Форум » Мезонин » Отечественная война 1812 года » Ответить

Отечественная война 1812 года

Роза: Приглашаю вспомнить эту страницу нашей истории. Тем более, что тема Отечественной войны 1812 года звучала и в сериале "Бедная Настя". Многие персонажи сериала принимали в ней участие. В этой теме предлаю говорить о реальных событиях и реальных героях. Изведал враг в тот день немало, Что значит русский бой удалый, Наш рукопашный бой!.. Земля тряслась - как наши груди, Смешались в кучу кони, люди, И залпы тысячи орудий Слились в протяжный вой... М.Ю.Лермонтов "Бородино"

Ответов - 57, стр: 1 2 3 All

Корнет: Роза пишет: Приглашаю вспомнить эту страницу нашей истории. Славная страница. Подскажите, в этой теме можно только информацией интересной делиться или свои мысли озвучить тоже?

Роза: Корнет пишет: Подскажите, в этой теме можно только информацией интересной делиться или свои мысли озвучить тоже Всё приветствуется - информация, размышления, мнения

Роза: Бородино Бородинское сражение - крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 года между русской и французской армиями - произошло 7 сентября (26 августа) 1812 года у села Бородино (в 124 километрах западнее Москвы). После оставления Смоленска русская армия отходила к Москве. 3 сентября (22 августа) она расположилась у села Бородино, на заранее избранной позиции, где М.И.Кутузов решил дать армии Наполеона решительное сражение. К началу сражения в русской армии было 120 тысяч человек и 640 орудий. Французская армия насчитывала 130-135 тысяч человек и 587 орудий. Штаб Кутузова размещался в деревне Татариново, а сам Главнокомандующий - в деревне Горки. На правом крыле и в центре Кутузов сосредоточил 4 пехотных корпуса из семи, 3 кавалерийских корпуса и казачий корпус Платова. Наполеон предполагал нанести фронтальный удар по русским позициям основной частью своих войск (86 тыс.чел.) с целью прорвать оборону в направлении дер.Семеновское, выйти в тыл русской армии и, прижав ее к Москве-реке, уничтожить. Ожесточенный бой 24 августа (5 сентября) за Шевардинский редут позволил М.И. Кутузову разгадать замысел противника и перед сражением усилить армию П.И.Багратиона. В течение 6 сентября (25 августа) обе стороны производили последние приготовления к сражению. Бородинское сражение началось на рассвете 7 сентября (26 августа) артиллерийской канонадой с обеих сторон. Решающие бои развернулись за Багратионовы флеши и батарею Раевского, которыми французам удалось овладеть ценой больших потерь. Но развить успех Наполеон не смог и отвел войска на исходные позиции. Армия Наполеона потеряла убитыми и ранеными свыше 50 тысяч человек. Потери русской армии достигали 44 тысяч человек. О результатах Бородинского сражения Кутузов доносил Александру I: "Баталия, 26-го числа бывшая, была самая кровопролитнейшая из всех тех, которые в новейших временах известны. Место баталии нами одержано совершенно, и неприятель ретировался тогда в ту позицию, в которую пришел нас атаковать". "Битвой гигантов" назвал это сражение Наполеон. Позже, находясь в изгнании, поверженный французский император признал, что из 50 сражений, им данных, "в битве под Москвой выказано наиболее доблести и одержан наименьший успех. Французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские заслужили право быть непобедимыми." И до сих пор Бородино для русских - символ величия народного духа и предмет национальной гордости...


Gata: На Бородинском поле в 20-ый раз воспроизвели сражение 1812 года Накануне, 6 сентября, на Бородинском поле состоялся военно-исторический фестиваль "День Бородина - 2009", приуроченный к годовщине сражения. 110 тысяч гостей из России и из-за рубежа воспроизвели знаменитое сражение Отечественной войны 1812 года. Вести.ru отмечают, что это количество вполне сопоставимо с численностью армий Наполеона и Кутузова, встретившихся здесь 197 лет назад. Русскую и французскую армии на фестивале представляли члены военно-исторических клубов со всей России и из Белоруссии. Примечательно, что белорусские гусары добирались до поля сражения в Подмосковье "своим ходом" - на лошадях, так же как и наши предки в 1812 году. Солнечная, но не жаркая погода благоприятствовала празднику. Торжества начались церемониалами на командных пунктах Кутузова в деревне Горки и Наполеона у деревни Шевардино. Затем состоялось возложение венков к монументу русским воинам на Батарее Раевского. Кульминацией фестиваля стала реконструкция завершающих эпизодов Бородинской битвы. Перед сражением возле шатров русского и французского лагерей состоялись смотры - командиры проверили амуницию воинов. Свое обмундирование, вооружение и снаряжение, точно соответствующие эпохе, они изготовили своими руками. Затем на плац-театре западнее села Бородина свыше тысячи участников - 800 пехотинцев, 150 кавалеристов и 100 артиллеристов с 18 орудиями продемонстрировали воинское искусство двухвековой давности. ... Прошедшая накануне инсценировка баталии стала двадцатой. Самую первую реконструкцию сражения осуществил Николай I еще в 1839 году. Тогда он вывел на Бородинское поле 150 тысяч солдат. Особенно масштабно отмечалась годовщина битвы в 1912 году. Сохранились кадры кинохроники, где Николай II обходит строй полков, воины которых сражались с Наполеоном за сто лет до этого. Торжества у деревни Бородино возобновились в 70-е годы XX века. Но государственный статус праздник приобрел только в 1995 году, когда день годовщины Бородинской битвы официальный стал Днем воинской славы России (отмечается 8 сентября). http://www.amic.ru/news/110507/

Gata: А это - старый ролик о том, чем заканчиваются туристические вояжи в Россию без согласования с принимающей стороной Вспоминает Эльдар Рязанов: "К 150-летию Бородина я затеял поставить "Гусарскую балладу". Но в Минкульте сочли пьесу Гладкова легкомысленной для юбилея. К тому же роль Кутузова я предложил Ильинскому - это вызвало на студии шок: когда появится такой Кутузов, говорили мне, зрители покатятся со смеху! Дальше - больше: сам Ильинский категорически отказался: "Я ж намного моложе тогдашнего Кутузова!". Но я был уверен в своем выборе и сказал Ильинскому, что вся студия мечтает видеть его в этой роли. А на студии сокрушался, что никого не могу найти достойного. Так удалось снять с Ильинским эпизод проезда фельдмаршала перед войсками. А потом снег стаял, и переснимать было уже невозможно - студия оказалась перед свершившимся фактом. А Ильинский увлекся и играл с удовольствием. Он вызывал не только смех, но, мне казалось, и любовь, что не помешало Министерству культуры заключить, что я оклеветал образ великого полководца. Фурцева потребовала все переснять, и юбилейный показ картины был отменен. Тем бы все и кончилось. Но за неделю до Бородина картину захотели посмотреть в газете "Известия", где редактором был Аджубей, зять Хрущева. Я напялил галстук и помчался на Пушкинскую. Там никто еще не знал о решении Фурцевой и о том, что Ильинский оскорбил Кутузова. Аджубей привел восьмилетнего сына, но, как только на титрах запели "Давным-давно", тот закричал, что не хочет это смотреть. Главный редактор взял его за руку и покинул зал, и я понял, что это конец. Происходящее на экране теперь казалось мне омерзительным. Все смеялись и после просмотра поаплодировали, но сплавивший сынишку и вернувшийся Аджубей ничего не сказал. А вскоре в "Неделе", приложении к "Известиям", появилась рецензия Натэллы Лордкипанидзе - она фильм хвалила и особенно отмечала замечательную игру Игоря Ильинского. И сразу все пошло как в сказке. Не думаю, что это случилось бы, появись рецензия в другой газете, но на выступление известинской "Недели" реакция была молниеносной: уже через день на фронтоне кинотеатра "Россия" красовалась афиша моей картины, и на ней победно улыбался фельдмаршал Кутузов - народный артист Игорь Ильинский". http://www.rusactors.ru/i/ilinski/index.shtml

Корнет: Gata пишет: Самую первую реконструкцию сражения осуществил Николай I еще в 1839 году. Надо же, не знал. Gata пишет: чем заканчиваются туристические вояжи в Россию без согласования с принимающей стороной Отлично Один их героев Отечественной войны - Денис Давыдов В начале войны 1812 г. Давыдов состоял подполковником в Ахтырском гусарском полку и находился в авангардных войсках ген. Васильчикова. 21 августа 1812 года, в виду деревни Бородино, где он вырос, где уже торопливо разбирали родительский дом на фортификационные укрепления, за пять дней до великого сражения, Денис Васильевич и предложил Багратиону идею партизанского отряда. Из письма Давыдова князю, генералу Багратиону: "Ваше сиятельство! Вам известно, что я, оставя место адъютанта вашего, столь лестное для моего самолюбия, вступая в гусарский полк, имел предметом партизанскую службу и по силам лет моих, и по опытности, и, если смею сказать, по отваге моей... Вы мой единственный благодетель; позвольте мне предстать к вам для объяснений моих намерений; если они будут вам угодны, употребите меня по желанию моему и будьте надеждны, что тот, который носит звание адъютанта Багратиона пять лет сряду, тот поддержит честь сию со всею ревностию, какой бедственного положение любезного нашего отечества требует..." БОРОДИНСКОЕ ПОЛЕ Элегия Умолкшие холмы, дол некогда кровавый! Отдайте мне ваш день, день вековечной славы, И шум оружия, и сечи, и борьбу! Мой меч из рук моих упал. Мою судьбу Попрали сильные. Счастливцы горделивы Невольным пахарем влекут меня на нивы... О, ринь меня на бой, ты, опытный в боях, Ты, голосом своим рождающий в полках Погибели врагов предчувственные клики, Вождь гомерический1, Багратион великий? Простри мне длань свою, Раевский, мой герой! Ермолов! я лечу - веди меня, я твой: О, обреченный быть побед любимым сыном, Покрой меня, покрой твоих перунов дымом! Но где вы?.. Слушаю... Нет отзыва! С полей Умчался брани дым, не слышен стук мечей, И я, питомец ваш, склонясь главой у плуга, Завидую костям соратника иль друга. 1829

Gata: Роза, еще раз спасибо, что создала эту тему! Одна из самых славных страниц русской истории И романтических тоже Корнет пишет: Надо же, не знал. Я сама раньше не знала :) Корнет, спасибо за строчки Дениса Давыдова, это - отдельная славная страница, причем не прозаическая

Царапка: Корнет пишет: Один их героев Отечественной войны - Денис Давыдов Новодевичий монастырь в Москве.

Алекса: Я мечтаю побывать на такой реконструкции, если честно. У меня всегда занятия в это время. Может в следующем году с хорошей компанией

Роза: Перед очередной готовщиной падения Парижа нашла любопытную статью Сергея Сокурова о циливилизованных Даю отрывки, а полностью статья под катом. "31 марта 1814 года войска антинаполеоновской коалиции вошли в Париж. Коалицию по праву, никем не оспариваемому, возглавляла Россия. Среди союзных венценосцев континентальной Европы император Александр I был единственным, кого вершитель её судеб не смог одолеть. Некоторые монархи успели побывать даже в услужении у корсиканца, кое-кто поторопился породниться с ним. Почти все они дали своих солдат для похода на Москву. А после изгнания из России двунадесяти языков дружно и суетливо перебежали в стан Александра, назвавшись его союзниками. В кавалькаде коронованных особ со свитами и генералитетом каждый монарх тайно считал себя центром внимания, но взоры парижан были направлены на одну фигуру - на молодого, красивого, рослого русского царя. Он восседал на белом коне, сам весь в белом, как торжествующий призрак заснеженной равнины, на которой осталась шестисоттысячная армия непобедимого, казалось, Бонапарта" "Теперь же, в чужой стране, русские видели перед собой врага поверженного. «Солдаты русской армии не питают ненависти к врагу, не помышляют мести за унижение родного края, - пишет французский писатель Анри Труайя в биографии Александра I. - Жители столицы не могут вообразить, что Париж подвергнется участи Москвы». Не только не подвергся. Труайя описывает вхождение войск в Париж: «По мере того, как войска продвигаются по бульварам, ликование парижан возрастает. Можно подумать, что французы обрели вторую родину и эта родина - Россия». Подобные картины дал Филипп Эриа в романе «Семья Буссардель»: «Всем в столице русские были ближе, чем другие союзники... На Елисейских полях царила приятная атмосфера дружеской близости, какой не было на других бивуаках»." "Разумеется, в глазах победителей это были уже не те французы, которые прогулялись от Немана к Москве и обратно. Но «не те» по внешним признакам и вынужденному поведению. Их глубинную суть в конце концов понял император Александр, покидая Париж, город, который (по Эриа) «был всем ему обязан». Царь бросил с горечью: «На этой земле живет тридцать миллионов двуногих животных, обладающих даром речи, но не имеющих ни правил, ни чести...». Эти слова были сказаны под воздействием открытия заговора вчерашних союзников. Ведь ещё кровь дымилась на полях сражений, а Вена и Лондон, и «примкнувший к ним» Париж заключили тайный союз, направленный против России и Пруссии. Документ попадёт в руки царю. Но он отправит его в огонь камина со словами: «Забудем об этом»." "Н.Муравьев свидетельствует: «Русские офицеры с недоумением взирали на страну своих детских грез. Жители были бедны, необходительны, ленивы и в особенности неприятны. Француз в состоянии просидеть сутки у окна без всякого занятия. Едят они весьма дурно. Скряжничество их доходит до крайней степени; нечистота их отвратительна, как у богатых, так и у бедных людей. Народ вообще мало образован, немногие знают грамоте, даже городские жители. Кроме своего селения ничего не знают и не знают местности и дорог далее пяти верст от своего жилища. Дома поселян выстроены мазанками и без полов». Конечно, центр Парижа с его бульварами и площадями, храмами и дворцами знати, особняками богатых буржуа произвел хорошее впечатление, но «вначале вид Парижа внушал победителям только отвращение: тянулось Сен-Мартенское предместье - один из грязнейших кварталов... Дома здесь были старинные, закоптелые, с облупившейся штукатуркой, улицы тесные и вонючие, под ногами чавкала грязь, перемешанная с помоями и падалью. В глазах толпившихся здесь людей читалось враждебное отчуждение, несколько смягченное любопытством». Вы скажете, это мнение офицера. Да ведь и солдаты видели то же самое, а наблюдательность простого человека многого стоит. Больше всего солдаты были поражены тем, как встречали их, победителей, побежденные французы. Из окон свешивались белые простыни - под цвет знамен Бурбонов, улицы заполнила нарядная ликующая публика, французы рвались к Александру, целовали его коня, ботфорты; пытались, дабы выразить свою лойяльность, сбросить медного Наполеона с Вандомской колонны, и только вмешательство лейб-гвардейцев Семеновского полка помешало этому. Торопились переименовать Аустерлицкий мост, на что царь заметил: «Достаточно, что я по нему иду». " "Низкопоклонство французов, замешанное на страхе перед победителями, сменяясь постепенно на искреннее уважение, вылилось в 1818 году в признательность. Командир русского оккупационного корпуса граф Воронцов (тот самый «лорд и меценат», незаслуженно обиженный Пушкиным) был озабочен прежде всего бесконфликтным сосуществованием войск и мирного населения. Но была еще одна «проблема», как пишет в статье «Невольник чести» Л.Третьякова («Вокруг света», 4, 2001): «Герои после похода вспомнили во Франции о любви, женщинах, прочих радостях жизни. Перед отправкой корпуса в Россию Воронцов выявил, что русские «задолжали» французам полтора миллиона ассигнациями». Воронцов заплатил этот долг из своего кармана, продав самое доходное из своих российских имений." http://www.rusk.ru/analitika/2010/03/26/mest_porusski/

Царапка: А кому он продал своё имение, есть информация?

Роза: Я не встречала такой информации, но пороюсь в биографии, может быть, попадётся.

Gata: Роза пишет: Торопились переименовать Аустерлицкий мост, на что царь заметил: «Достаточно, что я по нему иду». Роза, спасибо за интересную статью! Мои симпатии к Воронцову возросли

Алекса: Роза пишет: Жители были бедны, необходительны, ленивы и в особенности неприятны. Француз в состоянии просидеть сутки у окна без всякого занятия. Едят они весьма дурно. Скряжничество их доходит до крайней степени; нечистота их отвратительна, как у богатых, так и у бедных людей. Ничего себе У русских всегда баня была, до такого состояния не доходили. Про лень забавно читать. Обычно нас лентяями называют.

Царапка: Не стоит забывать, что Наполеон своимим войнами Францию немало обескровл - мобилизации сказались на среднем росте мужского населения.

Gata: Алекса пишет: Про лень забавно читать. Обычно нас лентяями называют. Да нет, лень это как раз больше французская черта. И пьянство тоже :) Царапка пишет: мобилизации сказались на среднем росте мужского населения. И на гигиене :)

Корнет: О продаже Воронцовым за русские долги своего имения не знал. Любопытно. Про французов не сомниваюсь ни на минуту, что все изложенное - правда. В большинстве своём они не сильно изменились. Жил несколько месяцев во Франции, пока заканчивал там один курс, чего только не насмотрелся

Gata: Какие скандалы сопровождали создание Джорджем Доу Военной галереи для Зимнего дворца? Репродукции портретов русских полководцев кисти английского художника Джорджа Доу видели все, кто интересовался историей России. А посетители Эрмитажа, несомненно, запомнили Военную галерею Зимнего дворца, ставшую выдающимся памятником Отечественной войне 1812 года. Джордж Доу родился 8 февраля 1781 года в Лондоне в семье гравера. С детства мальчик готовился пойти по стопам отца, получив хорошее художественное образование в лондонской Академии художеств. Но уже в годы учебы «переориентировался» и стал писать большие картины на мифические и библейские сюжеты, за которые получил несколько престижных наград и премий. Его отличительной чертой всегда был не только талант живописца, но и поразительное умение «держать нос по ветру». Став известным как религиозный и исторический живописец, он понял, что особых денег в этом жанре не заработаешь, и «переквалифицировался» в портретисты. Созданная им серия портретов участников сражения при Ватерлоо вызвала широкий резонанс. Заказывать портреты у Доу стало модным. В 1818 году он работал в Ахене, где тогда проходил Конгресс глав государств Священного союза. Здесь его мастерскую посетил российский император Александр I. Чем императора привлек англичанин, сказать трудно. Возможно, быстротой и высоким качеством работы. Подобный художник и нужен был Александру, чтобы реализовать грандиозный замысел — создать портретную галерею российских генералов - участников войны 1812 года и последующих зарубежных походов для Военной галереи Зимнего дворца. Договор с Доу был заключен, и весной 1819 года англичанин приехал в Петербург, где ему предстояло прожить 10 лет. За это время им и его русскими учениками было выполнено более трехсот портретов для галереи и значительное количество портретов и копий по частным заказам. Уже осенью 1820 года была устроена небольшая выставка первых работ Доу, после которой он был принят в почетные вольные общники Академии художеств. Успех выставки был несомненен, мастеру буквально посыпались заказы от членов царской семьи, высокопоставленных сановников, генералов и гвардейских офицеров. Иметь портрет от Доу стало престижно. Работы у художника значительно прибавилось, и он подобрал себе двух помощников, Василия Александровича (Вильгельма-Августа) Голике и Александра Васильевича Полякова, которых основательно загрузил работой. Особенно тяжело пришлось Полякову, который был крепостным генерала А. Корнилова и оказался в полной зависимости от англичанина. С самого начала деятельности Доу в России, его сопровождали скандалы. Естественно, что первыми возмутились русские художники, мимо которых прошел крайне выгодный заказ, и их высокопоставленные покровители. А ведь в это время в России работали такие признанные мастера портретного жанра, как В.А. Тропинин, О.А. Кипренский, К.П. Брюллов, Р.М. Волков, В.И. Мошков. В адрес императора посыпались упреки, что портреты российских героев будет писать иностранец, который не сможет передать патриотический дух российского воинства. К тому же, Доу стали обвинять в откровенном стяжательстве, ведь он брал за портрет до 1000 рублей, значительно больше, чем русские художники. Комитет Общества поощрения художников даже обратился к императору с письмом: «Доу не как художник, думающий о чести, но как торгаш, имел целью пребывания своего в России только одно накопление сумм и, ничем не довольный, пускался на предприятия коммерческие, даже непозволительные». Перегруженный работой, Доу иногда откровенно халтурил. Сравните портреты генералов Д.П. Неверовского и И.Е. Шевича, не возникает ощущение, что на них только головы и часть наград разные? При этом в подлинном мастерстве художника сомнений не возникало. Работал он много и, как говорится, на износ. Создать громадное количество поясных портретов и не повторяться в ракурсах, конечно, крайне сложно. Он умудрялся даже писать портретируемых со спины, яркий пример - портрет генерала Ермолова. Любопытно, что творчество живописца высоко ценил Пушкин. Вот его отзывы в стихах о Доу: «художник быстроокий», «своею кистию свободной и широкой», «дивный карандаш», «поэтический портрет», «быть должен гений». Достоверно известно об одной встрече поэта с живописцем на пароходе по пути в Кронштадт. Именно тогда Пушкин и написал стихотворение, назвав в нем Доу гением. А художник, по словам поэта, зарисовал его «арапский профиль». Судьба этого рисунка неизвестна. Несмотря на все скандалы и недоразумения, к 1828 году работа практически была закончена. Портреты заняли свои места в галерее, которая была торжественно открыта еще 25 декабря 1826 года. Доу получил звание первого портретного живописца императорского двора, но отношения с императором Николаем I у него не сложились, и вскоре он вынужден был уехать из Петербурга. Именно в ходе его отъезда на родину с ним и общался Пушкин. Кстати, ухудшению отношений с императором способствовал очередной скандал. Художник что-то перемудрил с красками, возможно, что из экономии, и к этому времени многие из написанных им портретов стали стремительно темнеть. Исправлять их поручили Александру Полякову, который и отреставрировал порядка 200 портретов. http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-25018/

Царапка: Потемнение картин старых мастеров - беда распространённая. Есть даже выражение: "труп картины". Но обычно для этого требуются века - многие из эрмитажных картин (старые французские, например, времён королевы Марго), ещё в начале ХХ века блистали красочностью. Дело в том, что рисовали их на тёмном фоне красками, замешанными на белилах. Со временем белила становятся прозрачными, тёмный фон проступает и убивает цвет. Это не грозит Рубенсу, рисовавшему на белом, а Доу, возможно, использовал некачественные белила.

Алекса: Хуже не бывает, когда талант используют для наживы



полная версия страницы