Форум » Мезонин » Оружейная палата » Ответить

Оружейная палата

Корнет: История холодного и огнестрельного оружия. Смею надеяться, эта тема будет интересна не только мне.

Ответов - 51, стр: 1 2 3 All

Корнет: До начала 19 века в России холодное оружие изготовляли отдельные мастера-самородки. Это производство на Тульском, Сестрорецком и других оружейных заводах было второстепенным, даже эпизодическим, так как основной продукцией заводов было огнестрельное оружие. В основном холодное украшенное оружие для царского двора, придворной и военной знати закупалось в крупнейших оружейных центрах Западной Европы: Золингене и Клингентале. Закупочные цены постоянно росли, из-за чего возникли экономические трудности, которые поставили Россию в зависимость от иностранцев. Александр 1 повелел сенату организовать свой отечественный центр по производству холодного и в том числе украшенного оружия. Для осуществления этой задачи как нельзя лучше подходил Уральский городок Златоуст, где имелась хорошая металлургическая база: на тот момент Златоустовский чугунолитейный и железоделательный завод выпускал высококачественный сортамент чугуна, железа и стали. Низкая себестоимость была обеспечена использованием труда крепостных и возможностью быстрой доставки продукции по густой сети окрестных судоходных рек. Если шпага была преимущественно у пехоты, то основным видом холодного оружия полков тяжелой кавалерии - к ним относились драгуны и сформированные в России в 1731 г. кирасиры - является палаш. Это разновидность колюще-рубящего оружия с прямым, длинным и широким клинком. Во второй половине XVIII века тесаки приходят на смену шпагам у рядовых солдат пехоты. Шпага остается на вооружении офицеров, кроме нее офицеры и унтер-офицеры имели различные виды древкового оружия западноевропейского типа: протазаны, алебарды и эспонтоны. В XVII веке эти образцы уже практически не имели прежнего боевого применения и играли лишь вспомогательную роль при построениях, а в сражениях могли служить ориентиром при равнении шеренг. Для организации производства холодного украшенного оружия Царское правительство пригласило специалистов-оружейников высокого класса из известных в то время на весь мир оружейных центров Германии — Золингена и Клингенталя. Среди них были хорошие знатоки обработки стали: литья, ковки и полировки клинков, выделки ножен, изготовления эфесов и художественной отделки оружия. Первыми художниками-оружейниками на Златоустовской оружейной фабрике были лучшие мастера Золингена — Вильгельм Николай (отец) и Вильгельм Людовиг (сын) Шафы, приехавшие в Россию в декабре 1815 года. До 1817 они были единственными мастерами вытравки и позолоты клинков на Златоустовской фабрике. Критики 19—20-х веков, исследовавшие развитие промысла, отмечают что Шафы обладали более искусством дизайна, нежели художественным. Они умело сочетали клинки с формой рукояти, оправы и ножны, но рисунок которым украшалось оружие был скован и сух и не воспринимался как единая цельная композиция. Алебарды и эспонтоны, а также шпаги, сабли, палаши и тесаки в значительном количестве изготовляли на Тульском оружейном заводе. Так, за период с 1736 по 1756 гг. для русской армии было сделано более 150 тысяч единиц холодного оружия. Большую часть составляли шпаги. Особенно много оружия изготовляли во время войн. В первой половине XIX века палаши, так же как и шпаги, начинают заменяться саблями. Эфес кавалерийской сабли образца 1827 года имеет еще две дополнительные дужки. Затем на смену этому оружию пришла драгунская сабля образца 1841 г. Гарда этой сабли состоит тол из одной крестовины, переходящей в переднюю защит) дужку. Много общего с саблей имеет другой вид холоди оружия - шашка. Иногда эти два вида бывает довод трудно различить. Шашка также имеет изогнутый од лезвийный клинок, но ее эфес обычно состоит из од рукояти без гарды. Это оружие заимствовано у народов Кавказа сначала казаками, а позднее оно станови уставным оружием русской армии. Златоустовские подмастерья немецких художников-оружейников быстро переняли мастерство изготовления гравюры и превзошли своих учителей и в технике исполнения и по разнообразию миниатюры. С 1818 года все оружие на фабрике украшали русские мастера, после того как с честью выдержали свой первый экзамен: В Петербург, в департамент Горных и соляных дел было отправлено девятнадцать клинков украшенных без всякой помощи со стороны Шафов. Эти изделия получили высочайшую оценку членов комиссии госприемки тех времен. Вскоре сами Шафы отметили, что на Златоустовской фабрике сложился свой стиль украшения клинков, не похожий на золингеновский. Через несколько лет они удалились из Златоуста, продолжив свой бизнес в Москве. На привокзальной площади Златоуста установлен памятник Ивану Бушуеву — одному из первых, одному из лучших граверов оружейной фабрики. О жизни этого художника известно мало, даже дату смерти историки установили по последним работам, датированным 1833 годом. Но его дела навечно вписаны в историю развития промысла. Иван и Ефим Бушуевы вместе с группой подростков братьями Тележниковыми и Лепешковыми и Иваном Бояршиновым пришли к Шафам обучаться ремеслу. Прежде эти ребята обучались в заводской школе рисунку и живописи, а свои навыки они совершенствовали в заводской чертежне. Поэтому, в течение короткого времени, они подняли искусство украшения оружия на такую высоту, на которую больше не взлетала Златоустовская гравюра на стали с середины 19 века до конца 20 — начала 21 столетия. Русские граверы усовершенствовали технологический процесс привезенный из Германии и мастерски им овладели. В отличие от Шафов, которые гравировали небольшую поверхность клинка, И. Бушуев стал использовать всю плоскость для нанесения сложной и насыщенной орнаментальной композиции. Позже Бушуев и его товарищи ввели в арсенал украшений сложные сюжетные композиции, миниатюры на темы русской истории. Бушуев нашел ту грань, которая позволяет считать его работы шедеврами. Горожане назвали его Иванко-Крылатко за легкость и изящество украшения стальных изделий. (сделано руками И.Бушуева, из коллекции Оружейной палаты в Кремле) После каждого взлета бывают падения. Трудные времена не миновали и цех украшенного оружия. Прошли празднования юбилея отечественной войны и заказы на украшенное наградное оружие снизились. Производство сократилось до 40—50, а иногда до 10—20 штук в год. В 1834 году цех украшенного оружия закрыли, а мастеров перевели в другие цеха. Заботу о граверах и художественном промысле взял на себя Павел Петрович Аносов (изобретатель булата и дамасской стали). В начале 1810-х он строил фабрику, потом был там директором, а позже — управляющим Златоустовским горным округом. Используя современную терминологию, П. П. Аносов — первый топ-менеджер Златоустовской оружейной фабрики. Он добивался общественных заказов на изготовление украшенного оружия, затем расширил ассортимент выпускаемой продукции с целью сохранения производства гравюры. При П. П. Аносове цех украшенного оружия стал выпускать предметы быта: столовые ножи и вилки, подносы и ларцы, подсвечники, шкатулки и тому подобное. Мировую известность Златоустовская гравюра на стали получила в 1829 и последующие годы, став постоянным участником промышленных выставок. В конце 19 века появился новый метод нанесения рисунка на изделие — штамповка: изображение получали, делая оттиск печатью из мастики. В большом количестве появились низкопробные изделия, изготовленные этим методом. Так начался большой период упадка промысла. В начале 20 века художественная промышленность и некоторые народные промыслы были охвачены модерном, который оказал пагубное влияние на Златоустовских мастеров. Появились безделушки на потребу салонов. Искусственное придумывание каких-то особых сложных форм, превращало вещь в бессмыслицу. Творческий кризис вылился в очередное закрытие цеха украшенного оружия в 1909 году. В 1919, в тяжелейших условиях, цех начал выпускать холодное оружие для Красной Армии. Отступавшие колчаковцы разорили фабрику. Оборудование вывезли в города Сибири. Художественные изделия из граверного цеха, обладавшие исторической ценностью, исчезли. В 1920 в Златоусте побывал М. И. Калинин. На митинге им была озвучена задача, поставленная Советским правительством: возродить искусство гравюры, максимально приблизить и ввести ее в быт народа. Источник: http://bladeist.ru

Роза: Интересная тема. Спасибо, Корнет. Я знаю, что "булатный мой кинжал" изобретен на Урале, у меня под боком Дамасская сталь тут же доведена до совершенства. Поэтому не сомневаюсь, что именно мастерам Златоуста было поручено выковать клинок для бея из Стамбула, чтобы не зарился на то, что Алекс везёт в Японию (см."Восток" в разделе "Альманах"). Тоже имею сообщить по этой теме. Дага – это кинжал для левой руки. Искусство фехтования было занесено к нам из Италии. Фехтование – наука обучающая приемам защиты и нападения с холодным оружием. Долгое время у дуэлянтов наиболее благородным и подходящим оружием для поединков считалась шпага. При этом защищались в основном левой рукой, правой наносили удары и уколы. Самым распространенным оружием для левой руки до второй половины XVII столетия являлся кинжал. Он назывался дага и предназначался не только для отражения ударов, но и для атаки. Дага становилась незаменимой, если противник, отбросив шпагу, пытался прибегнуть к приемам борьбы или сражаться на короткой дистанции. К концу XVI века клинки даг стали уже, кисть руки защищал изогнутый к навершию эфеса треугольный щиток, а затем круглая чаша: их часто делали ажурными, чтобы в маленьких отверстиях, как в решетке, застревал и ломался клинок соперника. Клинки в свою очередь тоже имели ряд специальных приспособлений для захвата и ломания клинкового оружия.

Gata: Ох, какая роскошь! Всегда восхищалась красивым оружием И красивым, и грозным. Корнет, замечательно, что вы открыли эту тему! С удовольствием почитаю и про холодное, и про огнестрельное. Спасибо за интересный рассказ о русском искусстве оружейной гравюры - я и не сомневалась, что наши мастера способны заткнуть за пояс иностранных, русскому таланту только направление сообщить Корнет пишет: Бушуев нашел ту грань, которая позволяет считать его работы шедеврами. Горожане назвали его Иванко-Крылатко за легкость и изящество украшения стальных изделий. Жалко, что об этом мастере так мало известно, но замечательно, что в городе чтят его память. Роза пишет: Дага – это кинжал для левой руки Изящная игрушка насквозь способна прошить :) Роза пишет: не сомневаюсь, что именно мастерам Златоуста было поручено выковать клинок для бея из Стамбула, чтобы не зарился на то, что Алекс везёт в Японию Русские цари скупиться не умеют


Светлячок: Gata пишет: Изящная игрушка насквозь способна прошить Увлекательная раньше у мужчин была жизнь, но короткая

Корнет: Рад, что тема пришлась по вкусу. Светлячок пишет: Увлекательная раньше у мужчин была жизнь, но короткая Продолжительность часто зависела от умения пользоваться оружием.

Gata: Корнет пишет: Продолжительность часто зависела от умения пользоваться оружием.

Эйлис: Тема, тема, ТЕМААААА!!! Обожаю холодное оружие. Корнет - огромнейшее спасибо. С удовольствием буду читать все, что будет сюда добавляться.

Алекса: Корнет пишет: Продолжительность часто зависела от умения пользоваться оружием. На Кавказе это особенно актуально. Корнет , помнишь, мы рассматривали старинный кавказский кинжал? Нашлись потомки владельца

ksenchik: Корнет, большое спасибо за открытие интересной темы! Всегда испытывала особый трепет перед холодным оружием.

Корнет: Алекса , Эйлис, ksenchik , Алекса пишет: Корнет , помнишь, мы рассматривали старинный кавказский кинжал? Нашлись потомки владельца Не забудь рассказать подробности о владельцах Давайте и начнём с Кавказа. Это не будет противоречить веку XIX и любимому вами сериалу

Корнет: Кавказское оружие с коротким клинком традиционно – кинжал. Археологический материал по всему Кавказу дает кинжалы с прямым, заточенным с обеих сторон клинком, с прямой рукоятью, заканчивающейся колпачком. Они использовались и как оружие, и как предмет домашнего обихода для различных хозяйственных нужд – рубки хвороста и.т.п. В Дагестане, Адыгее, Осетии, Чечне, Кабарде кинжалы носились мужчинами постоянно, начиная с подросткового возраста (с 14-15 лет). После окончания Кавказской войны сабли и шашки должны были иметь только те жители Кавказа, кто шел служить в русскую армию, кинжалы же по обычаю имел каждый. Поэтому во второй половине XIX века кинжалов производилось значительно больше, чем остальных видов холодного оружия. Кавказские кинжалы XIX – начала XX веков по классификации принадлежат коляще-режуще-рубящему виду клинкового оружия с прямым, в некоторых случаях широким, обоюдоострым клинком, длина которого не превышает 60 см, поверхность клинка разделена долами, число которых колеблется от одного до четырех. Кинжальные клинки в длину от 30-40 см и более, особенно широкие, обладают рубящим эффектом. Самый распространенный кавказский кинжал - «кама». Кинжал является средством нападения и активной защиты в ближнем рукопашном бою, приводимым в действие рукой человека. Кинжал был предназначен для нанесения колюще-режущего или рубящего удара на удобном для защиты и нападения расстоянии от противника. Рукояти кавказских кинжалов прямые, в разрезе имеют форму квадрата или прямоугольника. Основание рукояти той же шины, что и клинок, головка рукояти имеет форму колпака или арки. Форма головки может указывать на место и время изготовления кинжала. Рукояти делались из разных материалов – кости, рога, железа, серебра. Металлические рукояти представляют собой футляр, роговые и костяные делались цельными или составными. Цельные насаживались на конический хвостовик и крепились с ним, составные повторяли форму хвостовика и плотно прижимались к нему с обеих сторон при помощи железных заклепок с серебряными, выпуклыми с лицевой стороны, шляпками. Форма заклепок может помочь определить место изготовления кинжала. Две высокие заклепки больше характерны для Северного Кавказа и Дагестана, три – средняя из которых более плоская – для Закавказья. "Бебут" (тюрк.) — один из основных (наряду с "камой") типов кавказских кинжалов. Вероятнее всего персидского (иранского) происхождения. Клинок изогнутый, обоюдоострый, длиной до 50 см. Основная цель "бебута" — служить заменой шашке, где её применение ограничено стеснённостью условий. Его длина позволяла уверенно использовать кинжал при рубке. Малая кривизна не препятствовала колющим действиям. Обоюдоострость клинка и симметричность рукояти позволяла производить режущие и секущие действия при разных хватах. В 1907 году приказом № 287 по Военному ведомству "бебут" (кинжал кривой солдатский образца 1907 года) принят на вооружение русской армии. Принятие "бебута" на вооружение нижних чинов артиллерии вызвано поступлением с 1902 года в армию новых скорострельных орудий. Напряжённость работы обслуживающего орудия персонала значительно повысилась, а уставная артиллерийская шашка не позволяла совершать быстрые действия. С 1908 года "бебут" состоит на вооружении младших чинов пулемётных команд. В 1909 году приказом по Военному ведомству № 187 от 17 (4 по старому стилю) мая "бебут" заменил шашки у всех нижних чинов артиллерийских войск, кроме конной и конно-горной артиллерии, фельдфебелей и фейерверкеров в полевой пешей, горной и парковой артиллерии и трубачей в управлениях пешей артиллерии. В 1910 году принят на вооружение нижних чинов конных разведчиков пехотных полков. C 1910 года "бебуты" вновь заменены шашками у нижних чинов жандармов. В пешем строю "бебут" носился на поясе слева у портупейной пряжки, а в конном — сдвигался на левый бок. Его длина позволяла уверенно использовать кинжал при рубке. "Бебут" официально находился на вооружении до революции 1917 года, но фактически использовался много дольше. "Бебут" состоял на вооружении пеших сотрудников милиции (дружинников революционной охраны) с 13 августа 1918 года по решению съезда заведующих отделами наружной охраны КВД СКСО (конные сотрудники вооружались шашкой).

ksenchik: Корнет пишет: Самый распространенный кавказский кинжал - «кама». Ох какая вещь! Не отказалась бы я от такого кинжала

Роза: От последней фотки я вздрогнула С другой стороны, на Кавказе чуть ли не с младенчества мужчина умел пользоваться холодным оружием. Вот и Корнет об этом пишет. Кинжал - красивая и опасная вещица.

Алекса: Корнет пишет: Не забудь рассказать подробности о владельцах Обязательно "Кама" мне понравилась больше. Более строгий стиль Я читала, что кинжалы можно было носить не только на поясе, но и на шее.

Корнет: Алекса пишет: Обязательно Я напросился в гости?

Gata: Люблю тебя, булатный мой кинжал, Товарищ светлый и холодный. Задумчивый грузин на месть тебя ковал, На грозный бой точил черкес свободный... (с) Корнет, спасибо за рассказ о кавказских кинжалах! Любовалась снимками, на миг забыв о смертоносной силе этой красоты. Никогда бы не подумала, что кинжал мог состоять на вооружении даже у артиллеристов Кстати, бебут мне почему-то приглянулся больше прямых собратьев. Роза пишет: От последней фотки я вздрогнула А я пришла в восхищение

Gata: Наградное оружие Вручение военнослужащему оружия в качестве награды уже больше двух столетий считается одним из самых почетных поощрений. Эта награда исключительно русская, не имеющая аналогов ни в одной армии мира. Её удостаивали только офицеров, генералов и адмиралов, при этом вручалось лишь холодное оружие. Традиция награждения холодным оружием сохранялась (с перерывами) и в советский период и была нарушена всего один раз, когда в 1921 году Реввоенсовет республики отметил заслуги С.С. Каменева и С.М Буденного Почетным огнестрельным оружием. Первоначально (в ХVIII веке) наградой была шпага, с начала ХIХ века - сабля, а для кавалергардов и кирасир-тяжёлой кавалерии - палаш (узкий длинный меч). С 1826 года часто вручались полусабли (они имели более короткий и прямой клинок, чем сабли), несколько позже шашки. Моряки же часто получали не один, а сразу два вида оружия: помимо наградной шпаги или морской сабли им вручался ещё и наградной кортик. Наградное оружие можно разделить на три группы: 1. Золотое оружие (с 1913 года именовалось Георгиевским оружием). 2. Золотое оружие с алмазами или лаврами и алмазами (с 1913 года именовалось бриллиантовым оружием). 3. Оружие со знаками ордена Святой Анны III (с 1815 года - IV) степени и с надписью ‘За храбрость’. Каждое из них имеет свою историю. Золотое оружие с надписью "За храбрость" появилось в царствование императрицы Екатерины II, после войны 1774 года. С 1788 года началось награждение за подвиги не только генералов, но также штаб- и обер-офицеров. На их шпагах появилась надпись "За храбрость." Право награждения принадлежало императрице, всего она отметила золотым оружием 117 человек. Её сын, император Павел I, боровшийся с традициями матери, награждения оружием не производил. Возобновил его император Александр I в 1806 году, а через год, указом от 29.09.1807 года, утвердил Статут Золотого оружия, по которому его кавалеры приравнивались к кавалерам орденов. В 1812 году император передал право награждения Золотым оружием главнокомандующим армиями, что резко увеличило число наград и тем самым снизило их авторитет. Так, в 1812 - 1815 годах, появилось 1034 кавалера, что в несколько раз превышало число кавалеров ордена Св. Георгия за тот же период. Тогда же награждённые Золотым оружием часто носили на мундире уменьшенные копии сабель с подложенной под них георгиевской лентой (рис I) или подвешивали к ним копии медалей и орденов (рис II и III). В то же время командующий Кавказской армией А.П. Ермолов редко отмечал подвиги своих подчиненных Золотым оружием. С 1826 по 1831 год, когда Россия часто воевала, число награждений достигло 800 (почти столько же, как за Отечественную войну 1812 года и Заграничный поход!). Для повышения авторитета награды император Николай I в 1846 году установил право награждения Золотым оружием лишь за "блистательные подвиги на поле сражения", а император Александр II в 1855 году присвоил ему Георгиевскую ленту с серебряным комполом на эфес (так называемый темляк). В 1869 году, к столетию ордена Св. Георгия, награжденные Золотым оружием были уравнены в правах с Георгиевскими кавалерами. Эти меры сблизили Золотое оружие с орденом Св. Георгия, но число его обладателей по-прежнему оставалось большим. В 1890 году награждение Золотым оружием стало возможным также "за другие отличия", поставив его в общий ряд наград. В итоге за полтора года проигранной русско-японской войны появилось 610 его кавалеров - вдвое больше, чем кавалеров ордена Св. Георгия! Лишь в 1913 году при утверждении нового статута ордена Св. Георгия Золотое оружие было "сопричислено" к нему и переименовано в Георгиевское и украшено изображением ордена Св. Георгия. Награждение стало возможным за определенные подвиги, перечисленные в статуте, согласно постановлению Дум, состоящих из кавалеров Золотого оружия. При этом награжденные им получали право лишь носить военную форму находясь в отставке. Кавалеры ордена Св. Георгия имели куда больше прав. Данная мера значительно укрепила престиж наградного оружия, резко уменьшив число пожалований. В годы Первой Мировой войны Золотое - отныне Георгиевское оружие стало вновь высокой и редкой наградой, занявшей положение где-то между 4 и 3 степенью ордена св. Георгия. При этом кавалеры Георгиевского оружия ни при каких обстоятельствах не имели права заменять его обычной саблей или кортиком. Бури гражданской войны унесли жизни многих кавалеров ордена Св. Георгия и Георгиевского оружия. Утрачены и их награды. Лишь немногие уцелевшие в музеях сабли и кортики с георгиевскими лентами напоминают нам о жестоких битвах и героических командирах, составивших славу русской армии. Золотое оружие с алмазами появилось значительно раньше, чем Золотое оружие "простое" и с надписью "За храбрость". Первые награждения произвел царь Петр I. Так в 1710 году кавалерами Золотого оружия с бриллиантами стал адмирал Ф.М. Апраксин за овладение шведской крепостью Выборг, в 1720 году князь М.М. Голицын за победу над шведским флотом у острова Гренгам. При императрице Анне Иоановне после успешной русско-турецкой войну 1735-1739 года шпаги с бриллиантами получили фельдмаршалы Б.Х. Миних и П.П. Ласси. Уже при императрице Екатерине II в 1762 году такое оружие было вручено победителю армии Фридриха Великого фельдмаршалу П.С. Салтыкову. Но это были отдельные очень редкие пожалования. В 1774 году после победы в очередной войне с турками Екатерина Великая ввела награждение золотым оружием с бриллиантами в постоянную, хотя и нечастую практику. Первыми кавалерами в Екатерининский период стали генерал-фельдмаршал А.А. Прозоровский и П.П. Румянцев, генерал-поручик Г.А. Потёмкин и некоторые другие прославленные полководцы. На их шпагах появились надписи с указанием заслуг, за которые вручено оружие. Великий А.В. Суворов за две русско-турецких войны получил от императрицы две(!) шпаги с бриллиантами: единственный случай в истории наград. В начале ХIХ века эти славные награды были пожалованы императором Александром I А.П. Ермолову, П.И. Багратиону, А.И. Кутайсову, Д.В. Давыдову, атаману Донского казачьего войска М.И. Платову. В тот же период появилось Золотое оружие с бриллиантами и лаврами. Первым его кавалером стал генерал-фельдмаршал И.В. Гудович за подвиги на Кавказе. За войну с Наполеоном Золотую шпагу с лавровым венком из изумрудов получил М.И. Кутузов, шпагу с алмазными лаврами - М.Б. Барклай-Де-Толли, генерал П.Х. Витгенштейн - с алмазами и лаврами и надписью "За храбрость". В 1828 году за войну с Персией 1826-28 годов фельдмаршалу И.Ф. Пасиевичу указом императора Николая I была вручена Золотая шпага с бриллиантами и надписью "За поражение персиан при Елисаветполе". В то время как Золотое оружие с 1812 года могло вручаться главнокомандующим, награждение бриллиантовым оружием всегда оставалось привилегией императора. Поэтому его кавалеров во все времена было немного. Так, например, за победоносную русско-турецкую войну 1877-78 годов их насчитывалось только 22 человека на 500 кавалеров Золотого оружия, в их числе легендарный "белый генерал" М.А. Скобелев. В русско-японскую войну 1904-1905 годов оружие с бриллиантами получило только 7 военачальников (, а золотое оружие - 610!). В 1913 году оружие с бриллиантами заодно с Золотым оружием было "сопричислено" к ордену Св. Георгия и названо "Георгиевское оружие украшенное бриллиантами", или Бриллиантовое оружие. На нём появилось изображение ордена Св. Георгия, и оно заняло место где-то между II и III степенями ордена. Его полагалось носить в основном с парадной формой одежды, но без георгиевского темляка. В остальных случаях (в походе, на учениях и на войне такое оружие заменялось Георгиевским без украшений, но с георгиевским темляком. Через год началась I мировая война, и появилось 8 новых кавалеров Бриллиантового оружия. В их числе был генерал А.А. Брусилов, получивший за свой знаменитый прорыв шпагу с бриллиантами и надписью "За поражение австро-венгерских армий на Волыни, в Буковине и Галиции 22-26 мая 1916 г." Это награждение стало последним в истории Отечественной войны - после Октября 1917 бриллиантовое оружие в отличие от Золотого больше не возрождалось. Так закрылась навсегда одна из славных страниц российской истории. Анненское оружие характерно тем, что само по себе это оружие наградой не является. Наградой был знак ордена Святой Анны младшей степени, который привинчивался к эфесу обычной офицерской сабли или шпаги награждаемого. Такое необычное размещение связано с тем, что сын императрицы Екатерины II Павел, будучи наследником престола, создал уменьшенные знаки ордена Св. Анны для награждения своих соратников втайне от матери. Кавалер этого миниатюрного (диаметром 2,5 см.) знака всегда мог его прикрыть, положив руку на эфес шпаги. После воцарения Павел I в 1797 году сделал орден Св. Анны общероссийским, разделив его на три степени. Младшую из них он сохранил в том же "подпольном" виде - на эфесе холодного оружия, в память о его драматическом появлении. В годы Отечественной войны 1812 года Кавалеры Анненского оружия носили на груди миниатюрные планки с анненскими знаками и подложенными под них орденскими лентами. С учреждением императором Александром I в 1815 году нагрудного знака ордена, названного III степенью, знак на эфесе начали именовать IV степенью и размещать на торце рукоятки оружия. В 1828 году император Николай I повелел размещать на эфесе Анненского оружия надпись "За храбрость" и именовать награду "Орденом Святой Анны IV степени с надписью "За храбрость". Вопрос о награждении решался орденской Думой. Необычный орден - единственный в мире! - быстро завоевал популярность в военной среде, особенно на Кавказе, где война шла почти пол века. Но большое количество награждений, которые автоматически давали кавалерам права потомственного дворянства, потребовали изменений в правилах награждения. По статуту 1845 года право обретения потомственного дворянства получали только кавалеры I степени ордена, а кавалеры остальных степеней (т.е. и анненского оружия) обретали только личное дворянство, а их дети - потомственное почетное гражданство. В 1855 году, в ходе крымской войны, император Александр II присвоил Анненскому оружию темляк из орденской ленты. Её характерный красный цвет и упавший престиж ордена из-за огромного числа награждений обеспечили ему название "клюквы". К концу века все офицеры побывавшие хотя бы в нескольких боях, имели "клюкву", что в конце концов сделало её не наградой, а неким "знаком отличия". В 1880 году появилось ещё одно изменение в анненском оружии. Это связано с тем, что взамен Золотого оружия с бриллиантами разрешили носить золотое оружие без украшений, но с миниатюрным знаком ордена Св. Георгия на верхушке рукоятки. Поэтому знак ордена Св. Анны переместили под эфес, на специальную пластинку, выступающую поверх ножек. В таком виде Анненское оружие существовало до конца гражданской войны в 1922 году. http://nagrada.h1.ru/russia/weapons/index.htm

Роза: Gata пишет: Эта награда исключительно русская, не имеющая аналогов ни в одной армии мира. Для меня это стало откровением. Всегда считала, что это международная традиция. АХБ имел несколько наградных сабель от иностранных монархов. Очень интересно. Спасибо, Гата

Gata: Роза, за границей оружие дарили, видимо, как памятные подарки, как знак расположения монархов, а у нас оно было причислено к статусу ордена.

ksenchik: Гатита, спасибо за интересную статью!

Gata: Наткнулась еще на интересную вещицу, не могла не поделиться. Представьте, для братьев наших меньших тоже доспехи куют! Это - исторические, реальные собачьи доспехи. Япония, первая половина 19 века. А это - творения современного канадского умельца Jeff De Boer. Он считает, что кошки выглядели бы неотразимыми в его доспехах :) И не только кошки, но и мышки :) http://www.liveinternet.ru/users/stephanya/post136200226/

ksenchik: Gata пишет: И не только кошки, но и мышки :) Мышиные доспехи меня покорили Представляю как бы в них смотрелся белый мышь моей сестры.

Корнет: К 170-летию со дня гибели Пушкина, 9 февраля 2007 года, в Государственном музее поэта на Пречистенке в рамках выставки "Русский поединок" был показан дуэльный пистолет, из которого на Черной речке был смертельно ранен великий русский поэт. Сделанные в Дрездене пистолеты, ныне хранящиеся в музее французского города Амбуаз, принадлежали барону де Баранту, который одолжил их секретарю французского посольства в Петербурге виконту Огюсту д'Аршиаку, секунданту барона Жоржа-Клода Геккерена (Дантеса). К 150-летию дуэли пистолеты однажды уже привозили в Россию: тогда их показывали в Петербурге, в мемориальной квартире поэта на Мойке, 12. Если верить рассказам очевидцев, в тот день, когда пистолеты были показаны публике, в зале рухнул потолок. Известно, что 8 февраля по новому стилю в четвертом часу пополудни секундант Пушкина, подполковник Данзас, заехал за поэтом в кондитерскую на углу Невского проспекта. Оттуда они на санях поехали к Черной речке. На Дворцовой набережной им встретилась возвращавшаяся домой Наталья Николаевна, но никто, кроме Данзаса, ее не заметил. По правилам того времени дуэльные пистолеты были парными, абсолютно идентичными и ничем друг от друга не отличались - за исключением цифры 1 или 2 на стволе. Дуэлянтам было запрещено пользоваться знакомым оружием и пробовать качество спуска у выданного пистолета. Пушкин и барон Жорж Геккерен (Дантес) пользовались чужим оружием: Пушкин стрелял из пистолетов, взятых для него напрокат Данзасом (они не сохранились), а Дантес - из пистолетов, которые его секундант виконт д'Аршиак одолжил у своего друга барона Эрнеста де Баранта. Оружие было изготовлено мало кому известным дрезденским мастером Карлом Ульбрихом. Дуэлянты стрелялись на расстоянии двадцати шагов. Дантес выстрелил первым, не дойдя до барьера. Пушкин упал, но все же смог выстрелить и ранить Дантеса в руку. В отличие от описанной в "Евгении Онегине" дуэли, где противники пользовались кремневыми пистолетами, Пушкин и Дантес стрелялись на капсюльных. Главное отличие - в более совершенной системе воспламенения заряда. Такой пистолет практически не давал осечек, и выстрел следовал почти сразу после нажатия курка. http://nauka.izvestia.ru/museum/article72208 http://rusisheshvine.livejournal.com/58548.html

Gata: Эх, и почему у Дантеса оказался не кремневый пистолет! Корнет, спасибо за рассказ! Темой оружия, особенно исторического, я живо интересуюсь Корнет пишет: К 150-летию дуэли пистолеты однажды уже привозили в Россию: тогда их показывали в Петербурге, в мемориальной квартире поэта на Мойке, 12. Если верить рассказам очевидцев, в тот день, когда пистолеты были показаны публике, в зале рухнул потолок. Наши, что в Россию привозить

Алекса: Доспехи для собачек-кошек-мышек - проиведения искусства Особенно для мышек. Очень красиво. Корнет пишет: был показан дуэльный пистолет, из которого на Черной речке был смертельно ранен великий русский поэт. Как в тему! Вчера была на экскурсии по пушкинским местам Петербурга. Нас возили на место дуэли. Невероятное ощущение. У меня все время в голове мелькали открывки стихотворений А.С.Пушкина. Я не специально их вспоминала, они возникали сами собой.

Роза: Я бы примерила что-то из доспехов на своего котофея После брыканий при одевании, он выглядел бы феерично Корнет пишет: Сделанные в Дрездене пистолеты, ныне хранящиеся в музее французского города Амбуаз И хорошо, что подальше от России. Харинить эти печальные раритеты в музее Пушкина было бы грустно. Корнет , спасибо. Про потолок особенно впечатлило. Возможно, что просто совпадение, связанное с отсутствием нормального финансирования на ремонт. Алекса пишет: чера была на экскурсии по пушкинским местам Петербурга Это куда лучше, чем по клубам, по клубам.

Корнет: Не нашел подходящей темы, решил выложить инфу тут. История Брестской крепости На месте нынешней Брестской крепости надбужскими славянами в далёкой древности было основано поселение Берестье. Впервые о нём упоминается в 1019 г. в "Повести временных лет". В течение многовековой истории город не раз становился предметом раздора между киевскими, туровскими, галицкими, волынскими, литовскими князьями и польскими королями. Земли Берестья много раз переходили из рук в руки, входили в состав разных государств. Поэтому менялось название города: Берестье, Брест-Литовск, Брест-над-Бугом, Брест. После третьего раздела Речи Посполитой в 1795 г. (1-й – 1772 г., 2-й- 1793 г.) Брест-Литовск вошёл в состав Российской империи. Возникла необходимость укрепления новых рубежей России, для чего предполагалось возвести ряд крепостей вдоль западной границы. В 1830 г. был утверждён план строительства Брест-Литовской крепости, который разработали военные инженеры: генералы К.И.Опперман и Н.М.Малецкий, полковник А. И. Фельдман. Генерал Опперман Карл Иванович (1765-1831) – один из авторов проекта Брест-Литовской крепости. 19 в. В соответствии с этим планом, крепость планировалось построить на месте старого города Брест-Литовска. В связи с чем, старинные постройки города были снесены (за исключением некоторых культовых построек – монастырей и церквей, которые были приспособлены для нужд крепостного гарнизона). Новый город Брест-Литовск был выстроен на расстоянии 1,5-2 км от крепостной ограды. М. Залесский. «Крепость Брест-Литовск в 1840 г.» (вид с Волынского укрепления крепости). В 1833 г. начались земляные работы. 1 июня 1836 г. в основание Цитадели крепости была произведена закладка первого камня, замурована памятная закладная доска и шкатулка с монетами. 26 апреля 1842 г. Брест-Литовская крепость вступила в число действующих крепостей I класса Российской империи. Бронзовая доска, заложенная в фундамент казармы Цитадели 1 июня 1836 г. Найдена в районе Брестских ворот в 1953 г. Крепость состояла из Цитадели и трех обширных укреплений, образующих главную крепостную ограду и прикрывающих Цитадель со всех сторон: Волынского (с юга), Тереспольского (с запада), Кобринского (с востока и севера). С внешней стороны крепость была защищена бастионным фронтом – крепостной оградой (земляной вал с кирпичными казематами внутри) 10-метровой высоты, протяженностью 6,4 км и обводным каналом, заполненным водой. Общая площадь крепости 4 км2 (400 гектаров). Цитадель представляла собой естественный остров, по всему периметру которого была построена сомкнутая двухэтажная оборонительная казарма протяжённостью 1,8 км. Толщина наружных стен достигала 2-х м, внутренних - до 1,5 м. Казарма состояла из 500 казематов, в которых могло разместиться до 12 тысяч воинов с боеприпасами и продовольствием. Цитадель соединялась с другими укреплениями с помощью мостов и ворот: Брестских, Холмских, Тереспольских и Бригидских. Во второй половине XIX в. в целях противодействия обхода крепости противником и затруднения её блокирования стали создавать отдельные мощные оборонительные укрепления – форты. В 1864 г. началась реконструкция крепости по плану, разработанному великим русским фортификатором генерал-адъютантом Э.И. Тотлебеном. Согласно этому плану, Брестскую крепость планировалось превратить в крепость фортового типа. Непосредственно в крепости были проведены работы по утолщению главного вала, приведены в порядок редюиты, на Кобринском укреплении построены два редута («тотлебеновские») – позади двух бастионов Кобринского укрепления. Строились казематированные артиллерийские батареи, капониры, дополнительные пороховые погреба. Строительство фортов началось в 1869 г. с постройки форта «Граф Берг» в километре к северо-западу от крепости с целью контроля за участком железной дороги Варшава-Москва и железнодорожным мостом через реку Буг. Приезд императора Александра III в Брест-Литовскую крепость. Фото 1886 г. В 1912 г. Комитет Генерального штаба утвердил план переустройства, согласно которому обвод крепости увеличивался до 45 км. Новую линию фортов предполагалось возвести в 6-7 км от центра крепости. Новые форты имели литерное обозначение: от литеры «А» до литеры «О». К работам приступили только в 1913 г. В модернизации крепости принимали участие генерал-лейтенант Н.А. Буйницкий, военные инженеры И.О. Белинский, Б.Р. Добошинский, Д.М. Карбышев и др. Инженер-капитан Карбышев Дмитрий Михайлович (1880-1945). В 1914 г. - старший производитель работ Брест-Литовского крепостного Инженерного управления. Фото 1914 г. Далее по ссылке много подробной информации с сайта Мемориала "Брестская крепость" http://www.brest-fortress.by/?sec=2 Узнаете на последнем снимке будущего героя Великой Отечественной Войны генерала Дмитрия Карбышева?

Gata: Корнет, спасибо за интересный рассказ об истории Брестской крепости! Многие вещи для себя открыла впервые. Корнет пишет: Узнаете на последнем снимке будущего героя Великой Отечественной Войны генерала Дмитрия Карбышева? Пионерский отряд моего класса в школе носил имя генерала Карбышева, поэтому я о нем много знаю. Тем более он был почти нашим земляком - родился в Омске, закончил Сибирский кадетский корпус. А вот фотографию эту раньше не видела.

Корнет: Gata пишет: А вот фотографию эту раньше не видела. Мне личность генерала Карбышева интересна давно. Собираю о нём материал. Мужественный человек.

Gata: Корнет пишет: Мне личность генерала Карбышева интересна давно. Собираю о нём материал. Мужественный человек. Он тоже защитник Брестской крепости, пусть и не сражался рядом с Гавриловым и Фоминым.

Корнет: Gata пишет: Он тоже защитник Брестской крепости, пусть и не сражался рядом с Гавриловым и Фоминым. Совершенно справедливо, ваше сиятельство. Смерть генерала была, смертью мужественного человека и патриота.

Gata: Смотрела документальный фильм "Из всех орудий", об истории русской артиллерии. Любопытными показались попытки русских мастеров уже в 18 веке создать скорострельные многоствольные пушки. Вообще очень интересный фильм, рекомендую посмотреть.

Корнет: Gata пишет: Вообще очень интересный фильм, рекомендую посмотреть. Дейтсвительно, довольно интересно. Спасибо, Гата. Милые дамы, я непростительно забросил эту тему. Диплом и сопутствующая ему практика . Обещаю исправиться в ближайщие дни.

Gata: Корнет пишет: Милые дамы, я непростительно забросил эту тему. Диплом и сопутствующая ему практика . Обещаю исправиться в ближайщие дни. Милые дамы ждут с большим интересом!

Корнет: Когда читал пьесу "Восток"в Усадьбе, всё время мелькали какие-то смутные воспоминания о японском оружии и эпохе Николая I. Но лучше по порядку. Издалека. Все царствующие особы Дома Романовых в той или иной степени занимались коллекционированием. Общеизвестны увлечения Петра Великого - основателя Кунсткамеры и Екатерины II, имя которой неразрывно связано с Эрмитажем. Во всех царских собраниях и коллекциях XVII-XX веков особое место отводилось предметам оружия. Чтобы не утомлять милых дам перечислением оружейных коллекций первых Романовых, я спущусь сразу в 18 век. Петр I, после знакомства с нравами европейских императорских домов, посчитал необходимым в 1710 году подарить Марте Скавронской - будущей императрице Екатерине Алексеевне - земли для постройки царской резиденции. В Екатерининском дворце в Царском Селе был собран арсенал, состоящий, главным образом, из охотничьего оружия. При Анне Иоанновне существовало еще одно собрание оружия, которое получило название Рюст-Камеры. В него вошло современное охотничье оружие, причем многие образцы поступили из частных собраний попавших в опалу вельмож. Коллекция долгое время хранилась в Санкт-Петербурге, затем была перевезена в царскую летнюю резиденцию в Ораниенбауме, затем вновь в Петербург, и, наконец, в 1810 году в качестве музейной коллекции старинных вещей поступила в Московскую Оружейную палату. Елизавета Петровна любила охоту и приезжала в Царское Село пострелять оленей, лосей и лисиц. Развивая и поощряя царскосельские охотничьи традиции, она построила в парке великолепный охотничий павильон по проекту Ф.Б. Растрелли. При Екатерине Великой коллекция оружия в Царском Селе продолжала увеличиваться, но она изменила свою направленность, в соответствии с интересами и характером своего владельца. Оружейная коллекция воспринималась как памятник военной и боевой славы. Она пополнялась военными трофеями и богатыми дарами, полученными Екатериной во время русско-турецких войн. Восточное оружие значительно обогатило царскосельский арсенал и пополнило его роскошными восточными саблями и ятаганами, ружьями и пистолетами, булавами и бунчуками. Эти трофеи располагались в залах дворца в виде декоративных композиций, подчеркивающих репрезентабельную пышность императорской резиденции. Сын Екатерины - Павел Петрович также собирал коллекцию оружия. Получив от матери в подарок дворец в Гатчине, Павел продолжал пополнять имеющееся там оружие, которое начал собирать еще первый владелец гатчинских земель граф Г.Г. Орлов. По повелению Павла там было размещено привезенное из Петербурга образцовое строевое оружие, кавалерийские принадлежности, кирасы, каски, мундиры, конская упряжь. Значительно пополнилось это собрание после поездки Павла с супругой по странам Западной Европы. Сохранившиеся отзывы об этой коллекции отмечали, что она была "редким собранием оружия почти всех времен". Александра I оружие сопровождало постоянно, почти половину своего царствования он провел в непрерывных войнах. Но разнородное оружие, оставшееся после смерти Александра в Царском Селе, отнюдь не свидетельствовало о воинственных пристрастиях императора. Оно состояло из детских оружейных образцов, подаренных ему августейшей бабкой и матерью, нескольких личных шпаг и дипломатических подарков. Николай I стал одним из известнейших коллекционеров оружия. При нем царскосельский арсенал стал систематическим собранием, которое регулярно пополнялось трофеями, подарками, специально закупленными образцами. Он увлекался военной историей и собирал в течение всей своей жизни старинное оружие и другие военно-исторические реликвии. Увлечение историей оружия, возможно, стало причиной того, что 23 мая 1842 года Николай I организовал уникальное действо. Он провел знаменитый "карусель" - средневековый рыцарский турнир, а для 16 кавалеров и дам, участников театрализованного зрелища, были взяты из собственного оружейного собрания подлинные рыцарские доспехи, оружие и костюмы XVI века. Александр II унаследовал увлечение отца оружием. Коллекционировать он начал в юности, привозил оружие из путешествий, приобретал его и получал в дар. О размахе коллекционной деятельности Александра II говорит факт закупки на аукционе в 1861 году необычайно ценной, уникальной восточной оружейной коллекции князя Петра Салтыкова, которая значительно обогатила и украсила царскосельский арсенал. Александр III, избравший местом своего постоянного пребывания Гатчину, был не только заядлым охотником, но и большим любителем и знатоком оружия. В Гатчине хранилась его личная оружейная коллекция. Ему же принадлежит решение дальнейшей судьбы царскосельского арсенала: в 1886 году, по приказанию царя, он был перемещен в столичный Императорский Эрмитаж, где и хранится поныне. Николай II в память об отце - собирателе предметов русской старины, покровителе искусств, в 1895 году издает именной высочайший указ "Об учреждении Русского музея Императора Александра III", ныне известного как Российский Этнографический музей в Петербурге. Первыми фондообразователями этого музея стали сам Николай II и члены императорской семьи. Они передали в музей предметы русской старины, в том числе и оружие. У последнего русского императора в резиденции в Царском Селе был довольно широкий выбор оружия. Это - парадные образцы, поднесенные в дни торжеств, посвященных 300-летию дома Романовых в 1913 году, охотничье оружие, образцы табельного стрелкового оружия стран Европы и оружие, принадлежащее частям русских и зарубежных армий, шефами которых числились члены императорской фамилии. Николай I был самым увлеченным собирателем оружия из всех Романовых. Имел даже японское - вакидзаси (короткий меч). Вакидзаси императора Николая I представляет собой короткое оружие с инвентарным номером 13-9/2. Он приписан к коллекции холодного оружия, которая в 1838 году была подарена российскому императору Николаю I голландским собирателем И. Ф. Овермеером Фишером (1800-1848), офицером голландской Ост-Индской компании, жившем в 1820-1829 годах в голландской фактории на острове Дэдзима в городе Нагасаки. Это собрание было признано исключительно ценным для российской академической науки и весьма обострило интерес правительства Николая I к японской теме. Впрочем, недавно предпринятое исследование российских исследователей оружия дало основание для мнения, что истинным дарителем меча был не Овермеер Фишер, а его гораздо более именитый коллега и современник Филипп Франц фон Зибольд (1796-1866). Зибольд, немецкий учёный и аристократ, служил врачом на Дэдзима в те же годы, когда там пребывал Овермеер Фишер. Он был первым европейцем, познакомившим японцев с достижениями современной западной медицины и даже преподавал и практиковал в Нагасаки в те годы, когда европейцам запрещалось ступать на японскую землю. За это его клиенты, как правило, люди весьма состоятельные, дарили ему редкие японские книги и предметы искусства, национальное оружие. Зибольд собрал в Японии обширную коллекцию, насчитывающую свыше 5 тысяч раритетов. В настоящее время их можно встретить в различных музеях мира (более тысячи из них хранятся ныне в музеях Санкт-Петербурга). В 1829 г. Зибольд был выдворен японскими властями из страны по обвинению в шпионаже (подозревалось, что Зибольд работал, в том числе и на Россию) и попытке вывоза запрещённых материалов (включая секретные японские карты). Последующие десятилетия Зибольд посвятил систематизации собранной информации и публикации своих знаменитых трудов по Японии. http://www.choptop.ru/index.php?r=19&nid=660

Lana: Спасибо за материал. Особенно понравилось про японское оружие Николая Первого и его историю. Поскольку тема история холодного и огнестрельного оружия, небольшая просьба, вдруг попадется на карандашик. Искала как-то материал про то, как ухаживали за дуэльными пистолетами, хранение и смазывали ли чем-то особым. Но либо в силу невнимательности, или неусидчивости не нашла. Так что если попадется статья буду очень и очень благодарна.

Корнет: Lana пишет: если попадется статья буду очень и очень благодарна. Я постараюсь выполнить вашу просьбу.

Gata: Корнет, спасибо за интересный рассказ И спасибо нашим монархам, положившим начало лучшим музейным коллекциям России и, пожалуй, всего мира. Не перестаю удивляться мистическим совпадениям с реальной историей, которые нас преследуют со времен "Востока", куда ни шагни Теперь вот - об интересах России в Японии. Фантастика просто какая-то!

Роза: Gata пишет: Не перестаю удивляться мистическим совпадениям с реальной историей, которые нас преследуют со времен "Востока", куда ни шагни Есть такое. Затевались просто пошалить, а оказалось, попали в исторические реалии.

Корнет: Lana , это не конкретно о чистке дуэльных пистолетов, но довольно подробная о них информация. В том числе с фотогрфиями и перечислением того, что шло в наборе к дуэльным пистолетам. Там понятно для чего использовали шомпол, например. Им чистят и смазывают оружие. Так же подробно о том как заряжали. Оружие чести Обществом признавалось несколько разновидностей пистолетных дуэлей. Три из них были главными: дуэль с неподвижными стрелками, с «барьерами» и на параллельных линиях. Дуэль всегда начиналась с вызова, или картеля. Вспомним Пушкина: То был приятный, благородный, Короткий вызов, иль картель: Учтиво, с ясностью холодной Звал друга Ленский на дуэль. И далее все подробности по ссылке http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/1769/

Алекса: Паша, интересно было прочитать про японскую тему во время царствование Николая I. "Оружие чести" тоже познавательная статья. Чего только мужчины не придумают для своих игр. Игрушки красивые, но смертельно опасные. Корнет пишет: или картеля Читала же "Евгений Онегин", а на это слово внимания не обратила. Всё быстро-быстро. Сколько нового узнаешь, благодаря любимому сериалу.

Gata: Уже 25 июня 1941 года, на четвертый день начала войны против СССР,среди победных сообщений в книге записей начальника германского Генерального штаба генерал-полковника Гальдера появляется следующая запись: "Получены данные о новом типе русского тяжелого танка: вес 52 тонны,лобовая броня 37 см (?), бортовая броня 8 см... 50-мм противотанковая пушка пробивает броню только под орудийной башней. 88-мм зенитная пушка, видимо, пробивает также бортовую броню (точно еще неизвестно). Получены сведения о появлении еще одного танка, вооруженного 75-мм пушкой и тремя пулеметами." Так германское командование впервые узнало о наличии у нас новых танков КВ и Т-34. Строго говоря, немецкая разведка о них сообщала и раньше, но информация была противоречивой и до полевых войск вермахта не доводилась. Сразу же выяснилось, что все немецкие танковые пушки (лето 1941 года) не пробивают лобовую броню КВ и Т-34, а вот советские 76-мм танковые орудия с длиной ствола в 30 калибров (Л-11 и Ф-32) и в 40 калибров (Ф-34 и ЗИС-5) пробивают броню всех германских танков на расстоянии до 1000 метров. Дошло до того, что свои 37-мм противотанковые орудия сами же немцы стали называть "дверными молотками", поскольку они только "стучали" по советской броне, но пробить ее не могли. В одном из донесений, например, сообщалось, что расчет 37-мм ПТП добился 23 попаданий в русский танк, и только лишь когда немецкий снаряд попал в основании башни, танк вышел из строя. Немецкий танк Pz.III с расстояния 50 метров четырежды попадал в Т-34, а затем с 20 метров попал еще раз, но все немецкие снаряды раскалывались на части, не повреждая советской танковой брони... Конструкция Т-34 знаменует собой качественный скачок в отечественном и мировом танкостроении. В нем впервые органично сочетались противоснарядное бронирование, мощное вооружение и надежная ходовая часть. Противоснарядное бронирование обеспечивалось не только применением катаных броневых листов большой толщины, но и рациональным их наклоном. При этом соединение листов осуществлялось методом ручной сварки, которая в ходе производства была заменена автоматической сваркой. Танк вооружался 76,2-мм пушкой Л-11, которая была вскоре была заменена более мощной пушкой Ф-32, а затем и Ф-34. Таким образом, по вооружению он соответствовал тяжелому танку КВ-1. Высокая подвижность обеспечивалась мощным дизельным двигателем и широкими гусеницами. Высокая технологичность конструкции позволила наладить его серийное производство с использованием недостаточно квалифицированной рабочей силы на семи различных по оснащению машиностроительных заводах. В ходе Великой Отечественной войны наряду с увеличением количества выпускаемых машин, решалась задача по усовершенствованию их конструкции и упрощению технологии изготовления. Сложные для производства первоначальные образцы сварной и литой башни были заменены более простой литой шестигранной башней. Увеличение срока службы двигателя было достигнуто созданием высокоэффективных воздухоочистителей, усовершенствованием системы смазки и введением всережимного регулятора. Замена главного фрикциона более совершенным и введение пятиступенчатой коробки передач вместо четырехступенчатой способствовало повышению средней скорости движения. Более прочные гусеницы и литые опорные катки повысили надежность ходовой части. Таким образом, была повышена надежность танка в целом при одновременном снижении трудоемкости изготовления. Всего в годы войны было выпущено более 52 тысяч танков Т-34, которые приняли участие во всех сражениях. К сожалению, на первом этапе войны не хватало перископов, радиостанций, что затрудняло координацию действий нескольких экипажей во время боя. Из-за отсутствия радиосвязи часто приходилось даже пользоваться флажками. С заряжающим общались также жестами: кулак — бронебойный снаряд, растопыренная пятерня — осколочный :) Но к лету 1943 ситуация с радиосвязью выправилась. Танк Т-34 оказал огромное влияние на исход войны и на дальнейшее развитие мирового танкостроения. При его создании советским конструкторам удалось найти оптимальное соотношение между основными боевыми, тактическими, баллистическими, эксплуатационными, ходовыми и технологическими характеристиками. Танк Т-34 является самым известным советским танком и одним из самых узнаваемых символов Второй мировой войны. До настоящего времени сохранилось большое количество этих танков различных модификаций в виде памятников и музейных экспонатов. Благодаря совокупности своих боевых качеств Т-34 был признан рядом специалистов и военных экспертов лучшим танком Второй мировой войны. http://pro-tank.ru/bronetehnika-sssr/srednie-tanki/109-t-34?start=1 http://tank-t-34.blogspot.com/

Роза: У нас как выезжаешь из Екатеринбурга в сторону Пышмы, так до горизонта стоят 34-ки. Любой уралец на вопрос, что выпускает "Уралвагонзавод" бодро ответит: "Танки".

Gata: Броня крепка и танки наши быстры... надеюсь, еще споем не только в прошедшем времени :)

Gata: Хотят ли русские войны, Спросите вы у "Тишины", Над ширью пашен и "Полей", И у "Берёз" и "Тополей", Ещё спросите у солдат Что за лопатка "Вариант", Что за "Обувка" на ногах, Как "Козлик" нагоняет страх. Чем пахнут "Муха" и "Тюльпан", И чем наполнен наш "Стакан", В каких местах наш "Вихрь" и "Вал" Какой "Капустник" правит "Бал", "Фантасмагорией" какой "Фагот" играет и "Гобой". Что доставляет наш "Курьер", И где находится "Барьер", Спроси "Метис" с "Мулатом" как Попали в русский "Зоопарк", Чем связан с "Буратино" "Шмель", И от чего спасёт "Свирель" Как от "Пионов" и "Гвоздик" Благоухает наш цветник. Какие "Кактусы" растут, Какие "Васильки" цветут. Что за "Акации" в лесу, И что вам "Дятлы" принесут. Какое "Пламя" у "Костра" Как "Клюква" русская красна, Хотят ли русские проблем Спросите вы у "Хризантем" У "Незабудок" и "Витрин" Спросите, нужен русским мир? И вам ответит "Бородач" И, вместе с ним "Вампир" и "Грач", "Подкидыш", "Марья" и " Иван", "Заколка", "Гоблин", "Гардиан", И "Бурундук" и "Кипарис", И "Канарейка" и "Нарцисс", И т.д. :) Акация — 152-мм самоходная гаубица 2С3 Аистёнок — переносная РЛС артиллерийской разведки Аметист — противокорабельная ракета П-70 Анчар — подводная лодка проекта 661 Аргумент — резиновая дубинка Бабочка — фугасная противопехотная мина ПФМ-1 («Лепесток») Бал — береговой ракетный комплекс 3К60 (4К66) Бахча — боевая машина десанта БМД-3, БМД-4 Береза — танк Т-80УД Бородач — ручной огнемет МРО-А Брусника — артиллерийский прицел ночной АПН-6 Букет — наручники конвойные на 5 человек Буратино — 220-мм тяжёлая огнемётная система ТОС-1 Вампир — 105,2-мм ручной противотанковый гранатомет РПГ-29 (6Г20) (при разработке ТКБ-0175) Вариант — 40-мм гранатомет-лопата Василёк — 82-мм автоматический миномёт 2Б9 Винт — опытная неуправляемая авиационная ракета ТРС-82М Витрина — 50-мм надульный гранатометный комплекс (на АКС-74У) Вихрь — авиационный ПТРК 9К121 [AT-16 Scallion] [AT-9 Whirlwind] Волна — ЗУР к ЗРК «Шторм» Гардиан — БТР Гвоздика — 122-мм самоходная гаубица 2С1 Гиацинт — 152-мм самоходная пушка Гном — 40-мм ручной шестизарядный револьверный гранатомет РГ-6 (6Г30) Гоблин — 9-мм пистолет-пулемет Гобой — носимо-возимый ПТРК 9К111-1 («Конкурс») Грач — 9-мм пистолет ПЯ Ярыгина (6П35) Дятел - Гранатомет-пистолет Енот — 533-мм торпеда СЭТ-65 Заколка — 125-мм БПС 3БМ22(23) («Надежда» ) Зоопарк — радиолокационный комплекс арт. разведки и управления огнем 1Л219 Иван — 50 Мт водородная бомба (изделие 202) АН602 Кактус — активная проводная охранная система Кальмар — ракетная АПЛ пр. 667БДР [Delta-III] Камбала — реактивн-всплывающая противокорабельная мина КРМ Канарейка — бесшумный автоматно-гранатометный комплекс 6С1 Капустник — АСУ самоходной артиллерии 1В127 Кипарис — 9-мм пистолет-пулемет ОЦ-02 Клещ — противотанковая мина Клюква - Гранатомет "РПГ-28" Козлик — опытный автоматический гранатомет ТКБ-0134 Костер — 40-мм подствольный гранатомет ГП-25 (6Г15) Курьер — подвижный грунтовый ракетный комплекс 15П159 с малогабаритной МБР РСС-40 [SS-X-28] Мария — 30 кт тактическая атомная бомба (РДС-3) Метис — переносной ПТРК 9К115 [AT-7 Saxhorn] Мулат — тепловизионный прицел 1ПН86 Мумия — 125-мм подкалиберный снаряд 3П31 Муха — 64-мм реактивная противотанковая граната РПГ-18 (6Г12) (при разработке ТКБ-076) Нарцисс — авиационная система единой индикации Незабудка — система многоканальной записи телефонных разговоров Обувка — 40-мм подствольный гранатомет ГП-30 (6Г21) Пион — 203-мм самоходная пушка 2С7 Пламя — 30-мм автоматический станковый гранатомет АГС-17 (6Г10) (216П) Подкидыш — 40-мм выстрел ВОГ-25П (7П24) к ГП-25(30) Поле — авиационный комплекс РЭБ (Ми-8ПП) Свирель - устройство защиты от прослушивания каналов сотовой связи Стакан - вертолёт Ми-24 Тишина — 7,62/30-мм стрелково-гранатометный комплекс Тополь — мобильный грунтовый ракетный комплекс 15П158 [SS-25 Sickle] [SS-27] Тюльпан — 240-мм самоходный миномет 2С4 Фагот — переносной ПТРК 9К111 [AT-4 Spigot] Фантасмагория — авиационная станция целеуказания Хризантема — самоходный ПТРК 9К123 [АТ-15 Springer] Целина — подвижный грунтовый ракетный комплекс 15П962 с МБР РТ-23 Черноморец — авиационная ракета-торпеда (опытная) Шмель — 93-мм ручной огнемет РПО-А

lidia: Чудесная песня! Браво!

Маринка: Gata пишет: Хотят ли русские войны, Новое прочтение впечатляет! Но я так и не уловила смысла: хотят? Или "Мы не грозим другим народам, но...! (с)"??

Душечka: Маринка пишет: Или "Мы не грозим другим народам, но...! (с)" я за этот вариант!)

Gata: Для меня в этом стишке - переложении известной песни - самый интерес был в названиях весьма серьезного оружия. Все-таки наши разработчики народ не без юмора. Миномет "василек", огнеметная система "Буратино". Или Иван да Марья - водородная и атомная бомбы А хотят или не хотят русские войны - решать тем, кто захочет испытать на себе силу всей этой живописной флоры и фауны :)

Gata: Не могла не поделиться :) 10 фактов об АК 47, М16 и винтовке Мосина 1) М16 - Клинит, когда грязная. АК-47 - Работает, когда грязный. Винтовка Мосина - Не была чистой с момента поступления в войска в 1892 году. 2) М16 - Сотни движущихся деталей скрепленных десятками болтов и винтов. АК-47 - Пара десятков движущихся деталей, удерживаемых пригоршней заклепок и уродливыми швами пьяного русского сварщика. Винтовка Мосина - три движущихся детали, два винта. 3) М16 - Вы скорее умрёте, чем будете ломать эту дорогущую винтовку в рукопашной. АК-47 - Вашим автоматом можно неплохо отбиваться в рукопашной. Винтовка Мосина - Ваша винтовка это классное копьё с возможностью пострелять. 4) М16 - Если ломается боёк, вы оправляете винтовку на завод по гарантии. АК-47- Если ломается боёк, вы покупаете новый. Винтовка Мосина - Если ломается боёк, вы закручиваете его на пару оборотов дальше в затвор. 5) М16 - Сложнее в производстве чем некоторые самолёты. АК-47 - Используется странами, у которых нет денег на самолёты. Винтовка Мосина - Из неё сбивали самолёты. 6) М16 - Делает маленькую дырочку, аккуратно в соответствии с Женевской конвенцией. АК-47 - Делает большую дыру, иногда отрывает конечности, не соответствует Женевской конвенции. Винтовка Мосина - Одна из причин для создания Женевской конвенции. 7) М16 - Отлично отстреливает мелких грызунов. АК-47 - Отлично отстреливает врагов Родины. Винтовка Мосина - Отлично отстреливает лёгкую бронетехнику. 8) М16 - Попав в реку, перестаёт работать. АК-47 - Попав в реку, всё равно стреляет. Винтовка Мосина - Попав в реку, обычно используется как весло. 9) М16 - Можно поставить глушитель, небольшой патрон не дает много шума. АК-47 - В принципе можно поставить глушитель, но лучше просто прижимать врагов к земле непрерывным огнем. Винтовка Мосина - Нафиг глушитель, когда после первого выстрела все по-любому оглохнут? 10) М16 - Оружие обороны. АК-47 - Оружие нападения. Винтовка Мосина - Оружие Победы!!! http://gmorder.livejournal.com/4647640.html

Корнет: Улыбнулся. Послужила винтовочка русской армии и хорошо послужила.



полная версия страницы