Форум » Мезонин » Памятные даты » Ответить

Памятные даты

Роза: В этой теме мы вспоминаем важные исторические даты, которые вписаны в славную летопись нашей истории.

Ответов - 301, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 All

Светлячок: Все эти муары и прочие фанфары... Как будто попала во что-то липкое и сладкое. Не мой поэт совершенно.

Gata:

Gata: 13 июня 1891 г. состоялась закладка Великой Сибирской железнодорожной магистрали (Транссиб). В 1857 году генерал-губернатор Восточной Сибири Николай Муравьев-Амурский поставил вопрос о строительстве железной дороги на сибирских окраинах России. Он поручил военному инженеру Романову провести изыскания и составить проект сооружения железной дороги от Амура до залива Де-Кастри. В 50-70-х годах 19 века русские специалисты разработали ряд новых проектов строительства железных дорог в Сибири, но все они не нашли поддержки у правительства, которое лишь в середине 80-х годов 19 века приступило к решению вопроса о Сибирской железной дороге. 13 июня 1891 года российский император Александр III подписал рескрипт, где говорилось: «Повелеваю ныне приступить к постройке сплошной через всю Сибирь железной дороги, имеющей соединить обильные дарами природы Сибирские области с сетью внутренних рельсовых сообщений». Великий Сибирский путь был введен в эксплуатацию 14 июля 1903 года. Начальным пунктом Транссибирской магистрали является Ярославский вокзал в Москве, конечным - железнодорожный вокзал во Владивостоке. Дорога проходит по территориям 14 областей России, трех краев, двух автономных республик, одной автономной области и одного автономного округа Федерации. На ее трассе расположено 87 городов. Транссиб пересекает 16 крупных рек: Оку, Волгу, Вятку, Каму, Тобол, Иртыш, Обь, Томь, Чулым, Енисей, Селенгу, Зею, Бурею, Амур, Хор и Уссури. На протяжении 207 километров она проходит вдоль озера Байкал и 39 километров - по берегу Амурского залива Японского моря. Общая протяженность Транссиба по главному пассажирскому ходу (Москва-Владивосток) составляет 9288,2 км. Тут много интересных фото конца позапрошлого века http://humus.livejournal.com/2134629.html


Царапка: Тоже читаешь ЖЖ humus? У него часто интересные материалы и фотоподборки.

Gata: Нет, наткнулась, когда искала фотки Транссиба. Теперь, конечно, сделала закладочку.

Роза: 80 лет со дня рождения Роберта (Петкевича) Рождественского. Мы совпали с тобой, совпали в день, запомнившийся навсегда. Как слова совпадают с губами. С пересохшим горлом — вода. Мы совпали, как птицы с небом. Как земля с долгожданным снегом совпадает в начале зимы, так с тобою совпали мы. Мы совпали, еще не зная ничего о зле и добре. И навечно совпало с нами это время в календаре.

Gata: Роберт мне нравится, хоть и не всегда с ним совпадаю :)

Gata: Где-то около Бреста Вдруг вошла к нам в вагон Невеселая песня Военных времен. Шла она по проходу И тиха, и грустна. Сколько было народу - Всех смутила она. Подняла с полок женщин, Растревожила сны, Вспомнив всех не пришедших С той, последней войны. Как беде своей давней, Мы вздыхали ей вслед. И пылали слова в ней, Как июньский рассвет. Песня вновь воскрешала То, что было давно, Что ни старым, ни малым Позабыть не дано. И прощалась поклоном, Затихала вдали... А сердца по вагонам Всё за песнею шли. (А. Дементьев)

Царапка: Вечная память.

Четвёртая Харита: Мы всегда будем помнить тех кто не вернулся. Gata пишет: (А. Дементьев) Спасибо, никогда раньше не слышала этого прекрасного стихотворения.

Светлячок: Одна из самых печальных дат в нашей истории. Вечная память героям.

Роза: В ночь накануне годовщины начала войны в Екатеринбурге зажгли свечи "Помним".

Царапка: Гуляя по Санкт-Петербургу, можно увидеть табличку: "При обстреле эта сторона улицы наиболее опасна". А в Воронеже до сих пор сохранились развалины детской больницы, уничтоженной в ходе боёв за Воронеж. За эти камни дрались и умирали остатки двух полков НКВД. Лишь потом на помощь им выдвинулись части 60 армии. (фотография не моя, из журнала по ссылке выше). По Воронежу ещё интересный журнал. Автор - пенсионер и любитель краеведения из города Воронеж, Россия. Представляет нашему вниманию "Машину времени". Из двух фотографий показывает одно и тоже место в разных временных рамках.

Gata: Царапка пишет: в Воронеже до сих пор сохранились развалины детской больницы, уничтоженной в ходе боёв за Воронеж. За эти камни дрались и умирали остатки двух полков НКВД А с экранов втюхивают, что НКВД трусливо сбегало от наступающих немцев и только и было способно расстреливать доблестных зеков, единственных защитников отечества

Царапка: Gata пишет: НКВД трусливо сбегало от наступающих немцев и только и было способно расстреливать доблестных зеков, единственных защитников отечества Да, есть такое. Поганцы, тот фильм с эфира не сняли, хотя и письма на НТВ писали, и даже министр культуры выступил.

Царапка: Сегодня - годовщина Полтавской баталии! После крайне изнурительной зимы 1708-1709гг. и ряда военных неудач, положение шведской армии на Украине существенно усложнилось. Все более ощутимой становилась нехватка продовольствия, фуража, боеприпасов. Весной 1709г. войско шведского короля Карла XII подошло к крепости Полтава и осадило ее. Численность армии шведского короля составляла примерно 31,000 человек, часть которых находилась в осадных траншеях и охраняла подступы к крепости со стороны реки Ворсклы. Русские имели 49,000 воинов и приблизительно 130 пушек, что давало им ощутимое численное преимущество накануне битвы. Царь Петр I вернулся из поездки в крепость Азов и прибыл в лагерь своїй армии в начале июня. На военном совете было принято решение о форсировании Ворсклы. 20 июня основные силы русской армии переправились на правый берег возле сел Петровка и Семеновка и построили первый укрепленный лагерь. Вскоре русская армия продвинулась на юг и построила второй укрепленный лагерь у села Яковцы. Перед лагерем находилось поле шириной в 1 км., за которым лежал Будыщанский лес. К югу от лагеря находился Яковчанский лес с заболоченными низинами и многочисленными ручьями. Проход между этими лесами к своему укрепленному лагерю русские защитили системой из 10 редутов, земляных оборонительных сооружений с высокими валами, брустверами для гарнизона, окруженных со всех сторон рвами. Гарнизон редутов состоял из 8 батальонов пехоты (4000 солдат) и 16 пушек. Накануне битвы, во время инспектирования шведских укреплений южнее Полтавы Карл XII был ранен в ногу. Это событие существенно снизило моральный дух армии, для которой король был талисманом победы. Номинально оставаясь главнокомандующим, шведский король передал все полномочия фельдмаршалу Рёншельду. Шведский план относительно решающей битвы был прост. Во-первых, армия должна была подойти к редутам под покровом ночи и пройти их с минимальными потерями. Далее, шведская кавалерия должна была атаковать кавалерию русских, расположенную за редутами. Пехоте генерала Левенгаупта, после прохода через редуты, следовало атаковать укрепленный лагерь русской армии. Шведская пехота начала движение в час ночи. Ее 18 батальонов были разделены на четыре колонны, которые должна была поддерживать кавалерия и батарея из четырех полковых пушек. Район сосредоточения находился на расстоянии километра от первого русского редута, откуда доносились удары лопат и топоров. Шведская кавалерия опоздала более чем на два часа, и когда, наконец, вся армия начала строиться в боевой порядок, уже начало светать. Фактор неожиданности был утерян, но Карл XII принял решение атаковать. Было четыре часа утра. Полтавская битва началась. (карты Полтавской битвы) Атака на линию редутов началась быстро. Первые два недостроенных редута шведы захватили быстро, уничтожив весь их гарнизон. Казалось, что наступление продвигается успешно, однако все попытки овладеть третьим редутом, оборона которого была организована надлежащим образом, оказались тщетными. Наибольшие потери на первом этапе битвы шведы понесли именно возле него. По свидетельствам очевидцев, ров вокруг этого укрепления был полностью заполнен телами убитых солдат Карла XII. В это же время шведской кавалерии удалось сломать сопротивление кавалерии противника на обеих флангах и вынудить ее отступить. Пехота под командованием генерала Левенгаупта смогла вплотную приблизится к валам укрепленного лагеря русских. Однако, совершенно неожиданно, оба крыла кавалерии и пехота Левенгаупта получили приказ фельдмаршала Рёншельда прекратить наступление и отойди на запад к Будыщанскому лесу. Ситуацию существенно усложнило то обстоятельство, что треть шведской пехоты под командованием генерала Рооса оторвалась от основных сил, попала в ловушку и была практически полностью уничтожена русскими. Сам генерал Роос с остатками своих войск отступил к оставленному шведами редуту восточнее крепости Полтава, где вскоре капитулировал. Время уходило, части Роса не появлялись, а тем временем русские войска по приказу царя начали выходить из укрепленного лагеря и строиться в боевой порядок. В связи со значительным численным превосходством, армия Петра I имела линию фронта на 400-500 метров длиннее линии фронта противника. Кроме того, шведская кавалерия не смогла расположиться на флангах, и в беспорядке оказалась позади своей пехоты. Около 10 часов утра шведы начали наступление. Когда противников разделяло менее 200 метров, русская артиллерия открыла огонь картечью, нанося большие потери врагу. В то время как шведская пехота на правом фланге сумела оттеснить русскую пехоту и приблизиться к укрепленному лагерю, на левом фланге кавалерия русских начала обходить шведские войска. Все попытки шведской кавалерии помочь своей пехоте избежать окружения оказались напрасными. Солдаты Карла XII начали бежать с поля боя. К 11 часам утра битва закончилась сокрушительным поражением шведской армии, которая потеряла в Полтавской битве около 6900 человек убитыми и ранеными. В плен попало около 2800 человек, среди которых фельдмаршал Рёншельд, первый министр Швеции граф Пипер, много генералов и офицеров. Потери русской армии составили 1345 человек убитыми и 3290 ранеными. Осада крепости Полтава была снята. Остатки шведской армии отошли к Пушкаревке, где находился ее обоз, а затем двинулись на юг, к Днепру. Так закончилась решающая битва Великой Северной войны.

Роза: Царапка , спасибо за напоминание.

Gata: Не хочется верить, что все великие страницы в истории России уже перевернуты...

Falchi: 16 июля 1784 года родился герой Отечественной войны 1812, военно-исторический писатель и поэт Денис Васильевич Давыдов Давыдов Денис Васильевич (1784, Москва - 1839, с. Верхняя Маза Симбирской губ.) - герой Отечественной войны 1812, поэт. Род. в старинной дворянской семье. Получил домашнее образование. Встреча с А. В. Суворовым в 1793, когда полководец напророчил Давыдову военную судьбу, укрепила желание мальчика стать военным. В 1801 не без труда из-за малого роста Давыдов вступил в Кавалергардский полкэстандарт-юнкером, но успешная служба была прервана из-за каких-то сатирических стихов, дошедших до начальства, и Давыдов с репутацией человека неблагонадежного был отправлен в захолустье, в армейский гусарский полк. Хлопоты влиятельных друзей вернули его в столицу. Он сражался в 1806 - 1807 с французами в Пруссии, в 1809 со шведами в Финляндии, в 1809-1810 с турками в Молдавии и на Балканах, проявив исключительную храбрость. Позднее Давыдов написал: "Имя мое во всех войнах торчит, как казацкая пика". Но более всего Давыдов прославился в Отечественной войне 1812. Он предложил М.И. Кутузову применить партизанские действия против французских транспортов и солдат. Успешно действуя со своим отрядом, он вооружал отбитым у врага оружием крестьян, способствуя развитию народной войны. Опыт Давыдова был использован партизанскими отрядами А.Н. Сеславина, А.С. Фигнера и др. Давыдов участвовал в заграничных походах 1813 - 1814. По возвращении в Россию писал стихи и печатался в лучших журналах и альманахах, став членом лит. общества "Арзамас" и находясь в приятельских отношениях с А.С. Пушкиным, В.А. Жуковским, П.А. Вяземским и др. В.Г. Белинский причислял Давыдова к "самым ярким светилам второй величины на небосклоне русской поэзии". Будучи дружен со многими декабристами, он не вошел в их организации, полагая, что Россия до конституции не доросла, и оставался сторонником монархического правления. Гордился участием в подавлении польского восстания 1831. В 1832 в звании генерал-лейтенанта вышел в отставку и жил в своем имении, занимаясь воспитанием 9 детей, сельским хозяйством, сочинением военно-исторических мемуаров и статей. ТОВАРИЩУ 1812 ГОДА, НА ПУТИ В АРМИЮ Мы оба в дальний путь летим, товарищ мой, Туда, где бой кипит, где русский штык бушует, Но о тебе любовь горюет... Счастливец! о тебе - я видел сам - тоской Заныли... влажный взор стремился за тобой; А обо мне хотя б вздохнули, Хотя б в окошечко взглянули, Как я на тройке проскакал И, позабыв покой и негу, В курьерску завалясь телегу, Гусарские усы слезами обливал. 1826 ВЕЧЕР В ИЮНЕ Томительный, палящий день Сгорел; полупрозрачна тень Немого сумрака приосеняла дали. Зарницы бегали за синею горой И, окропленные росой, Луга и лес благоухали. Луна во всей красе плыла на высоту, Таинственным лучом мечтания питая, И, преклонясь к лавровому кусту, Дышала роза молодая. 1826 ОТВЕТ Я не поэт, я - партизан, казак. Я иногда бывал на Пинде, но наскоком, И беззаботно, кое-как, Раскидывал перед Кастальским током Мой независимый бивак. Нет, не наезднику пристало Петь, в креслах развалясь, лень, негу и покой.. Пусть грянет Русь военною грозой - Я в этой песни запевало!

Falchi: 16 июля 1806 года родился Александр Андреевич Иванов, художник-живописец, мастер исторической картины и пейзажа, автор огромного натурного живописного и графического наследия. Первый художник-пленэрист. Александр Андреевич Иванов родился в Петербурге в семье профессора Академии художеств, который и стал его наставником в искусстве. Уже первая крупная работа восемнадцатилетнего живописца на сюжет из «Илиады» Гомера — «Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора» (1824 г.) — показала, что он в совершенстве усвоил академическую манеру живописи. Классическая красота Ахиллеса, мастерски выполненные одежды коленопреклонённого Приама, подобные античным статуям персонажи второго плана, искусная композиция сделали бы честь любому маститому академику. В 1827 г. Иванов написал для Общества поощрения художников картину на библейский сюжет — «Иосиф, толкующий сны заключённым с ним в темнице хлебодару и виночерпию». За неё Общество поощрения художников удостоило молодого живописца большой золотой медали и сразу заказало ему ещё одну картину, на этот раз на тему из древнегреческой мифологии — «Беллерофонт отправляется в поход против химеры» (1829 г.). Хотя это произведение не вызвало восторгов Общества, автор получил заслуженную награду — право на поездку в Италию. Иванов посетил Флоренцию, Рим, Венецию, Неаполь. Он остался равнодушен к академической живописи болонских художников XVII в., но зато восхищался работами мастеров раннего Возрождения. В Италии живописец впервые увидел мраморные античные статуи, с гипсовыми слепками которых он познакомился в классах Академии художеств. Эти впечатления отразились в картине «Аполлон, Гиацинт и Кипарис» (1831 — 1834 гг.). Картина осталась незаконченной. Иванов признался, что бросил работу над ней, когда утратил весёлое расположение духа. В середине 30-х гг. художник вновь обратился к сюжетам из Библии. В картине «Явление Христа Марии Магдалине» (1834—1836 гг.) классическая правильность поз и жестов героев сочетается с христианской просветлённостью их лиц, ощущением чуда. Особенно выразительна фигура Марии Магдалины: она поднимается с колен навстречу Христу, протягивая к Нему руки. Христос жестом останавливает её. Его образ соответствует академическим канонам красоты. За эту картину Иванов получил звание академика. Она очень понравилась Обществу поощрения художников, которое сохранило за живописцем пансион ещё на три года. Замысел композиции большого произведения «Явление Христа народу» (1837—1857 гг.) возник у Иванова в середине 30-х гг. Посылая эскиз отцу в Петербург, художник сопроводил его подробным описанием, по которому можно узнать героев будущей картины: учеников, окружающих Иоанна Крестителя и готовых последовать за Христом; выходящих из воды людей, которые спешат увидеть Мессию; юношу, уже принявшего крещение и смотрящего на Христа; группу левитов и фарисеев. Уже тогда Иванов задумал изобразить Христа в отдалении от других персонажей. «Иисус должен быть один совершенно», — подчёркивал он. Художник много работал над отдельными образами, писал их иногда с нескольких моделей. Так, например, в лице Иоанна Крестителя соединены черты юноши и женщины. Создавая образ Иисуса Христа, он набрасывал рядом с лицами живых натурщиков и натурщиц головы античных статуй. На некоторых зарисовках словно сталкиваются два противоположных характера, а образ в картине их примиряет, он всегда более нейтрален и спокоен. Не менее подробно разрабатывал Иванов в этюдах мотивы природы, многие из них даже стали законченными пейзажами. В «Явлении Христа народу» изображены земля и вода, долина и горы, зелень, небеса и солнечный свет. Но это не реальный пейзаж, в поисках которого Иванов вначале хотел отправиться в Палестину, а образ целого мира, сложенный, подобно мозаике, из разных впечатлений художника об итальянской природе. В 1837 г. художник начал работать на холсте размером почти семь с половиной на пять с половиной метров. Вопреки академическим правилам он расположил Христа — смысловой центр картины — в глубине композиции. В своём произведении Иванов соединил некоторых героев в пары. Сопоставлены юный апостол Иоанн (он стоит позади Иоанна Крестителя в красном плаще) и рыжеволосый обнажённый юноша (в центре картины): оба они устремлены к Иисусу. Выходящие из воды старик и юноша (в левом нижнем углу полотна), наоборот, противопоставлены друг другу. Это образ начала и конца человеческой жизни, встречи прошлого и будущего. Будущее Иванов связывал с явлением Христа, прошлое — с пророчеством Иоанна Крестителя, поэтому старик вслушивается в слова Иоанна, а юноша стремится рассмотреть Мессию. И в двух других парах персонажей (в центре полотна, прямо под фигурой Иисуса, и справа, перед группой левитов и фарисеев) старики слушают, а молодые смотрят. Справа на первом плане расположены мальчик, от холода обхвативший себя руками, и дрожащий мужчина, выражение лица которого — смущённое и напуганное — говорит о малодушии. Образ «дрожащего» противопоставлен образу рыжеволосого юноши: состояния страха и восторга замечательно переданы в их позах. Тело рыжеволосого юноши прекрасно в своём порыве, в нём сочетаются духовное и физическое совершенство. «Дрожащий» олицетворяет идею неподготовленности человека к переменам, он страшится их и привязан к прошлому (как и старики, он слушает, а не смотрит). Во время работы над картиной Иванов познакомился в Риме с Николаем Васильевичем Гоголем. Общность взглядов сблизила их, и художник запечатлел писателя на полотне. В его правой части, среди группы левитов и фарисеев, выделяется странная фигура: человек в кирпично-красной одежде, с растрепавшимися чёрными волосами входит в толпу со стороны Христа, оглядываясь на Него. Зритель читает на лице этого персонажа (так называемого ближайшего к Христу) живое, острое переживание собственного несовершенства и неудовлетворённость окружающим миром. Прототипом образа странника, или путешественника, изображённого на картине, стал сам Иванов. Он наблюдает происходящее беспристрастно, как будто со стороны, хотя расположен в центре полотна, прямо под руками Иоанна Крестителя. Наблюдатель, свидетель, но не участник событий — такой видит свою роль художник. Иванов не стал изображать Святого Духа в виде голубя или сияющего облака над головой Христа, как другие художники в подобных сценах. В его произведении чудо Богоявления совершается в умах и душах людей, поэтому здесь нет действия, персонажи картины замерли в красноречивых позах. Иванов известен в основном как автор одной картины — «Явления Христа народу». Двадцать лет мастер работал над этим произведением. Современники считали его непрактичным мечтателем: он не хотел отвлекаться от своей большой картины и писать для заработка популярные бытовые сценки. Незадолго до смерти, весной 1858 г., он привёз картину в Петербург. Признание несколько запоздало: у Иванова не было прямых учеников, но русские художники последующих поколений по-разному преломляли его идеи в своём творчестве.



полная версия страницы