... В перегруженной памяти постоянно надобно держать льстивые нежные комплименты дамам и скабрезные анекдоты для литераторов и посланников Европы. Каламбуры – изысканное украшение петербургской масленицы. Не дай чёрт перепутать утренний бал с вечерним! Утренний – в половине первого; вечерний – в 9. Требовалось помнить, что бал утренний - заканчивается мазуркой, а вечерний - общим вальсом. Как всегда появлялось много недовольных: те, которые были приглашены на утро, завидовали вечерним счастливчикам. Мужчины всегда стремились не промахнуться мимо царских банкетов и картежных столов. И над всем святым праздником шелестели слухи, сплетни амурных похождений. Дамам масленица доставалась труднее, чем нам, господам: в перерывах между балами дамы меняли корсеты, наряды, драгоценности, и партнеров. Но, слава Богу! Масленица кончилась, а с нею и балы! Для меня всё это кончилось тем, что жена моя выкинула. Вот до чего доплясались. «Она глядит на вас так нежно, Она лепечет так небрежно, Она так тонко весела, Её глаза так полны чувством, Вечор она с таким искусством Из-под накрытого стола Свою мне ножку подала!»

Gata: Роза, спасибо за рассказ о масленичных славянских забавах! Особенно насмешили наши "сцеплялки" и польские "кулиги" Народ, читайте и хватайте на вооружение для игры! Роза пишет: Праздновать с народом – водить хороводы, топать землю в присядку, кушать водочку со льдом, угощаться от пуза блинами с икоркой во сметане, целоваться с молодухами. Отмечать масленицу в аристократическом обществе – это с утра до вечера бегать дважды в день из дворца во дворец по балам, обедам, концертам. Меняя фраки на камзолы,сапоги на штиблеты и обратно, визитные именные пуговицы на глазурные, не забывая про шляпы, ленты, значки, ордена, галстуки, жабо... Николай Палыч подгребает в праздничную программу и молодух, и штиблеты

Алекса: Очень интересно. Мне про городки и катальные горы очень понравилось. С удовольствием порезвилась бы на таких забавах. Я не знала, что в Польше тоже отмечали масленицу. Про пончики читала, что их поляки очень любят, но с масленицей никак не связывала. Gata пишет: Николай Палыч подгребает в праздничную программу и молодух, и штиблеты

Четвёртая Харита: Gata пишет: Народ, читайте и хватайте на вооружение для игры! Да-да сцеплялка нужна обязательно, а то всё по трактирам, да по трактирам - никакой культуры . Вот кулиги можно опустить у Корфов дома они и так без передыху. Ничего нового.

Алекса: Четвёртая Харита пишет: Вот кулиги можно опустить у Корфов дома они и так без передыху. Ничего нового. Это скорее у пани Ольги. У барона должны быть штрудели.

Четвёртая Харита: Алекса пишет: У барона должны быть штрудели. Честно говоря не поняла. А при чём тут пироги ?

Светлячок: Четвёртая Харита пишет: А при чём тут пироги Санёк имела в виду немецкую кухню, навен. Барон же Корф, а не Еропкин. Писарев присмотрел себе мордобойные забавы и кое-что сладенькое.

Роза: Светлячок пишет: кое-что сладенькое. В смысле медовых пряников?

Светлячок: Роза пишет: В смысле медовых пряников? В смысле медовых губ

Gata: У племянничка губа не дура :)

Четвёртая Харита: Искала инфу по поводу поведения Алекса и Ольги по отношению к Корфу и набрела. Вывод у меня только один. Вовочка растёт в моих глазах не по дням, а по часам, а наследник с фрейлиной падают теми же темпами . Просмотрела темки, но вроде бы такого поста не встретила . Бальный этикет начала 19 века Приглашения на бал присылались заранее – недели за три, т.к. приглашенным нужно было сшить себе новые платья. На небольшие танцевальные вечера приглашения рассылались приблизительно за неделю. Текст приглашения был очень лаконичный: «Князь Потемкин просит сделать ему честь, пожаловать в маскерад, сего февраля 8 дня 1779 года в Аничков дом в 6 часов». Прочие условности сообщались только в исключительных случаях – например, если бал был тематическим и всем надлежало явиться в определенных костюмах. На бал было принято являться с небольшим опозданием, но не более, чем на час. Хотя это правило соблюдалось не всегда. Прибывших гостей объявляли "непрерывным потоком" (вспомните, например, бал у Воланда – там это очень хорошо описано). Войдя в залы, гости прежде всего подходили приветствовать хозяев, затем проходили общаться с другими гостями. Приветствовать гостей раньше чем хозяев считалось неприличным. Если вы еще не успели переговорить с хозяевами, или хотели приветствовать вновь пришедших, но при этом сами находились бы на другом конце залы, нужно было ограничиться легким кивком. Знак к началу бала отдавали хозяева, и первым танцем, как правило, был полонез. Его обычно танцевали все или почти все присутствовавшие. Далее танцы шли почти непрерывно, и мало было таких кто не пропускал ни одного танца за вечер. Последовательность танцев заранее объявляться стала довольно поздно – ближе к концу века, когда появились и вошли в моду "малые" танцы – такие, как падекатр, падеспан, паде… и так далее. Соответственно, с этого же времени устроители бала стали выпускать "карне" – программки бала, где можно было записать своих партнеров на тот или иной танец. До того бальные книжечки, опять-таки предназначенные для записи приглашений, у дам были свои собственные. Приглашать даму можно было не только непосредственно перед танцем, но и заранее, до бала. Существовали строгие правила приглашения на танец. Кавалеру рекомендовалось делать приглашение в виде комплимента: «Вы так прекрасны сегодня, что любоваться Вами – одно удовольствие. Надеюсь, Вы подарите мне счастье любоваться Вами в мазурке?». Дама имела право отказать, если: а) кавалер был без перчаток; б) она хотела пропустить танец – не танцевать, а отдохнуть; в) она уже обещала этот танец другому; в) она уже танцевала с этим кавалером три танца за вечер или предыдущий танец. В любом другом случае дама была обязана принять приглашение. Если она отказывала без причины, она не имела право участвовать в этом танце вообще. Делая приглашение, кавалер должен был даме поклониться, а дама, вне зависимости от того, соглашалась ли она – сделать небольшой книксен. А для этого сидящей даме необходимо было встать с места. Вообще, стоит отметить, что неприлично кавалеру сидеть, если рядом стоят дамы. Даже если дама только что поднялась с места, чтобы покинуть помещение, кавалер должен встать. Так же неприлично сидеть, если стоят люди старше по званию или возрасту. Исключением из этого правила были только императоры и императрицы. Если к вам обращается стоящий, то вы также должны встать. Количество танцев, которые можно было протанцевать с одним и тем же партнером, было ограничено: не более трех танцев за вечер. Нельзя было танцевать и два танца подряд. Исключение делалось только для помолвленных и новобрачных. Впрочем, в разных странах существовали разные традиции. В Англии, к примеру, кавалер и дама могли за вечер протанцевать вместе всего два танца, зато они имели право на два танца подряд. Приглашения на отдельные фигуры мазурки, котильона или кадрили-монстра в счет не шли. В середине бала был обед, на который каждый кавалер провожал даму. Если кавалер приехал на бал без дамы, хозяйка бала могла попросить его проводить на бал даму (например, приехавшую с четой родственников и не сопровождавшуюся поэтому кавалером). Когда пара садилась за стол, они снимали перчатки и покрывали колени салфеткой. Перед тем, как встать из-за стола, перчатки одевались вновь, салфетки оставлялись на спинках стульев. Так же хозяйка или хозяин или кавалер-распорядитель следили, чтобы та или иная дама не оставались без партнера, предлагая свободным кавалерам пригласить оставшуюся в стороне гостью. "Белых" танцев не было и дамы имели право приглашать кавалеров только в некоторых фигурах котильона. Танцы дама с дамой на публичных балах также не были приняты и допускались только на маленьких, спонтанно организованных танцевальных вечерах. На бал люди приходили одетыми парадно. Кавалеры – во фраке, смокинге или костюме (в зависимости от десятилетия), белой рубашке и обязательно в белых перчатках. Причем в руководствах пояснялось, что дама имеет право отказать кавалеру без перчаток, и для кавалера лучше прийти на бал в черных перчатках, чем без перчаток вообще. К лацкану фрака прикреплялась бутоньерка. Военные приходили в мундирах. Костюмы кавалеров мало зависели от моды и их рекомендовалось шить в классических формах, чтобы одеяния прослужили дольше. На бал кавалеры приходили в ботинках, и только военные могли позволить себе сапоги, но без шпор. Дамы и девушки одевались в платья по последнему писку моды, каждое из которых создавалось на 1-2 бала. Дамы могли выбирать любой цвет для платья (если он не был оговорен особо – например, в 24 января 1888 г. в С.-Петербурге проводился изумрудный бал, на котором все присутствующие были одеты в соответствующий цвет), для девушек платья шились белого цвета или пастельных тонов – голубого, розового, айвори. К платью подбирались перчатки в тон платья или белые (надевать кольца поверх перчаток считалось безвкусным). Дамы могли украсить себя головным убором – например, беретом. Девушкам рекомендовалась скромная прическа. В любом случае, шея должна была быть открыта. Украшения дам могли быть любыми – главное, чтобы они были подобраны со вкусом. Девушкам следовало появляться на балах с минимальным количеством украшений – подвеска на шее, скромный браслетик. (парные браслеты – одинаковые на двух руках – дозволялись только представительницам императорского дома. Остальные довольствовались одинарными браслетами.) Покрой бальных платьев зависел от моды, но одно оставалось в нем неизменным – открытые шея и плечи. При таком покрое платья ни дама, ни девушка не могли появиться в свете без ювелирных украшений по шее – цепочки с кулоном, колье … что-либо было одето обязательно. Феликс Юсупов в своих воспоминаниях описывает такой случай: его родители, граф Сумароков-Эльстон и княгиня Юсупова, пошли на представление в Мариинский театр. В антракте в их ложу зашла фрейлина императрицы Марии Федоровны и попросила княгиню снять фамильный бриллиант, висевший на шее Зинаиды Юсуповой, т. к. императрица в тот день не украсила себя бриллиантом такой величины. Княгиня немедленно исполнила это, но, т. к. другого украшения на шею у нее не было, супружеская пара вынуждена была покинуть театр. Кроме того, в 1820-1830-х гг. даме и девушке было неприлично появляться в свете без букета цветов: его носили в руках, в волосах, прикрепляли к платью на талии или на груди. Обязательным атрибутом был веер. Его можно было оставить в бальной зале на своем месте, можно было во время танца держать в левой руке (которая лежит на плече партнера). Мелочи складывали в сумочку (ридикюль), которую также оставляли на своем месте. Кроме танцев и обеда на балах гости развлекались играми: спокойными, такими как карты, веселыми и подвижными – например, фантами. Разъезжались часто по утру, однако уезжать последним было так же неприятно, как и приезжать первым, поэтому часто приглашения на финальный танец не принимались – дамы приводили себя в порядок перед отъездом. В течении месяца после бала гости должны были нанести хозяевам визит вежливости. Советы к благовоспитанному поведению для кавалеров и дам в бальной зале * В бальной зале в течение всего бала (а не только в первые 15 минут) следует вести себя учтиво и вежливо, ко всем присутствующим относиться с равным уважением и вниманием. * Бал сопровождается не только определенной манерой поведения, но и определённой манерой разговора. Недопустима громкая, резкая речь, запрещено употребление ненормативной лексики. Не стоит держать руки в карманах, жевать, демонстративно удаляться от общества - таким поведением вы оскорбляете прочих приглашенных. Ко всем присутствующим необходимо обращаться по имени и отчеству. * Держать себя грациозно и изящно, двигаться непринужденно и легко следует не только во время танцев, но и во всякое другое время на балу. * Следует следить, чтобы выражение лица всегда оставалось любезным и милым взгляду, улыбаться и глядеть с приятностью. * Бал это вечер, посвященный танцам. Посему крайне неприлично, придя на бал, избегать участия в танцах, никого не приглашая или отказываясь от приглашений. * При обмене приветствиями, сначала кавалеры приветствуют дам поклоном, затем дамы, после реверанса, могут протянуть руку для поцелуя или рукопожатия. * Даме неприлично танцевать много с одним и тем же кавалером, следует ограничиваться двумя или тремя приглашениями от одного и того же лица, даже если кавалер состоит с дамой в близких отношениях. * Также и кавалеру следует приглашать во время бала разных дам, предварительно представляясь в случае, если дама ему незнакома. * Соответственно, не очень удобно, когда пара, находясь в компании, слишком занята друг другом. * С другой стороны, крайне неучтиво придти на бал с одной дамой, а танцевать все время с другими. Однако внимание к своей даме не должно превращаться в грубость и небрежение по отношению к прочим присутствующим. * Кавалер, желая пригласить даму на танец, должен подойти к ней и, изящно поклонившись, сделать приглашение в самой вежливой и деликатной форме: "Позвольте мне иметь удовольствие пригласить Вас на танец". Если же приглашаемая хорошо знакома, то просто: "Не откажите мне в удовольствии танцевать с Вами". Если кавалер ранее не был представлен этой даме, предварительно необходимо представиться. Если дама находиться в сопровождении другого кавалера, прилично предварительно попросить у него позволения пригласить даму. * Воспитанная дама не должна разрешить себе, отказав одному кавалеру, идти сейчас же танцевать с другим. Неудобно дать понять кавалеру, что причиной отказа была не усталость или иной предлог, а просто нежелание танцевать именно с ним. * Воспитанный кавалер не должен разрешать себе, получив отказ от дамы, тут же приглашать другую присутствующую даму, показывая тем самым, что ему на самом деле все равно с кем танцевать. * В случае недостатка в кавалерах обязанность танцевать падает на каждого. Неприлично, зная танец и наблюдая множество неприглашенных дам, избегать приглашения. * С другой стороны, дама, оставшаяся без приглашения, должна перенести спокойно эту маленькую неприятность и не выказывать своего неудовольствия. Ей надо иметь вид, будто она с большим удовольствием смотрит на танцующих. * Прежде чем приглашать даму на танец, кавалеру прилично оценить количество желающих также принять участие в данном танце и верно оценить, стоит ли к ним присоединяться. Танец в сутолоке и толкотне теряет изрядную часть своего очарования, и дама может быть и сама не рада, что приняла приглашение. * По окончании танца кавалеру следует поклониться даме и проводить её к указанному ею месту. Если женщина пожелает, она может представить кавалера своим знакомым. Советы к уместному и всем удобному поведению кавалеров и дам во время танца * Кавалеру прилично приглашать даму только на тот танец, который он хорошо знает и умело исполняет. Неуклюжим исполнением танца кавалер ставит свою даму в крайне неудобное положение, поскольку, как бы хорошо та не танцевала, танец с неумелым партнером всегда выглядит некрасиво. Дама же может принять приглашение на танец, который не вполне хорошо знает, но только предупредив об этом кавалера. Приглашать и принимать приглашения на танцы, которые вы не знаете вовсе, крайне не рекомендуется. * Кавалеру или даме не стоит покидать партнера во время танца за исключением особенных уважительных причин. * Во время танцев свободного перемещения следует двигаться вместе со всеми, танцуя по периметру зала - не разрывать круг, не занимать место сбоку от другой пары или перед ней. Танцуя более-менее на месте, стоит держаться центра зала. * Если по какой-то причине пара сбилась, лучше отойти в центр зала, но не наружу, и, тем более, не оставаться на линии танца. * Во время танца кавалер и дама не должны быть слишком далеки друг от друга, но и не должны прижиматься. http://apropos.borda.ru/?1-9-0-00000005-000-0-0-1279876035

Роза: Четвёртая Харита , Четвёртая Харита пишет: * В бальной зале в течение всего бала (а не только в первые 15 минут) следует вести себя учтиво и вежливо, ко всем присутствующим относиться с равным уважением и вниманием. Подпись - Владимир Корф. Четвёртая Харита пишет: * Держать себя грациозно и изящно, двигаться непринужденно и легко следует не только во время танцев, но и во всякое другое время на балу. Подпись - Натали Репнина. Четвёртая Харита пишет: * Кавалер, желая пригласить даму на танец, должен подойти к ней и, изящно поклонившись, сделать приглашение в самой вежливой и деликатной форме: "Позвольте мне иметь удовольствие пригласить Вас на танец". Подпись - Михаил Репнин. Четвёртая Харита пишет: * С другой стороны, дама, оставшаяся без приглашения, должна перенести спокойно эту маленькую неприятность и не выказывать своего неудовольствия. Ей надо иметь вид, будто она с большим удовольствием смотрит на танцующих. Подпись - Нарышкина Четвёртая Харита пишет: * Кавалеру или даме не стоит покидать партнера во время танца за исключением особенных уважительных причин. Подпись - Ольга Калиновская. Четвёртая Харита пишет: Неуклюжим исполнением танца кавалер ставит свою даму в крайне неудобное положение, поскольку, как бы хорошо та не танцевала, танец с неумелым партнером всегда выглядит некрасиво. Подпись - Забалуев.

Gata: Четвёртая Харита, Роза Ну, и последнюю страничку в этом карне-де-баль заполнит Ал-др Николаевич: "Их высочествам закон не писан"

Тоффи: Спасибо за эту тему! Нет времени ознакомиться со всем, что в ней есть, скопировала, чтобы почитать позже. Четвёртая Харита пишет: Кавалеру или даме не стоит покидать партнера во время танца за исключением особенных уважительных причин Неужели его высочество был настолько плохо воспитан, что не знал такое простое правило? Поставил в некрасивое положение и себя, и Ольгу, и Владимира.

Алекса: Тоффи пишет: Неужели его высочество был настолько плохо воспитан, что не знал такое простое правило? Поставил в некрасивое положение и себя, и Ольгу, и Владимира. Александр забыл обо всё на свете, когда увидел Ольгу, танцующую с другим мужчиной. Любовь и ревность. Четвёртая Харита пишет: Дамы могли выбирать любой цвет для платья (если он не был оговорен особо – например, в 24 января 1888 г. в С.-Петербурге проводился изумрудный бал, на котором все присутствующие были одеты в соответствующий цвет) Не согласилась бы ехать на бал, где все дамы в платьях одного и того же цвета.

Gata: Алекса пишет: Александр забыл обо всё на свете, когда увидел Ольгу, танцующую с другим мужчиной. Любовь и ревность. Если б все мужчины теряли голову от ревности, увидев, что их дама танцует с другим, балов бы не было, как факта :)



полная версия страницы