Форум » Мезонин » Рождество и Новый год » Ответить

Рождество и Новый год

Gata: Всё об этих любимых праздниках!

Ответов - 47, стр: 1 2 3 All

Gata: Наткнулась на прелюбопытный документ :) Аристократические святки Публикуемый документ дает представление о святочном развлечении петербургской аристократии — это программа бала-маскарада 6 января 1837 г. в китайских костюмах. В своих записках королева Вюртембергская Ольга, дочь Николая I, упоминает об этом “...китайском маскараде, третьем и последнем так называемом “бобовом” празднике. Все были в китайских костюмах. Высокозачесанные и завязанные на голове волосы очень украшали дам, особенно тех, у кого были неправильные, но выразительные черты лица. Папа был одет мандарином, с искусственным толстым животом, в розовой шапочке с висящей косой на голове. Он был совершенно неузнаваем. Бобовой королевой была старая графиня Разумовская, выглядевшая в своем костюме замечательно. Королем был старый граф Пальфи, венгерский магнат,.. очень веселый старик...”* Всего, согласно программе, в маскараде принимали участие семь особ Императорской фамилии и 118 членов высшего петербургского общества, причем некоторые семейства были представлены и родителями, и детьми, например, Адлерберги, Барятинские, Бенкендорфы, Виельгорские, Волконские, Нессельроде, Опочинины, Трубецкие, Фредериксы. Читать дальше

Gata: Хоть до НГ еще далеко, но информация показалась такой интересной, что я решила поделиться ею сейчас :) Первым Дедом Морозом стал Николай I Традицию праздновать Новый год на Руси ввел Петр I. А вот первым Дедом Морозом на русской земле стал Николай I. Именно он по пожеланию своей прусской супруги в 1819 году впервые поставил в Аничковом дворце огромную новогоднюю елку и принялся дарить подарки. В 1825 году Николай впервые организовал публичную елку. Огромное новогоднее дерево установили в Петербурге на Екатерининском вокзале. В царских залах елку устанавливали в сочельник, 24 декабря. Во времена Николая I дерево украшали лишь сладостями - орешками, фруктами и конфетами, обернутыми в золотую или серебряную бумагу. На каждой ветке устанавливали по свечке. А чтобы зажечь их все сразу, между фитильками протягивали нитку, пропитанную раствором фосфора. Новый год уже тогда считался семейным праздником. Но в царском доме было принято дарить подарки и многотысячной толпе слуг. Детям и свите Николай I обычно презентовал книги, платья, серебро, бриллианты, мебель и даже целые здания (императрице Александре Федоровне, к примеру, супруг в 1826 году преподнес Ропшинскую усадьбу!). В 1847 году его 15-летний сын Николай в дневниках тщательно перечислил полученные подарки: бюро, мраморный стол, вазу, несессер, портфель, саблю, кинжал индейский, кольчугу, пару пистолетов черкесских, скипетр и прочее... Под елкой едва уместились 42 предмета! Для дочерей императора Марии, Ольги и Александры Новый год был шансом пополнить гардероб, ведь выделяемых 300 рублей в год на платья княжнам никогда не хватало. А среди свиты устраивалась лотерея. Богатые подарки, расставленные на столах, разыгрывались по карточкам с номерами. Сам же Николай I не признавал от детей никаких подарков, кроме нарисованных ими картин. Традицию самим мастерить дары привнесла иностранка-государыня, которая когда-то жила в изгнании в крайней нужде. Первая открытка В 1844 году в Петербурге появилась первая поздравительная открытка. В книжечке «Мысли русского вслух на Новый год» были пожелания: «быть уверенным, что законной нашей собственности никто отнять не может», «видеть детей своих умными».... Царский банкет За одно пиршество русские государи успевали отведать от 6 до 12 блюд. Меню было смесью русской кухни с зарубежной: французской, английской, немецкой и голландской. На столе могли стоять холодец по-шведски, крольчатина по-уэльски, голландский соус, норвежская треска и французская минога по-аббатски. Супы же цари предпочитали русские. В меню также входили пирожки, говядина с приправой или зеленью, «соус из рыбы», «соус из живности», зелень, жаркое с салатом, «молочное» или «хлебное», желе или крем. Перед десертом подавали мороженое. В обычной жизни Николай I был по-спартански неприхотлив в еде. В детстве он довольствовался в день утренним чаем, скромным обедом и кусочком подсоленного черного хлеба на ужин. И хотя очень любил икру и мороженое, узнав, что его брату Михаилу врачи эти деликатесы запретили, тоже от них отказался. Единственной его слабостью до конца жизни были соленые огурцы - он съедал их в день по 6 штук. КСТАТИ Что пили при дворе Николая? 1. Красные бордоские вина, самое популярное - «Шато-Лафит». 2. Крепкие сухие вина типа «Мадеры» и «Мальвазир Мадеры». 3. Шампанское. 4. Белые бордоские вина «Го-Сотерн», «Барзак» (было популярно среди фрейлин), «Сен-Жюльен». При гостях вина за царским столом подавались после каждого блюда. Сам Николай I вина почти не пил, предпочитая зеленый чай, квас и минеральную воду. А поскольку на праздниках император обязан был произносить тосты, он делал это с бокалом шампанского в руках. А вот гостями в 1849 году во время новогодних празднеств было выпито 213 бутылок шампанского, среди которых были известные «Аи» и «Вдова Клико». ЦИФРЫ На новогодний бал в Зимний дворец 1 января 1837 года было приглашено более 30 тысяч именитых гостей. Этот маскарад Николая I вошел в историю как самый грандиозный. Во времена Николая II елочные украшения стоили от 3 до 50 рублей за набор. А это 16 бутылок коньяка «Шустовъ» или 25 револьверов! Придворные рецепты Белый суп Нужно: 1 куриный хлуп (кончик крестца, гузка, очищенные от кожи), 200 - 300 г шейки телятины, 3 - 4 желтка от крутых яиц, 50 г сливочного масла, 100 г очищенных миндальных орехов, корки белого хлеба, cрезанные с половины батона, 1 л мясного бульона, 5 - 6 горошин белого перца. Корки 10 - 15 минут размачивать в полстакане мясного бульона. Мясо шейки соскоблить острым ножом с костей (не отрезать!). Миндаль, ошпарив, очистить. Истолочь в фарфоровой ступке мясо, хлуп, желтки, корки хлеба, миндаль до однородной массы. Залить кашицу мясным бульоном и варить на медленном огне до готовности мяса. Процедить все сквозь сито, остаток протереть, вновь процедить и смешать с остальным бульоном. Подавать к столу, положив сливочное масло. Мясо дикой козы с брусникой (любимое блюдо Александры Федоровны) Для соуса: 500 г брусники, 1 л воды, 250 г сахара, 10 г картофельного крахмала, 100 г вина, корица. Промытую бруснику залить холодной водой и сварить до мягкости, отвар слить, ягоду протереть через сито. Пюре развести отваром, положить сахар, корицу, влить вино, прокипятить 5 - 7 минут, затем влить разведенный холодным отваром крахмал и довести до кипения. Для мяса: 1 кг мякоти окорока или лопаточной части, 3/4 ст. смальца (или растительного масла), 8 тонких ломтиков соленого сала, 1 головка лука, 2 морковки, 1/4 корня сельдерея, петрушка (корни и листки), 2 ст. л. томата-пюре (или 6 помидоров), 3/4 стакана красного вина, 1/2 головки чеснока, мука, соль, лавровый лист, черный перец, чабер, душистый перец, несколько грибов, 2 ст. л. брусники. Отбитые порционные куски мариновать 48 часов, добавив брусничный сок. Затем мясо подсушить, нашпиговать каждый кусок ломтиками сала (или завернуть в ломтики сала) и обвязать нитками. К каждому куску прикрепить по 1/2 лаврового листка, посыпать черным перцем, обжарить с обеих сторон. В оставшемся жире стушить (около 1/2 часа) мелко нарезанные ароматические коренья и листья, лук и грибы вместе с брусникой и томатом-пюре, подливая бульона. На готовую смесь уложить куски мяса и залить брусничным соусом. Тушить в плотно закрытой посуде на умеренном огне около часа. Подавать холодным. http://spb.kp.ru/daily/24205/410095/

Роза: История новогодней ёлки в России Обычай наряжать на Рождество елку пришел к нам из Германии. Первое письменное упоминание о Рождественской елке относится к 16-му столетию. В немецком городе Страсбурге и бедняки, и знатные семейства зимой украшали ели цветной бумагой, фруктами и сладостями. Постепенно эта традиция распространилась по всей Европе. В 1699 году Петр I повелел украшать свои дома сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветвями. И только в 30-е годы XIX века елки появились в столице в домах петербургских немцев. А публично в Санкт-Петербурге ёлки стали ставить только в 1852 году. К концу XIX века ёлки стали главным украшением и городских и деревенских домов и в XX веке были неотделимы от зимних праздников. Но история елки в России была отнюдь не безоблачна. В 1916 году еще не кончилась война с Германией, и Святейший Синод запретил рождественскую елку, как вражескую, немецкую затею. Пришедшие к власти большевики негласно продлили этот запрет. Ничто не должно было напоминать о великом христианском празднике. Но в 1935 году обычай наряжать елку вновь вернулся в наши дома. Правда, для большинства неверующих советских людей вернулась елка уже не как Рождественская, а как новогодняя. Любопытно, что в то время, когда происходят события в БН в домах русской знати не было ёлок, а только ветки. Если учесть, что Корфы - немецкая фамилия, у них вполне ёлка на Рождество могла быть

Gata: Роза пишет: Если учесть, что Корфы - немецкая фамилия, у них вполне ёлка на Рождество могла быть Очень даже могла, а Владимир щелкал орехи и сражался с мышиным королем Роза, спасибо за рассказ про русскую елочку!

Царапка: Gata пишет: а Владимир щелкал орехи и сражался с мышиным королем И бедная девушка ему помогла, швырнув в мышиного короля туфельку!

Роза: Царапка пишет: И бедная девушка Это ты про Полину?

Царапка: Полина от с мышиным королём дружбу завести старалась

Светлячок: Тогда мы теряемся в догадках

Царапка: Я имела в виду, что хлыстик в качестве орудия сойдёт за башмачок

Роза: Царапка пишет: Я имела в виду, что хлыстик в качестве орудия сойдёт за башмачок Так ты про Раду!

Царапка: Все дружно делают вид, что не догадались

Роза: Немного об истории праздника Рождества Христова Рождество в первые века В древности считалось, что датой Рождества является 6 января по старому стилю, или 19-е по новому. Каким образом первохристиане пришли к этой дате? Мы считаем Христа как Сына Человеческого «вторым Адамом». В том смысле, что если первый Адам был виновником грехопадения рода человеческого, то второй стал Искупителем людей, источником нашего спасения. При этом Древняя Церковь пришла к мнению, что Христос родился в тот же день, в который был сотворен первый Адам. То есть в шестой день первого месяца в году. Ныне мы в этот день отмечаем день Богоявления и Крещения Господня. В древности же этот праздник именовался Епифанией и включал в себя Богоявление-Крещение и Рождество. Однако со временем многие пришли к мнению, что празднование такого важного праздника, как Рождество, должно быть отнесено на отдельный день. Тем более, что наряду с мнением, что Рождество Христово приходится на сотворение Адама, в Церкви издавна существовало убеждение, что Христос должен был находиться на земле полное число лет, как число совершенное. Многие святые отцы - Ипполит Римский, блаженный Августин и, наконец, святой Иоанн Златоуст - считали, что Христос был зачат в тот же день, в который пострадал, следовательно, в еврейскую Пасху, которая в год его смерти приходилась на 25 марта. Отсчитывая отсюда 9 месяцев, мы получаем для Рождества Христова дату 25 декабря (старого стиля). После того, как на Западе был составлен новый Григорианский календарь, католики и протестанты стали праздновать Рождество на две недели раньше православных. В XX веке под влиянием Константинопольского Патриархата по Григорианскому календарю стали праздновать Рождество Православные Церкви Греции, Румынии, Болгарии, Польши, Сирии, Ливана и Египта. Вместе с Русской Церковью Рождество по старому стилю празднуют Иерусалимская, Сербская, Грузинская Церкви и монастыри Афона. К счастью, по словам покойного Иерусалимского Патриарха Диодора, «старостильники» по численности составляют 4/5 от общего числа православных. Как праздновали Рождество на Руси Канун Рождества - сочельник - справляли скромно и во дворцах императоров российских, и в избах крестьян. Зато на следующий день начинались веселье и гульба - святки. Многие ошибочно причисляют к традициям празднования Рождества всяческие гадания и ряженых. Но эти традиции являются языческими пережитками. К истинным Рождественским традициям можно отнести славление. В праздник Рождества Христова, когда раздавался благовест к литургии, сам патриарх со всем духовным синклитом приходил славить Христа и поздравлять государя в его палаты; оттуда все шли с крестом и святою водой к царице и другим членам царского семейства. Молодежь, дети ходили из дома в дом или останавливались под окнами и славили родившегося Христа, а также желали хозяевам в песнях и прибаутках добра и благоденствия. Участникам таких концертов-поздравлений хозяева дарили угощение, соревнуясь в щедрости и хлебосольстве. Считалось дурным тоном отказать славильщикам в угощении, и артисты даже брали с собой большие мешки-торбы для сбора сладких трофеев. В XVI веке неотъемлемой частью славления стал вертеп. Так в старину назывался кукольный театр, показывающий историю рождения Иисуса Христа. Законом вертепа запрещалось показывать кукол Богородицу и Богомладенца, их всегда заменяли иконой. А вот волхвов, пастухов и иных персонажей, поклоняющихся новорожденному Иисусу, можно было изображать и с помощью кукол, и с помощью актеров. http://ricolor.org/history/rt/pn

Царапка: Интересно, спасибо!

Алекса: Розочка, спасибо, очень интересно! Я долго путалась по какому календарю мы живем. Потом узнала, что по юлианскому и наконец запомнила В Болгарии и Греции православные празднуют Рождество вместе с католиками.

Gata: Накануне старого Нового года заглянем в историю этого уникального праздника Здравствуй, Старый Новый год! Владимир Ильич Ленин даже не подозревал о том, какой подарок он делает многим поколениям, принимая 24 января 1918 года декрет «О введении в Российской республике западноевропейского календаря». Он подарил нам старый Новый год. Наивный, он полагал, что мы будем праздновать смену лет как все - по григорианскому календарю. А мы до сих пор празднуем Новый год по двум календарям: по новому - григорианскому и старому - юлианскому. Что же таит в себе это необъяснимое для иностранцев загадочное словосочетание «старый Новый год»? Праздник этот очень интересный. Интересен он тем, что сочетает в себе мирские традиции встречи Нового года и христианско-православные традиции празднования рождественских Святок. Это очень удобно. По мирским традициям в старый Новый год по телевидению повторяют все новогодние передачи, фильмы и концерты. Так что если вас не было дома в новогоднюю ночь и вы не посмотрели в сто первый раз свой любимый фильм «Ирония судьбы, или с легким паром!», ничего не теряете. Если же по семейным причинам вы справляли Новый год с любимой тещей, то в старый Новый год вы можете преспокойно наверстать упущенное и отправиться в веселую компанию друзей. Как уже отмечалось, традиция отмечать старый Новый год возникла после 1918 года, когда в России было введено новое летоисчисление. Когда-то этот день приходился на 1 января и назывался Васильевым днем. По старинной традиции, с 13 на 14 января принято было щедро накрывать стол. На стол подавалась «богатая» кутья, для приготовления которой не жалели орехов, кураги, изюма и самых густых сливок. Блины, закуски, домашняя колбаса, фаршированная птица, заливная рыба и куропатки, пироги - чего только не было на «щедром» столе. По народному поверью «как встретишь год, так его и проведешь», и уж тут прилагались все усилия, чтобы перещеголять соседей. Особенно ценились блюда из свинины. В отличие от Рождества, которое считалось семейным праздником, на новогодний ужин приглашали гостей. Основные традиции рождественских святок, совпадающих по времени со старым Новым годом, заключаются в гадании и колядовании. Гадания в староновогоднюю ночь особенные. Гадают буквально все: старики - о жизни, девушки и парни - о женихах и невестах, матери - о здороье и судьбах детей, а рачительные хозяева - об успехе в делах. Что касается колядования, то эта традиция хороша для тех, кто сильно потратился за праздничные дни, но, тем не менее, желает иметь в старый Новый год разные вкусности на столе. Нет ничего проще! Надевайте на себя вывернутый на левую сторону овчинный тулуп, раскрашивайте лицо яркой декоративной косметикой или натягивайте страшную маску, берите в руки большой мешок - и вперед! Не забудьте предварительно выучить несколько колядок. Например: «Пришла коляда - отворяй ворота!», «Господин, господа, господинова жена, двери отворите и нас одарите! Пирогом, калачом или чем-нибудь ещё!», «Не дашь мне ватрушки - получишь по макушке! Не дашь пирога - уведу корову за рога!», «Открывай сундучок - доставай пятачок!», (из украинских)«Щедрик-ведрик, дай вареник, грудочку кашки, кiльце ковбаски» Эти куплетики необходимо петь громко, весело и напористо перед дверьми знакомых и незнакомых людей до тех пор, пока в ваш мешок не положат что-нибудь вкусненькое. Но необходимо следить, чтобы в мешок не сыпали салат - трудно будет вынимать. Колядовать лучше компанией - веселее, да и мешок наполнится скорее! А по окончании процесса нужно принести мешок домой, все выложить на стол и съесть. Есть и народные приметы, связанные с 14-м января. Если небо ясное и звездное - будет богатый урожай ягод. P.S. Согласно мнению социологов, Новый год по старому стилю встречают около 56% россиян. Это, в основном, мужчины: руководители и управленческие работники, учащиеся и студенты, россияне моложе 40 лет, с высшим образованием, с относительно высокими доходами.

Gata: Откуда взялся старый Новый год 14 января наступит так называемый «старый Новый год». Лучшего повода для обсуждения календарного вопроса не найти. Тем более что накал страстей вокруг «старого» и «нового» стилей с годами не спадает. О календарях вообще Календарь в современном европейском понимании — это основанная на математических расчетах попытка табличного отображения циклов вращения Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси. Полный оборот вокруг Солнца принято называть годом, он совершается за время, примерно равное 365 суткам, или оборотам Земли вокруг своей оси. Как ни крути, астрономические год и сутки, то есть периоды обращения Земли, не кратны ни одной единице времени, изобретенной человечеством. Издревле сложилось, что европейская цивилизация исчисляла время часами, сутками, неделями, месяцами и годами. Пусть не всегда, но людям часто хотелось запомнить и отметить на шкале времени какие-то события прошлого, а также строить планы на будущее. Наиболее удобные «привязки» для времяисчисления нам предлагает сама природа: день и ночь, времена года, дни равноденствия и солнцестояния, полнолуния. Любой календарь стремится увязать придуманные людьми единицы измерения с циклами вращения Земли, внешне проявляемыми «привязками». В результате календарь представляет собой не более чем попытку найти компромисс между сложностью расчетов и простотой итоговых таблиц. Юлианский календарь Когда-то давно всем известный римский император Юлий Цезарь решил упорядочить календарь. К этому моменту римляне пользовались семидневными неделями и лунными месяцами. Но дело в том, что вращение Земли по отношению к Солнцу дает или годы, или сутки, и не дает удобного промежуточного деления. Дни — слишком маленькая единица для календаря: их слишком много в году, неделя лучше, но их в году тоже немало — более пятидесяти. Если бы мы захотели описать дату без месяцев, то получилось бы нечто невразумительное. К примеру, в среду 28-й недели 1964 года был дождь. Жить и работать с такой конструкцией невозможно. При этом цикличность появления Луны на небосклоне дает как раз удобное промежуточное деление — так называемые месяцы, равные примерно 29 суткам, что составляет где-то одну двенадцатую часть года. Это вполне удобно для жизни и работы, тем более что издревна повелось месяца называть не цифрами, а именами. Так мы получаем знакомые нам способы выражения времени, к примеру, 14 марта 1967 года шел дождь. Так вот, Юлий Цезарь со своими помощниками и сутки, и недели, и месяцы, и годы собрал в единый универсальный календарь. Он разбил год на месяцы, не зависящие от лунных циклов, и удлинил месяц до 30 и 31 дня, чтобы в сумме получалось 365 дней в году. Чтобы календарный год был близок к году астрономическому, или, проще говоря, сохранить привязку конкретных дат к дням равноденствия и солнцестояния, было решено раз в четыре года добавлять один день к самому короткому месяцу — февралю. Так появились високосные годы. Таким образом, к примеру, весеннее равноденствие приходилось из года в год на 21 марта. После разных незначительных правок, внесенных последователями Юлия Цезаря, получился известный всем нам так называемый юлианский календарь — тот самый, по которому живут некоторые православные поместные Церкви, в том числе и Русская. Григорианский календарь На самом деле простота юлианского календаря является обратной стороной его точности. Юлианский календарь немного опережает «течение звезд». Каждые 128 лет накапливается еще один неучтенный день, то есть даты равноденствия и солнцестояния, хоть и медленно, но все же смещаются относительно реального положения светила. Если каждые 100 лет, за исключением годов, кратных четырем (четырехсотый, восьмисотый и т. д., в том числе и двухтысячный год), удалять по одному дню, то есть перепрыгивать через один день, то точность повысится на порядки, и снова на долгие-долгие годы весеннее равноденствие будет приходиться на 21 марта. Примерно такую процедуру и ввели при римском Папе Григории в 16 веке. Кстати, для календарных расчетов использовали таблицы, предложенные Николаем Коперником, который, как мы помним, утверждал, что именно Земля вертится вокруг Солнца. Заметим, что в те времена редакторов календаря интересовал вопрос пасхалии — таблиц для вычисления Пасхи, а не астрономическая точность календаря вообще. Поэтому в качестве ориентира Папа Григорий взял рекомендации, зафиксированные на авторитетнейшем для христиан Первом Вселенском соборе, и решил внести такую правку, чтобы достигнуть соотношения между календарем и звездным небом, которое было во времена собора, то есть в начале четвертого века. Таким образом, из календаря было удалено десять дней — по одному дню на каждые сто лет, исключая кратные четырем. Так что, условно говоря, после первого января наступило сразу одиннадцатое. Всем потомкам Папа Григорий завещал свое детище, названное григорианским календарем. С тех пор прошли годы, и пришлось удалить еще три дня. Если бы юбилейная цифра не делилась на четыре, то 9 лет назад мы стали бы свидетелями удаления еще одного дня из календаря. Таким образом, благодаря мешанине астрономических, религиозных и политических мотивов мы имеем то, что имеем: достаточно точный и удобный григорианский календарь и все более отстающий от него юлианский календарь. Через 91 год отставание будет составлять 14 дней, и старый Новый год будут праздновать 15 января. http://www.aif.ru/society/article/23834

Ифиль: Gata пишет: Откуда взялся старый Новый год Gata, я тебя люблю! Меня дааавнооо мучал этот вопрос! Тока недавно в нем разобралась!

Gata: Ифиль, я рада, что материал оказался полезным

Роза: Какой новый год без шампанского?! "...Вдовы Клико благословенное вино в бутылке мерзлой для поэта на стол тотчас принесено... " А.С.Пушкин Во Франции шампанским называют игристое вино, которое изготовлено в провинции Шампань методом вторичного брожения в бутылках с послетиражной выдержкой не менее девяти месяцев из специальных сортов винограда, произрастающих в Шампани. Эти особенности находят свое отражение на элементах оформления бутылок - этикетках, кольеретках и т.п. В частности, на этикетке бутылки должен быть указан тип вина (шампанское), название вина и фирмы, выпустившей его, а также другие обозначения. С известной долей достоверности можно утверждать, что шампанское, как тип оригинального вина, для которого характерны особые признаки - выстрел при открывании бутылки, вспенивание в бокале за счет интенсивного выделения пузырьков углекислого газа, длительная "игра" - возникло во второй половине 17 века. В 1718 году опубликованы мемуары аббата Годино, каноника Реймского собора, в которых указывается, что вина с легкой окраской, почти белые, насыщенные газом, появились в Шампани примерно с 1668 года, и что лет тридцать спустя во Франции резко намечается пристрастие к игристым винам. А вот 1815 год можно считать началом знакомства с шампанским русского народа в лице офицеров гусарских и казачьих полков. Рассказывают, что когда г-же Клико сообщили о грандиозной попойке, устроенной вражескими офицерами в ее подвалах, она невозмутимо проговорила: "Это русские? Пусть пьют. Русские всегда платят за выпивку. Не сейчас, значит позже. Платить за своих офицеров будет вся Россия". Это оказалась недалеко от истины. И действительно, сумасшедшая с точки зрения европейцев Россия вскоре говорила на языке побежденного ею народа, т.е. по-французски, нанимала гувернеров-парижан и пила шампанское мадам Клико. Хотя шампанское виноделие в России зародилось в 1799 году в Крыму в Судаке, Честь восстановления игристых вин и идея создания русского шампанского принадлежит Л.С. Голицыну. В своем имении "Новый Свет" он посадил виноградники, по его проекту были построены первоклассные подвалы и собрана уникальная коллекция вин лучших французских и других иностранных фирм. Последний голицынский тираж был сделан в 1905 году, после чего производство шампанского прервалось более чем на 30 лет. В ноябре 1870 года у озера Абрау и речки Дюрсо было создано удельное имение, принадлежавшее царской фамилии. В период с 1890 по 1895 гг глубоко под землей были построены тоннели, а в 1896 году в них заложены первые 16 000 бутылок вина для шампанизации. Отечественным ученым-шампанистам удалось не только вскрыть засекреченную французами технологию, но и существенно ее усовершенствовать…Уверена, что многие из вас во время своих летних путешествий к морю могли побывать в дегустационных залах этих заводов и насладиться этим прекрасным игристым вином. Долго и непросто создавалось настоящее шампанское…Это было поистине мучительное, но радостное рождение настоящего шедевра в виноделии. Очень долго никак не могли решить одну проблему. Сложный процесс шампанизации приводил к тому, что в каждой бутылке образовывался осадок из погибших дрожжей, что делало внешний вид бутылки совершенно непривлекательным. Еще долгие годы шампанское подавалось к столу в сильно охлажденном виде по той простой причине, что при сильном хлопке недомороженного шампанского осадок взлетал, и вино становилось мутным. Способ решения этой проблемы, впоследствии получивший название "ремюаж", впервые придумала в 1816 г. мадам Клико. Она попросила своего управляющего и столяра снести в винный подвал стол из гостиной и просверлить в нем наклонные отверстия диаметром под бутылку шампанского. Смотрители винных подвалов в течение многих месяцев аккуратно поворачивали бутылки на несколько градусов. В результате весь осадок оказался на пробке. Затем бутылки заморозили до — 30°C и вместе с пробкой вынули небольшой кусочек льда с осадком. Бутылки долили таким же вином и оставили для дальнейшей выдержки. С этого момента шампанское стало прозрачным и приобрело славу действительно элитного вина. В разоренной войнами Франции шампанское покупали плохо, зато в богатой России его приняли с восторгом и оно мгновенно стало едва ли не национальным напитком. Объемы продаж поражали воображение. В 1825 году, к примеру, «Вдова Клико» продала в России 252 452 бутылки шампанского. Это составляло почти 90% всего производства фирмы. Проспер Мериме писал: «Вдова Клико напоила Россию. Ее вино называют здесь "кликовское" и не пьют ничего другого». Шампанское дюжинами бутылок пили на вечеринках гусары, его подавали на придворных светских раутах, им отмечали миллионные сделки купцы. Знаменитый композитор Иоганн Штраус специально для летних концертов в дачных местах под Петербургом написал польку «Шампанское», а русские поэты посвятили игристому вину не одну сотню строчек. Александр Сергеевич Пушкин, к примеру, писал о шампанском в «Евгении Онегине»: «Оно сверкает Ипокреной; Оно своей игрой и пеной (Подобием того-сего) Меня пленяло: за него Последний бедный лепт, бывало. Давал я. Помните ль, друзья? Его волшебная струя Рождала глупостей не мало, А сколько шуток и стихов. И споров и веселых снов!» Слова о «последнем лепте» были сказаны не для красоты -шампанское в России начала XIX века стоило дорого, 12 рублей за бутылку «Вдовы Клико». Для сравнения, корова стоила два рубля, обед в ресторане - три, а годовая подписка на издаваемый Пушкиным журнал «Современник» - чуть дороже двух бутылок «Клико», 25 рублей. Впрочем, можно было сэкономить рубль-полтора, купив вино какой-нибудь другой, менее популярной марки. Однако истинные ценители не разменивались на такие мелочи. Они были готовы на все, лишь бы поднять бокал с самым прекрасным напитком на свете: «Услада чувства, бед забвенье, Отважных помыслов творец, О нектар жизни, вдохновенье, Клико, веселие сердец!» В самой Франции шампанское вновь стало популярным только к концу XIX - началу XX века, когда страна окончательно оправилась от войн и революций. Началась знаменитая Belle epoque, эпоха красивой жизни: выставки, балы, концерты, рауты, кабаре - светская жизнь шла без перерывов и сопровождалась шампанским. Но и тут без русских не обошлось - самые шумные и веселые вечеринки устраивали именно они. Купец Елисеев как-то раз шокировал всю Ривьеру обедом на 500 персон, главным украшением которого был начиненный черной икрой ледяной лебедь, плавающий в шампанском. Впрочем, и в самой России шампанское любили по-прежнему. Так, 1 января 1912 года газета «Московский листок» писала: «Встречавшими Новый год в ресторанах выпито 6500 бутылок шампанского». Всего через два года эта Цифра выросла почти в пять раз: при встрече 1914 года москвичи выпили 30 000 бутылок шампанского. продолжение следует...

Светлячок: Тема очень в тему Спасибо. про ёлочки-палочки прочитала. Наконец-то стало понятно про разницу в календарях. Гатуся, Розик, про шампусик проглотила одним глотком. Жду продолжения



полная версия страницы