Форум » Мезонин » Оружейная палата » Ответить

Оружейная палата

Корнет: История холодного и огнестрельного оружия. Смею надеяться, эта тема будет интересна не только мне.

Ответов - 51, стр: 1 2 3 All

Корнет: До начала 19 века в России холодное оружие изготовляли отдельные мастера-самородки. Это производство на Тульском, Сестрорецком и других оружейных заводах было второстепенным, даже эпизодическим, так как основной продукцией заводов было огнестрельное оружие. В основном холодное украшенное оружие для царского двора, придворной и военной знати закупалось в крупнейших оружейных центрах Западной Европы: Золингене и Клингентале. Закупочные цены постоянно росли, из-за чего возникли экономические трудности, которые поставили Россию в зависимость от иностранцев. Александр 1 повелел сенату организовать свой отечественный центр по производству холодного и в том числе украшенного оружия. Для осуществления этой задачи как нельзя лучше подходил Уральский городок Златоуст, где имелась хорошая металлургическая база: на тот момент Златоустовский чугунолитейный и железоделательный завод выпускал высококачественный сортамент чугуна, железа и стали. Низкая себестоимость была обеспечена использованием труда крепостных и возможностью быстрой доставки продукции по густой сети окрестных судоходных рек. Если шпага была преимущественно у пехоты, то основным видом холодного оружия полков тяжелой кавалерии - к ним относились драгуны и сформированные в России в 1731 г. кирасиры - является палаш. Это разновидность колюще-рубящего оружия с прямым, длинным и широким клинком. Во второй половине XVIII века тесаки приходят на смену шпагам у рядовых солдат пехоты. Шпага остается на вооружении офицеров, кроме нее офицеры и унтер-офицеры имели различные виды древкового оружия западноевропейского типа: протазаны, алебарды и эспонтоны. В XVII веке эти образцы уже практически не имели прежнего боевого применения и играли лишь вспомогательную роль при построениях, а в сражениях могли служить ориентиром при равнении шеренг. Для организации производства холодного украшенного оружия Царское правительство пригласило специалистов-оружейников высокого класса из известных в то время на весь мир оружейных центров Германии — Золингена и Клингенталя. Среди них были хорошие знатоки обработки стали: литья, ковки и полировки клинков, выделки ножен, изготовления эфесов и художественной отделки оружия. Первыми художниками-оружейниками на Златоустовской оружейной фабрике были лучшие мастера Золингена — Вильгельм Николай (отец) и Вильгельм Людовиг (сын) Шафы, приехавшие в Россию в декабре 1815 года. До 1817 они были единственными мастерами вытравки и позолоты клинков на Златоустовской фабрике. Критики 19—20-х веков, исследовавшие развитие промысла, отмечают что Шафы обладали более искусством дизайна, нежели художественным. Они умело сочетали клинки с формой рукояти, оправы и ножны, но рисунок которым украшалось оружие был скован и сух и не воспринимался как единая цельная композиция. Алебарды и эспонтоны, а также шпаги, сабли, палаши и тесаки в значительном количестве изготовляли на Тульском оружейном заводе. Так, за период с 1736 по 1756 гг. для русской армии было сделано более 150 тысяч единиц холодного оружия. Большую часть составляли шпаги. Особенно много оружия изготовляли во время войн. В первой половине XIX века палаши, так же как и шпаги, начинают заменяться саблями. Эфес кавалерийской сабли образца 1827 года имеет еще две дополнительные дужки. Затем на смену этому оружию пришла драгунская сабля образца 1841 г. Гарда этой сабли состоит тол из одной крестовины, переходящей в переднюю защит) дужку. Много общего с саблей имеет другой вид холоди оружия - шашка. Иногда эти два вида бывает довод трудно различить. Шашка также имеет изогнутый од лезвийный клинок, но ее эфес обычно состоит из од рукояти без гарды. Это оружие заимствовано у народов Кавказа сначала казаками, а позднее оно станови уставным оружием русской армии. Златоустовские подмастерья немецких художников-оружейников быстро переняли мастерство изготовления гравюры и превзошли своих учителей и в технике исполнения и по разнообразию миниатюры. С 1818 года все оружие на фабрике украшали русские мастера, после того как с честью выдержали свой первый экзамен: В Петербург, в департамент Горных и соляных дел было отправлено девятнадцать клинков украшенных без всякой помощи со стороны Шафов. Эти изделия получили высочайшую оценку членов комиссии госприемки тех времен. Вскоре сами Шафы отметили, что на Златоустовской фабрике сложился свой стиль украшения клинков, не похожий на золингеновский. Через несколько лет они удалились из Златоуста, продолжив свой бизнес в Москве. На привокзальной площади Златоуста установлен памятник Ивану Бушуеву — одному из первых, одному из лучших граверов оружейной фабрики. О жизни этого художника известно мало, даже дату смерти историки установили по последним работам, датированным 1833 годом. Но его дела навечно вписаны в историю развития промысла. Иван и Ефим Бушуевы вместе с группой подростков братьями Тележниковыми и Лепешковыми и Иваном Бояршиновым пришли к Шафам обучаться ремеслу. Прежде эти ребята обучались в заводской школе рисунку и живописи, а свои навыки они совершенствовали в заводской чертежне. Поэтому, в течение короткого времени, они подняли искусство украшения оружия на такую высоту, на которую больше не взлетала Златоустовская гравюра на стали с середины 19 века до конца 20 — начала 21 столетия. Русские граверы усовершенствовали технологический процесс привезенный из Германии и мастерски им овладели. В отличие от Шафов, которые гравировали небольшую поверхность клинка, И. Бушуев стал использовать всю плоскость для нанесения сложной и насыщенной орнаментальной композиции. Позже Бушуев и его товарищи ввели в арсенал украшений сложные сюжетные композиции, миниатюры на темы русской истории. Бушуев нашел ту грань, которая позволяет считать его работы шедеврами. Горожане назвали его Иванко-Крылатко за легкость и изящество украшения стальных изделий. (сделано руками И.Бушуева, из коллекции Оружейной палаты в Кремле) После каждого взлета бывают падения. Трудные времена не миновали и цех украшенного оружия. Прошли празднования юбилея отечественной войны и заказы на украшенное наградное оружие снизились. Производство сократилось до 40—50, а иногда до 10—20 штук в год. В 1834 году цех украшенного оружия закрыли, а мастеров перевели в другие цеха. Заботу о граверах и художественном промысле взял на себя Павел Петрович Аносов (изобретатель булата и дамасской стали). В начале 1810-х он строил фабрику, потом был там директором, а позже — управляющим Златоустовским горным округом. Используя современную терминологию, П. П. Аносов — первый топ-менеджер Златоустовской оружейной фабрики. Он добивался общественных заказов на изготовление украшенного оружия, затем расширил ассортимент выпускаемой продукции с целью сохранения производства гравюры. При П. П. Аносове цех украшенного оружия стал выпускать предметы быта: столовые ножи и вилки, подносы и ларцы, подсвечники, шкатулки и тому подобное. Мировую известность Златоустовская гравюра на стали получила в 1829 и последующие годы, став постоянным участником промышленных выставок. В конце 19 века появился новый метод нанесения рисунка на изделие — штамповка: изображение получали, делая оттиск печатью из мастики. В большом количестве появились низкопробные изделия, изготовленные этим методом. Так начался большой период упадка промысла. В начале 20 века художественная промышленность и некоторые народные промыслы были охвачены модерном, который оказал пагубное влияние на Златоустовских мастеров. Появились безделушки на потребу салонов. Искусственное придумывание каких-то особых сложных форм, превращало вещь в бессмыслицу. Творческий кризис вылился в очередное закрытие цеха украшенного оружия в 1909 году. В 1919, в тяжелейших условиях, цех начал выпускать холодное оружие для Красной Армии. Отступавшие колчаковцы разорили фабрику. Оборудование вывезли в города Сибири. Художественные изделия из граверного цеха, обладавшие исторической ценностью, исчезли. В 1920 в Златоусте побывал М. И. Калинин. На митинге им была озвучена задача, поставленная Советским правительством: возродить искусство гравюры, максимально приблизить и ввести ее в быт народа. Источник: http://bladeist.ru

Роза: Интересная тема. Спасибо, Корнет. Я знаю, что "булатный мой кинжал" изобретен на Урале, у меня под боком Дамасская сталь тут же доведена до совершенства. Поэтому не сомневаюсь, что именно мастерам Златоуста было поручено выковать клинок для бея из Стамбула, чтобы не зарился на то, что Алекс везёт в Японию (см."Восток" в разделе "Альманах"). Тоже имею сообщить по этой теме. Дага – это кинжал для левой руки. Искусство фехтования было занесено к нам из Италии. Фехтование – наука обучающая приемам защиты и нападения с холодным оружием. Долгое время у дуэлянтов наиболее благородным и подходящим оружием для поединков считалась шпага. При этом защищались в основном левой рукой, правой наносили удары и уколы. Самым распространенным оружием для левой руки до второй половины XVII столетия являлся кинжал. Он назывался дага и предназначался не только для отражения ударов, но и для атаки. Дага становилась незаменимой, если противник, отбросив шпагу, пытался прибегнуть к приемам борьбы или сражаться на короткой дистанции. К концу XVI века клинки даг стали уже, кисть руки защищал изогнутый к навершию эфеса треугольный щиток, а затем круглая чаша: их часто делали ажурными, чтобы в маленьких отверстиях, как в решетке, застревал и ломался клинок соперника. Клинки в свою очередь тоже имели ряд специальных приспособлений для захвата и ломания клинкового оружия.

Gata: Ох, какая роскошь! Всегда восхищалась красивым оружием И красивым, и грозным. Корнет, замечательно, что вы открыли эту тему! С удовольствием почитаю и про холодное, и про огнестрельное. Спасибо за интересный рассказ о русском искусстве оружейной гравюры - я и не сомневалась, что наши мастера способны заткнуть за пояс иностранных, русскому таланту только направление сообщить Корнет пишет: Бушуев нашел ту грань, которая позволяет считать его работы шедеврами. Горожане назвали его Иванко-Крылатко за легкость и изящество украшения стальных изделий. Жалко, что об этом мастере так мало известно, но замечательно, что в городе чтят его память. Роза пишет: Дага – это кинжал для левой руки Изящная игрушка насквозь способна прошить :) Роза пишет: не сомневаюсь, что именно мастерам Златоуста было поручено выковать клинок для бея из Стамбула, чтобы не зарился на то, что Алекс везёт в Японию Русские цари скупиться не умеют

Светлячок: Gata пишет: Изящная игрушка насквозь способна прошить Увлекательная раньше у мужчин была жизнь, но короткая

Корнет: Рад, что тема пришлась по вкусу. Светлячок пишет: Увлекательная раньше у мужчин была жизнь, но короткая Продолжительность часто зависела от умения пользоваться оружием.

Gata: Корнет пишет: Продолжительность часто зависела от умения пользоваться оружием.

Эйлис: Тема, тема, ТЕМААААА!!! Обожаю холодное оружие. Корнет - огромнейшее спасибо. С удовольствием буду читать все, что будет сюда добавляться.

Алекса: Корнет пишет: Продолжительность часто зависела от умения пользоваться оружием. На Кавказе это особенно актуально. Корнет , помнишь, мы рассматривали старинный кавказский кинжал? Нашлись потомки владельца

ksenchik: Корнет, большое спасибо за открытие интересной темы! Всегда испытывала особый трепет перед холодным оружием.

Корнет: Алекса , Эйлис, ksenchik , Алекса пишет: Корнет , помнишь, мы рассматривали старинный кавказский кинжал? Нашлись потомки владельца Не забудь рассказать подробности о владельцах Давайте и начнём с Кавказа. Это не будет противоречить веку XIX и любимому вами сериалу

Корнет: Кавказское оружие с коротким клинком традиционно – кинжал. Археологический материал по всему Кавказу дает кинжалы с прямым, заточенным с обеих сторон клинком, с прямой рукоятью, заканчивающейся колпачком. Они использовались и как оружие, и как предмет домашнего обихода для различных хозяйственных нужд – рубки хвороста и.т.п. В Дагестане, Адыгее, Осетии, Чечне, Кабарде кинжалы носились мужчинами постоянно, начиная с подросткового возраста (с 14-15 лет). После окончания Кавказской войны сабли и шашки должны были иметь только те жители Кавказа, кто шел служить в русскую армию, кинжалы же по обычаю имел каждый. Поэтому во второй половине XIX века кинжалов производилось значительно больше, чем остальных видов холодного оружия. Кавказские кинжалы XIX – начала XX веков по классификации принадлежат коляще-режуще-рубящему виду клинкового оружия с прямым, в некоторых случаях широким, обоюдоострым клинком, длина которого не превышает 60 см, поверхность клинка разделена долами, число которых колеблется от одного до четырех. Кинжальные клинки в длину от 30-40 см и более, особенно широкие, обладают рубящим эффектом. Самый распространенный кавказский кинжал - «кама». Кинжал является средством нападения и активной защиты в ближнем рукопашном бою, приводимым в действие рукой человека. Кинжал был предназначен для нанесения колюще-режущего или рубящего удара на удобном для защиты и нападения расстоянии от противника. Рукояти кавказских кинжалов прямые, в разрезе имеют форму квадрата или прямоугольника. Основание рукояти той же шины, что и клинок, головка рукояти имеет форму колпака или арки. Форма головки может указывать на место и время изготовления кинжала. Рукояти делались из разных материалов – кости, рога, железа, серебра. Металлические рукояти представляют собой футляр, роговые и костяные делались цельными или составными. Цельные насаживались на конический хвостовик и крепились с ним, составные повторяли форму хвостовика и плотно прижимались к нему с обеих сторон при помощи железных заклепок с серебряными, выпуклыми с лицевой стороны, шляпками. Форма заклепок может помочь определить место изготовления кинжала. Две высокие заклепки больше характерны для Северного Кавказа и Дагестана, три – средняя из которых более плоская – для Закавказья. "Бебут" (тюрк.) — один из основных (наряду с "камой") типов кавказских кинжалов. Вероятнее всего персидского (иранского) происхождения. Клинок изогнутый, обоюдоострый, длиной до 50 см. Основная цель "бебута" — служить заменой шашке, где её применение ограничено стеснённостью условий. Его длина позволяла уверенно использовать кинжал при рубке. Малая кривизна не препятствовала колющим действиям. Обоюдоострость клинка и симметричность рукояти позволяла производить режущие и секущие действия при разных хватах. В 1907 году приказом № 287 по Военному ведомству "бебут" (кинжал кривой солдатский образца 1907 года) принят на вооружение русской армии. Принятие "бебута" на вооружение нижних чинов артиллерии вызвано поступлением с 1902 года в армию новых скорострельных орудий. Напряжённость работы обслуживающего орудия персонала значительно повысилась, а уставная артиллерийская шашка не позволяла совершать быстрые действия. С 1908 года "бебут" состоит на вооружении младших чинов пулемётных команд. В 1909 году приказом по Военному ведомству № 187 от 17 (4 по старому стилю) мая "бебут" заменил шашки у всех нижних чинов артиллерийских войск, кроме конной и конно-горной артиллерии, фельдфебелей и фейерверкеров в полевой пешей, горной и парковой артиллерии и трубачей в управлениях пешей артиллерии. В 1910 году принят на вооружение нижних чинов конных разведчиков пехотных полков. C 1910 года "бебуты" вновь заменены шашками у нижних чинов жандармов. В пешем строю "бебут" носился на поясе слева у портупейной пряжки, а в конном — сдвигался на левый бок. Его длина позволяла уверенно использовать кинжал при рубке. "Бебут" официально находился на вооружении до революции 1917 года, но фактически использовался много дольше. "Бебут" состоял на вооружении пеших сотрудников милиции (дружинников революционной охраны) с 13 августа 1918 года по решению съезда заведующих отделами наружной охраны КВД СКСО (конные сотрудники вооружались шашкой).

ksenchik: Корнет пишет: Самый распространенный кавказский кинжал - «кама». Ох какая вещь! Не отказалась бы я от такого кинжала

Роза: От последней фотки я вздрогнула С другой стороны, на Кавказе чуть ли не с младенчества мужчина умел пользоваться холодным оружием. Вот и Корнет об этом пишет. Кинжал - красивая и опасная вещица.

Алекса: Корнет пишет: Не забудь рассказать подробности о владельцах Обязательно "Кама" мне понравилась больше. Более строгий стиль Я читала, что кинжалы можно было носить не только на поясе, но и на шее.

Корнет: Алекса пишет: Обязательно Я напросился в гости?

Gata: Люблю тебя, булатный мой кинжал, Товарищ светлый и холодный. Задумчивый грузин на месть тебя ковал, На грозный бой точил черкес свободный... (с) Корнет, спасибо за рассказ о кавказских кинжалах! Любовалась снимками, на миг забыв о смертоносной силе этой красоты. Никогда бы не подумала, что кинжал мог состоять на вооружении даже у артиллеристов Кстати, бебут мне почему-то приглянулся больше прямых собратьев. Роза пишет: От последней фотки я вздрогнула А я пришла в восхищение

Gata: Наградное оружие Вручение военнослужащему оружия в качестве награды уже больше двух столетий считается одним из самых почетных поощрений. Эта награда исключительно русская, не имеющая аналогов ни в одной армии мира. Её удостаивали только офицеров, генералов и адмиралов, при этом вручалось лишь холодное оружие. Традиция награждения холодным оружием сохранялась (с перерывами) и в советский период и была нарушена всего один раз, когда в 1921 году Реввоенсовет республики отметил заслуги С.С. Каменева и С.М Буденного Почетным огнестрельным оружием. Первоначально (в ХVIII веке) наградой была шпага, с начала ХIХ века - сабля, а для кавалергардов и кирасир-тяжёлой кавалерии - палаш (узкий длинный меч). С 1826 года часто вручались полусабли (они имели более короткий и прямой клинок, чем сабли), несколько позже шашки. Моряки же часто получали не один, а сразу два вида оружия: помимо наградной шпаги или морской сабли им вручался ещё и наградной кортик. Наградное оружие можно разделить на три группы: 1. Золотое оружие (с 1913 года именовалось Георгиевским оружием). 2. Золотое оружие с алмазами или лаврами и алмазами (с 1913 года именовалось бриллиантовым оружием). 3. Оружие со знаками ордена Святой Анны III (с 1815 года - IV) степени и с надписью ‘За храбрость’. Каждое из них имеет свою историю. Золотое оружие с надписью "За храбрость" появилось в царствование императрицы Екатерины II, после войны 1774 года. С 1788 года началось награждение за подвиги не только генералов, но также штаб- и обер-офицеров. На их шпагах появилась надпись "За храбрость." Право награждения принадлежало императрице, всего она отметила золотым оружием 117 человек. Её сын, император Павел I, боровшийся с традициями матери, награждения оружием не производил. Возобновил его император Александр I в 1806 году, а через год, указом от 29.09.1807 года, утвердил Статут Золотого оружия, по которому его кавалеры приравнивались к кавалерам орденов. В 1812 году император передал право награждения Золотым оружием главнокомандующим армиями, что резко увеличило число наград и тем самым снизило их авторитет. Так, в 1812 - 1815 годах, появилось 1034 кавалера, что в несколько раз превышало число кавалеров ордена Св. Георгия за тот же период. Тогда же награждённые Золотым оружием часто носили на мундире уменьшенные копии сабель с подложенной под них георгиевской лентой (рис I) или подвешивали к ним копии медалей и орденов (рис II и III). В то же время командующий Кавказской армией А.П. Ермолов редко отмечал подвиги своих подчиненных Золотым оружием. С 1826 по 1831 год, когда Россия часто воевала, число награждений достигло 800 (почти столько же, как за Отечественную войну 1812 года и Заграничный поход!). Для повышения авторитета награды император Николай I в 1846 году установил право награждения Золотым оружием лишь за "блистательные подвиги на поле сражения", а император Александр II в 1855 году присвоил ему Георгиевскую ленту с серебряным комполом на эфес (так называемый темляк). В 1869 году, к столетию ордена Св. Георгия, награжденные Золотым оружием были уравнены в правах с Георгиевскими кавалерами. Эти меры сблизили Золотое оружие с орденом Св. Георгия, но число его обладателей по-прежнему оставалось большим. В 1890 году награждение Золотым оружием стало возможным также "за другие отличия", поставив его в общий ряд наград. В итоге за полтора года проигранной русско-японской войны появилось 610 его кавалеров - вдвое больше, чем кавалеров ордена Св. Георгия! Лишь в 1913 году при утверждении нового статута ордена Св. Георгия Золотое оружие было "сопричислено" к нему и переименовано в Георгиевское и украшено изображением ордена Св. Георгия. Награждение стало возможным за определенные подвиги, перечисленные в статуте, согласно постановлению Дум, состоящих из кавалеров Золотого оружия. При этом награжденные им получали право лишь носить военную форму находясь в отставке. Кавалеры ордена Св. Георгия имели куда больше прав. Данная мера значительно укрепила престиж наградного оружия, резко уменьшив число пожалований. В годы Первой Мировой войны Золотое - отныне Георгиевское оружие стало вновь высокой и редкой наградой, занявшей положение где-то между 4 и 3 степенью ордена св. Георгия. При этом кавалеры Георгиевского оружия ни при каких обстоятельствах не имели права заменять его обычной саблей или кортиком. Бури гражданской войны унесли жизни многих кавалеров ордена Св. Георгия и Георгиевского оружия. Утрачены и их награды. Лишь немногие уцелевшие в музеях сабли и кортики с георгиевскими лентами напоминают нам о жестоких битвах и героических командирах, составивших славу русской армии. Золотое оружие с алмазами появилось значительно раньше, чем Золотое оружие "простое" и с надписью "За храбрость". Первые награждения произвел царь Петр I. Так в 1710 году кавалерами Золотого оружия с бриллиантами стал адмирал Ф.М. Апраксин за овладение шведской крепостью Выборг, в 1720 году князь М.М. Голицын за победу над шведским флотом у острова Гренгам. При императрице Анне Иоановне после успешной русско-турецкой войну 1735-1739 года шпаги с бриллиантами получили фельдмаршалы Б.Х. Миних и П.П. Ласси. Уже при императрице Екатерине II в 1762 году такое оружие было вручено победителю армии Фридриха Великого фельдмаршалу П.С. Салтыкову. Но это были отдельные очень редкие пожалования. В 1774 году после победы в очередной войне с турками Екатерина Великая ввела награждение золотым оружием с бриллиантами в постоянную, хотя и нечастую практику. Первыми кавалерами в Екатерининский период стали генерал-фельдмаршал А.А. Прозоровский и П.П. Румянцев, генерал-поручик Г.А. Потёмкин и некоторые другие прославленные полководцы. На их шпагах появились надписи с указанием заслуг, за которые вручено оружие. Великий А.В. Суворов за две русско-турецких войны получил от императрицы две(!) шпаги с бриллиантами: единственный случай в истории наград. В начале ХIХ века эти славные награды были пожалованы императором Александром I А.П. Ермолову, П.И. Багратиону, А.И. Кутайсову, Д.В. Давыдову, атаману Донского казачьего войска М.И. Платову. В тот же период появилось Золотое оружие с бриллиантами и лаврами. Первым его кавалером стал генерал-фельдмаршал И.В. Гудович за подвиги на Кавказе. За войну с Наполеоном Золотую шпагу с лавровым венком из изумрудов получил М.И. Кутузов, шпагу с алмазными лаврами - М.Б. Барклай-Де-Толли, генерал П.Х. Витгенштейн - с алмазами и лаврами и надписью "За храбрость". В 1828 году за войну с Персией 1826-28 годов фельдмаршалу И.Ф. Пасиевичу указом императора Николая I была вручена Золотая шпага с бриллиантами и надписью "За поражение персиан при Елисаветполе". В то время как Золотое оружие с 1812 года могло вручаться главнокомандующим, награждение бриллиантовым оружием всегда оставалось привилегией императора. Поэтому его кавалеров во все времена было немного. Так, например, за победоносную русско-турецкую войну 1877-78 годов их насчитывалось только 22 человека на 500 кавалеров Золотого оружия, в их числе легендарный "белый генерал" М.А. Скобелев. В русско-японскую войну 1904-1905 годов оружие с бриллиантами получило только 7 военачальников (, а золотое оружие - 610!). В 1913 году оружие с бриллиантами заодно с Золотым оружием было "сопричислено" к ордену Св. Георгия и названо "Георгиевское оружие украшенное бриллиантами", или Бриллиантовое оружие. На нём появилось изображение ордена Св. Георгия, и оно заняло место где-то между II и III степенями ордена. Его полагалось носить в основном с парадной формой одежды, но без георгиевского темляка. В остальных случаях (в походе, на учениях и на войне такое оружие заменялось Георгиевским без украшений, но с георгиевским темляком. Через год началась I мировая война, и появилось 8 новых кавалеров Бриллиантового оружия. В их числе был генерал А.А. Брусилов, получивший за свой знаменитый прорыв шпагу с бриллиантами и надписью "За поражение австро-венгерских армий на Волыни, в Буковине и Галиции 22-26 мая 1916 г." Это награждение стало последним в истории Отечественной войны - после Октября 1917 бриллиантовое оружие в отличие от Золотого больше не возрождалось. Так закрылась навсегда одна из славных страниц российской истории. Анненское оружие характерно тем, что само по себе это оружие наградой не является. Наградой был знак ордена Святой Анны младшей степени, который привинчивался к эфесу обычной офицерской сабли или шпаги награждаемого. Такое необычное размещение связано с тем, что сын императрицы Екатерины II Павел, будучи наследником престола, создал уменьшенные знаки ордена Св. Анны для награждения своих соратников втайне от матери. Кавалер этого миниатюрного (диаметром 2,5 см.) знака всегда мог его прикрыть, положив руку на эфес шпаги. После воцарения Павел I в 1797 году сделал орден Св. Анны общероссийским, разделив его на три степени. Младшую из них он сохранил в том же "подпольном" виде - на эфесе холодного оружия, в память о его драматическом появлении. В годы Отечественной войны 1812 года Кавалеры Анненского оружия носили на груди миниатюрные планки с анненскими знаками и подложенными под них орденскими лентами. С учреждением императором Александром I в 1815 году нагрудного знака ордена, названного III степенью, знак на эфесе начали именовать IV степенью и размещать на торце рукоятки оружия. В 1828 году император Николай I повелел размещать на эфесе Анненского оружия надпись "За храбрость" и именовать награду "Орденом Святой Анны IV степени с надписью "За храбрость". Вопрос о награждении решался орденской Думой. Необычный орден - единственный в мире! - быстро завоевал популярность в военной среде, особенно на Кавказе, где война шла почти пол века. Но большое количество награждений, которые автоматически давали кавалерам права потомственного дворянства, потребовали изменений в правилах награждения. По статуту 1845 года право обретения потомственного дворянства получали только кавалеры I степени ордена, а кавалеры остальных степеней (т.е. и анненского оружия) обретали только личное дворянство, а их дети - потомственное почетное гражданство. В 1855 году, в ходе крымской войны, император Александр II присвоил Анненскому оружию темляк из орденской ленты. Её характерный красный цвет и упавший престиж ордена из-за огромного числа награждений обеспечили ему название "клюквы". К концу века все офицеры побывавшие хотя бы в нескольких боях, имели "клюкву", что в конце концов сделало её не наградой, а неким "знаком отличия". В 1880 году появилось ещё одно изменение в анненском оружии. Это связано с тем, что взамен Золотого оружия с бриллиантами разрешили носить золотое оружие без украшений, но с миниатюрным знаком ордена Св. Георгия на верхушке рукоятки. Поэтому знак ордена Св. Анны переместили под эфес, на специальную пластинку, выступающую поверх ножек. В таком виде Анненское оружие существовало до конца гражданской войны в 1922 году. http://nagrada.h1.ru/russia/weapons/index.htm

Роза: Gata пишет: Эта награда исключительно русская, не имеющая аналогов ни в одной армии мира. Для меня это стало откровением. Всегда считала, что это международная традиция. АХБ имел несколько наградных сабель от иностранных монархов. Очень интересно. Спасибо, Гата

Gata: Роза, за границей оружие дарили, видимо, как памятные подарки, как знак расположения монархов, а у нас оно было причислено к статусу ордена.

ksenchik: Гатита, спасибо за интересную статью!



полная версия страницы