Форум » Мезонин » Николай I и Шарлотта - часть 2 » Ответить

Николай I и Шарлотта - часть 2

Gata: Почему до сих пор обходили вниманием эту пару? Непростительное упущение!

Ответов - 191, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 All

Алекса: Я не видела такой портрет. Очень нравится!

Gata: Мне тоже очень понравился. Красавчик наш Никс, что ни говори! А.Ладюрнер. Император Николай I на балу. 1830-е (кликабельно) Гран-мерси сообществу НП http://nicholas-i.livejournal.com и zina_korzina персонально

Роза: Император Николай Павлович был мужчина хоть куда. Но строг к разного рода асоциальным выходкам. Когда читала этот материал, вспоминалась наша с Гатой пьеса "Жандармская мазурка". Но у нас все было более невинно. Беспредел в Зимнем дворце Еще в те времена, когда Зимний был императорской резиденцией, здесь время от времени происходили кражи. Виновных находили и примерно наказывали. Однако старались все сделать тихо, чтобы скандал не вышел за стены дворца. Особенно безжалостен к ворам был Николай I. Он требовал, чтобы ему докладывали обо всех кражах, внимательно следил за ходом расследования и лично решал вопросы о наказании виновных. Государь считал, что, если регулярно и публично не наказывать челядь даже за самые незначительные проступки, огромное хозяйство дворца окажется попросту разворовано. Одной из первых криминальных историй было «дело о медалях». Произошло оно в конце 1820-х годов. Несколько лакеев вскрыли одну из витрин, в которой хранились нумизматические редкости. На протяжении нескольких лет они вынесли из Зимнего дворца десятки ценнейших предметов. Не представляя их истинной стоимости, сбывали случайным людям за копейки. Случались в истории дворца и вооруженные грабежи. В 1844 году, ночью, перед самым праздником Рождества, в комнату камерферы Карповой, спавшей возле опочивальни императрицы, прокрался вор. Размахивая ножом, он стал требовать денег. Камер-юнгфера, несмотря на весь ужас происходящего, не потеряла присутствия духа. Она изъявила готовность дать грабителю денег, но сказала, что они хранятся в соседней комнате. Выйдя, закрыла за собой дверь на ключ и бросилась за дежурной прислугой. Слуги сбежались, однако было уже поздно. Вор, почувствовав неладное, выломал дверь и скрылся. Надо подчеркнуть, что описанное происходило не на постоялом дворе, а в главной императорской резиденции — Зимнем дворце. Немедленно было организовано расследование. Решающую роль вновь сыграла камер-юнгфера, поскольку в грабителе она узнала одного из придворных лакеев. Тот был немедленно арестован и допрошен гофмаршалом Шуваловым. Допрос закончился безрезультатно, поскольку лакей отказался признавать свою вину. Только после вмешательства Николая I от него удалось добиться признания. Как выяснилось, лакей служил при дворе уже пять лет, но постепенно спивался. К 1844 году он опустился настолько, что покусился на «святое» — парадные лакейские штаны с галуном, которые заложил за З рубля. Приближался праздник, на котором лакей должен был служить в этих парадных штанах. Но денег для их выкупа из ломбарда не было. И тогда он решился на разбой. При этом лакей подчеркивал, что нож взял только для того, чтобы «попугать» камер-юнгферу. По высочайшей воле лакея-разбойника предали военному суду. По решению суда его должны были прогнать сквозь строй в 2 тысячи человек и отправить в арестантские роты. Николай I отменил телесное наказание... Были и другие дела, помельче. В ноябре 1851 года с окон в Зимнем дворце были похищены 12 шелковых штор. По приговору суда двоих лакеев исключили из придворного ведомства и приговорили к службе в армии рядовыми. Всех, кто был причастен к делу косвенно, передали на милость непосредственного начальства. Однако Николай I счел этот приговор слишком мягким, и 17 июля 1852 года «государь император собственноручно изволил написать первых — в арестантские роты на три года, а последних — в рядовые»... Столь жесткая реакция, по-видимому, объяснялась тем, что кражи во дворце в это время приняли систематический характер, и царь таким образом хотел их пресечь. http://nicholas-i.livejournal.com/263334.html


Gata: Роза, спасибо за интересный материал! Улыбнуло про "святое" - парадные лакейские штаны с галуном - заложенное за З рубля :) Хотя для бедняги, конечно, это была драма. С чем только Никсу не приходилось бороться... Роза пишет: Когда читала этот материал, вспоминалась наша с Гатой пьеса "Жандармская мазурка". Но у нас все было более невинно Да и панна Ольга из ЖМ была слишком аристократична, чтобы пойти на кражу, или, паче того - грабеж ради поправки материального положения :) Вот шефа жандармов букетом сирени отхлестать - другое дело

Корнет: И. К. Айвазовский, "Смотр Черноморского флота в 1849 году", холст, масло, 1886 г.

Gata: Корнет пишет: И. К. Айвазовский, "Смотр Черноморского флота в 1849 году" С удовольствием рассмотрела картину на большом мониторе Смотр Черноморского флота происходил в 1849 г. на Севастопольском рейде. Многие из изображенных на картине кораблей стали через четыре года после смотра героями Синопа, многие из них в 1855 г. были затоплены при входе в Севастопольскую бухту, для того чтобы не пустить в нее неприятельский флот. В правом нижнем углу картины художник поместил Николая I и на почтительном расстоянии группу офицеров, окруживших главного командира Черноморского флота адмирала М.П. Лазарева. http://windgammers.narod.ru/Korabli/12-apostolov.html

Gata: Царь Николай в Швеции в 1838 году. Карл Стефан Беннет В конце мая 1838 года император Николай I и цесаревич Александр Николаевич посетили Стокгольм и встретились с шведским королем Карлом XIV Юханом. Причем если великий князь наносил официальный визит, то император был в Швеции инкогнито. Об это оставил воспоминания генерал В.И. Фелькнер, в то время состоявший в свите его императорского величества. «Около 5 часов пополудни (29 мая 1838- К-К) показались загородные дома и предместья Стокгольма, а затем и самый город, живописно разбросанный по островам и возвышавшийся местами амфитеатром. Две дивизии канонерских иол и форты Кастельгольм и Шепегольм салютовали флагу Государя Наследника. Когда улегся пороховой дым, открылась, при ярком весеннем солнце, прелестная панорама на город, набережные которого были усеяны толпами жителей, приветствовавших приезд Наследника Российского престола громкими криками «Ура!». При входе в стокгольмский порт «Геркулес» по мелководью фарватера, бросил якорь и, вслед затем, главный начальник порта, вице-адмирал Кост, подъехал к пароходу с многочисленною свитою. Явившись с рапортом к Наследнику, он пригласил Его Высочество съехать на берег на королевском катере, поднявшем русский флаг и за ним, торжественным поездом, потянулись другие катера, в которых поместились все особы свиты Императора и Наследника. Толпы народа встретили нас на берегу и провожали до королевского дворца, построенного на возвышении, командующем над всем городом. У входа во дворец Его Высочество был встречен наследным принцем Оскаром. Когда катера шведские отчалили от парохода. Государь приказал спустить с другого борта четырехвесельную гичку и, в сопровождении одного только генерала графа Сухтелена, отлично знавшего топографию Стокгольма, где отец его был очень долгое время нашим посланником, обогнав катера, вышел на берега у королевского сада, чрез который граф Сухтелен провел его во дворец и прямо в кабинет короля, смотревшего в это время из окна на поезд Государя Наследника. Удивление короля, при виде подошедшего к нему русского Императора, было, говорят, чрезвычайно велико. Я слышал потом, что Государь приветствовал своего скандинавского царственного соседа следующими словами: - Sire, vous attendiez le fils et voilà le père devant vous. (Сир, Вы ждали сына, но вот перед Вами отец») Еще о пребывании Никса с Саней в Швеции.

Корнет: Gata пишет: Смотр Черноморского флота происходил в 1849 г. на Севастопольском рейде. Многие из изображенных на картине кораблей стали через четыре года после смотра героями Синопа, многие из них в 1855 г. были затоплены при входе в Севастопольскую бухту, для того чтобы не пустить в нее неприятельский флот. Не знал. Спасибо за ссылку и интересную информацию.

Gata: Корнет пишет: Не знал. Спасибо за ссылку и интересную информацию Я тоже не знала, пока не увидела картину. Захотелось узнать, кто там есть кто :)

Gata: От души повеселилась над этой историей, надеюсь, и вам понравится Об одном забавном случае рассказал в своих записках М.А. Корф: «Во время поездки в 1834 году разговорился (император Николай I) со своим доктором Енохиным, выходцем из духовного сословия, и, как любитель церковного пения, стал петь с ним духовные стихиры. Затем шутливо спросил: — Каково, Енохин? — Прекрасно, государь, вам бы хоть самим на клиросе петь. — В самом деле, у меня голос недурён, и если б я был тоже из духовного звания, то, вероятно, попал бы в придворные певчие. Тут пел бы, покамест не спал с голоса, а потом... Ну, потом выпускают меня по порядку. С офицерским чином хоть бы в почтовое ведомство. Я, разумеется, стараюсь подбиться к почт-директору, и он назначает меня на тёпленькое местечко, например, почт-директором в Лугу. На мою беду, у лужского городничего хорошенькая дочка. Я по уши в неё влюбляюсь, но отец никак не хочет её за меня выдать. Отсюда начинаются все мои несчастья. В страсти моей я уговариваю девочку бежать со мною и похищаю её. Об этом доносят моему начальству, которое отнимает у меня любовницу, место, хлеб, и напоследок отдают под суд. Что тут делать без связей и без протекций? В эту минуту вошёл в кабинет Бенкендорф. — Слава богу, я спасён: нахожу путь к Бенкендорфу, подаю ему просьбу, и он освобождает меня из беды! Можно представить себе, какой неистощимый смех произвёл в слушателях этот роман экспромтом». http://catherine-catty.livejournal.com/

Роза: Gata пишет: В эту минуту вошёл в кабинет Бенкендорф. — Слава богу, я спасён: нахожу путь к Бенкендорфу, подаю ему просьбу, и он освобождает меня из беды! Замечательная история. Спасибо, Гата

Gata: Как хорошо иметь связи в Третьем отделении

Царапка: В музеях города Хамина Хамина – маленький финский городок неподалёку от границы с Россией. Некогда крепость Фридрихсгам, утратившая военное значение задолго до революции. Большинство туристов проезжают мимо, разве что на час остановятся в центре, да в рыбном магазине у трассы. Как в очень многих финских городках, здесь есть и городской музей, и музей быта (Купеческий дом-музей). В каждом из них нашлось место портретам императору Николаю Павловичу. В купеческом доме – с сыном, императором Александром Николаевичем, в городском – с женой Александрой Фёдоровной.

Gata: Царапка пишет: Как в очень многих финских городках, здесь есть и городской музей, и музей быта (Купеческий дом-музей). В каждом из них нашлось место портретам императору Николаю Павловичу. В купеческом доме – с сыном, императором Александром Николаевичем, в городском – с женой Александрой Фёдоровной. Интересно, это только в музеях, или в обычных финских домах тоже можно было встретить портреты российских императоров?

Царапка: Сейчас - сомневаюсь.

Gata: Семья Николая I в Царском Селе Семья императора Николая I жила в Царском Селе, в отличие от других загородных резиденций, дважды в год. Весной приезжали обычно в начале или в середине мая, когда устанавливалась стабильная теплая погода, распускались первая листва и цветы, и оставались здесь до конца июня. Жаркие месяцы июль и август, располагающие к морским купаниям, семья проводила в Петергофской Александрии, но уже в конце августа вновь возвращалась в Царское Село, где проживала вплоть до конца ноября. Дневные занятия взрослой половины августейшего семейства в Царском Селе не сильно отличались от петербургской жизни: дети учились, император Николай Павлович много времени проводил в государственных делах - просматривал бумаги, работал с министрами, принимал смотры войск. «Поработав с Чернышевым и с Бенкендорфом, оделся и отправился с М. П. в экзерциргауз смотреть отправляющиеся команды Образцового кавалерийского полка в пешем строю и нашел их в порядке, в особенности гусар, которые отлично хороши... Погулял прекрасным утром, поработал прежде один; потом с Нессельродом, Волконским и Виламовым, потом был у меня генерал Готман, который приносил мне план Московской части, мы вместе улаживали проект парка, налево не доезжая ворот; кажется будет очень хорошо... Работал до 1-го часу и поехал с Захаржевским осматривать работы; делается много, но и остается много еще сделать...», - писал император сыну, великому князю Александру Николаевичу. Работа чередовалась часами отдыха, во время которых Николай I вместе с императрицей и придворным обществом совершал прогулки по царскосельским паркам, читал, общался с детьми. В его письмах к наследнику встречаются следующие записи: «Поехал с Максом в Арсенал, где мы со всеми обедали. Коллекция очень прибавляется и точно становится весьма любопытна. <...> Ходил с ружьем на промахи; пришел домой, работал, дремал и обедали с Мама, Е[леной] Павловной], Мери, Олли, Адини, Кочубей, Голицыным, Максом, Волконским. <...> С Мама, Мери и Адини поехали пить чай со всеми на колоннаде, и пошли пешком к адмиралтейству, играла музыка кавалергардская и трубачи гусар; вечер был удивительный; и никогда я Царское Село в таком блеске не видал; цирены цветут; решились кататься на воде, Бенкендорф и я, мы гребли, Мери правила, и мы возили Мама, Адини, Крюднер и Т. Б. Потемкину». По вечерам жизнь сосредотачивалась на половине императрицы — в Малиновой гостиной и Бильярдном зале Александровского дворца. Здесь собиралось все царское семейство и лица ближайшего придворного окружения: дамы занимались рукоделием, мужчины беседовали, молодежь играла в настольные игры, кто-то читал вслух либо играл на фортепьяно. «Теперь собрания проходят в том, что сперва катаются с гор, потом собираются в Бильярдной. Старая половина играет в лото, а мы - молодежь, в secretair или questions et reponses, что иногда бывает довольно весело», - записал в своем дневнике в ноябре 1846 г. великий князь Константин Николаевич. Царскосельские вечера, похожие друг на друга, но составляющие для их участников столь приятное своим спокойствием и постоянностью времяпрепровождение, удивительно точно запечатлены на рисунках художника А. Ф. Чернышева. Чтобы разнообразить вечера, общество ездило в Петербург, в театр; иногда к «царскосельскому двору» приглашались профессиональные музыканты. Так, 13 мая 1842 г. в Александровском дворце давал концерт Ф. Лист, который, по свидетельству присутствовавших, «сам себя превзошел». Но чаще всего устраивались домашние театральные постановки или шарады в действиях, в которых принимали участие молодые фрейлины, адъютанты императора и обязательно царские дети. «Вечер у Мама. Разделившись на две стороны, делали charades en action, которые порядочно удались, несмотря на тут же составленные и импровизированные костюмы; Потом ужинали. Наше слово было паровоз, а их cordon, - отмечал великий князь Михаил Николаевич в 1851 г. Иногда при дворе устраивали маскарады и целые представления с переодеваниями. Пожалуй, самым известным таким праздником стала Царскосельская карусель 1842 г. Широко известные сведения о карусели дополняются интересными подробностями и колоритными описаниями из дневников членов семьи Николая I и близких к ней лиц. Записи дневников раскрывают иную сторону этого события, отличную от того, что мы привыкли видеть на парадной картине О. Верне или читать в официальных камер-фурьерских журналах. Репетиции карусели начались еще в Петербурге в начале апреля и затем проводились регулярно, участники учились выполнять необходимые конные упражнения и при этом правильно держаться в седле. Все это, по свидетельству Ф. П. Литке, стоило немалых усилий, особенно для участников в возрасте. Даже государь, славившийся своей выносливостью на парадах, после одной из репетиций сказал: «Нет, такие проделки нашим старым костям не под силу, десять часов на маневрах меньше меня утомляют». По ссылке еще много интересных царскосельских эпизодов о пребывании там семьи Николая Палыча. http://tsarselo.ru/content/0/yenciklopedija-carskogo-sela/carskaja-semja-i-vysshee-obshestvo-v-carskom-sele/1830-1840-e-sidorova-lja-semja-nikolaja-I--v-carskom-sele.html

Царапка: Gata пишет: в середине мая, когда устанавливалась стабильная теплая погода, распускались первая листва и цветы, и оставались здесь до конца июня. Самое комариное время...

Царапка: Эту прелесть я обнаружила в музее города Егорьевска летом 2010 года. Верх-Исетский завод Екатеринбурга.

Светлячок: Царапка пишет: Верх-Исетский завод Екатеринбурга Снова родиной повеяло :)

Gata: Царап, а ты нигде раньше эти фотки не выкладывала? У меня дежавю, точно их видела, но на форуме нет. Может, в ЖЖ? :) У Никса прямо греческий профиль Уменьшила табличку с подписью к барельефам, на картинки размером больше 640 в ширину наш диз плохо реагирует. Вот еще интересный парный портрет НП и АФ работы Адольфа Ладюрнера. К сожалению, не законченный. Император Николай I и императрица Александра Федоровна принимают представителей податных сословий. 1840-е



полная версия страницы