Форум » Мезонин » Памятные даты » Ответить

Памятные даты

Роза: В этой теме мы вспоминаем важные исторические даты, которые вписаны в славную летопись нашей истории.

Ответов - 300, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 All

Роза: Самсон пишет: А когда-то нас учили, что декабристы разбудили Герцена.. И он начал бить в "Колокол" Gata пишет: Эта акварель висела в кабинете А.Х. Бенкендорфа в его имении Фалль Эта информация греет сердце Читаем сегодня о бунте и понимаем, что это были за фигуры. Страшно представить, если бы заговорщики добились своего. Еще лет 20 назад это событие освещалось в СМИ с помпой. "Пионеры революционного движения", "Певцы свободы" и прочая чушь, которую изобретала советская пропаганда. Обязательно док.фильм о великой миссии декабристов, потом худ.фильм "Звезда пленительного счастья" и сочинение в школе у старшиклассников по поэме Некрасова "Русские женщины".

Gata: Сегодня - день рождения автора легендарного "Горя от ума". С годом, правда, нет полной ясности, источники теряются между 1790 и 1795. Александр Сергеевич Грибоедов (4 (15) января 1795 год, Москва — 30 января (11 февраля) 1829 года, Тегеран) — русский драматург, поэт и дипломат, композитор (сохранилось два «Грибоедовских вальса»), пианист. Статский советник (1828). Грибоедов известен, как homo unius libri, — писатель одной книги, блестящей рифмованной пьесы «Горе от ума», которая до сих пор является одной из наиболее популярных театральных постановок в России, а также источником многочисленных крылатых фраз. Грибоедов родился в Москве в обеспеченной родовитой семье. Отец — Сергей Иванович Грибоедов (1761—1814). По свидетельству родственников, в детстве Грибоедов был очень сосредоточен и необыкновенно развит. В 1802 году Грибоедов был отдан в Благородный пансион. А через три года, одиннадцатилетним мальчиком, он поступил в университет. Александр Сергеевич окончил словесное отделение философского факультета Московского университета Грибоедов был «вундеркиндом», окончившим университет в 15 лет. В 1808 году получил звание кандидата словесных наук, но не оставил учёбу, а поступил на этико-юридическое отделение, а потом на физико-математический факультет. Летом 1812 г., во время Отечественной войны 1812 года, когда неприятель приблизился к границе России, Грибоедов вступил в Московский гусарский полк (добровольческое нерегулярное подразделение) графа Салтыкова, получившего дозволение на его формирование. 8 сентября 1812 г. корнет Грибоедов заболел и остался во Владимире, и вплоть до предположительно 1 ноября 1813 г. из-за болезни не появлялся в расположении полка. Прибыв на место службы, он попал в компанию «юных корнетов из лучших дворянских фамилий» — князя Голицына, графа Ефимовского, графа Толстого, Алябьева, Шереметева, Ланского, братьев Шатиловых. С некоторыми из них Грибоедов состоял в родстве. Впоследствии он писал в письме к Бегичеву: «Я в этой дружине всего побыл 4 месяца, а теперь 4-й год как не могу попасть на путь истинный». До 1815 г. Грибоедов служил в звании корнета под командованием генерала-от-кавалерии А. С. Кологривова. Первые литературные опыты Грибоедова — «Письмо из Брест-Литовска к издателю», очерк «О кавалерийских резервах» и комедия «Молодые супруги» (перевод французской комедии «Le secret du Ménage») — относятся к 1814 г. В статье «О кавалерийских резервах» Грибоедов выступил в качестве исторического публициста. Восторженно-лирическое «Письмо…» из Брест-Литовска к издателю «Вестника Европы» написано им после награждения Кологривова в 1814 г. «орденом Святого Равноапостольского Владимира 1-й степени» и праздника 22 июня в Брест-Литовске, в кавалерийских резервах, по этому поводу. В конце 1814 Грибоедов приезжает в Петербург, знакомится и сближается с кружком «младших архаистов», где он почерпнул идею создания национального искусства, стремление к высокости и естественности стиля. 1817 служил в Коллегии иностранных дел в Петербурге; в это время познакомился с Пушкиным. С 1818 секретарь русской миссии в Тегеране, с 1822 в Тифлисе секретарём по дипломатической части при командующем русскими войсками А. П. Ермолове. В январе 1826 арестован в крепости Грозная по подозрению к принадлежности к декабристам (со многими из которых был знаком лично, одобрял их цели, но к перспективе заговора относился скептически); был привезён в Петербург и сумел доказать непринадлежность к тайному обществу. В сентябре 1826 вернулся в Тифлис и продолжил дипломатическую деятельность; принял участие в заключении выгодного для России Туркманчайского мирного договора (1828) и доставил его текст в Петербург. Назначен министром-резидентом (послом) в Иран; по пути на место назначения вновь провёл несколько месяцев в Тифлисе и женился там на княжне Нине Чавчавадзе, дочери начальника Эриванской области и грузинского поэта Александра Чавчавадзе. Иностранные посольства располагались не в столице, а в Тавризе, при дворе принца Аббаса-Мирзы, но вскоре по прибытии в Персию миссия отправилась представляться Фетх Али-шаху в Тегеран. Во время этого визита Грибоедов погиб: 30 января (11 февраля) 1829 года (6 шаабана 1244 года хиджры) толпа религиозных фанатиков разгромила русскую дипломатическую миссию, и все её члены были убиты, кроме секретаря Мальцова. Толпа ворвалась в дом, грабя и разрушая все вокруг. Грибоедов, как считается, выбежал с саблей и получил удар камнем по голове, затем закидан камнями и изрублен. Обстоятельства погрома русской миссии описываются по-разному, однако Мальцов был очевидцем событий, и он не упоминает о гибели Грибоедова, только пишет, что человек 15 оборонялись у дверей комнаты посланника. Мальцов пишет, что было убито 37 человек в посольстве (все, кроме него одного) и 19 тегеранских жителей. Риза-Кули пишет, что был убит Грибоедов с 37-ю товарищами, а из толпы было убито 80 человек. Его тело было настолько изуродовано, что его опознали только по следу на кисти левой руки, полученому в дуэли с Якубовичем. Тело Грибоедова доставлено в Тифлис и погребено на горе Мтацминда в гроте при церкви Святого Давида. На могиле вдова Нина Чавчавадзе поставила ему памятник с надписью: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?» Последнему году жизни А. С. Грибоедова Юрий Тынянов посвятил роман «Смерть Вазир-Мухтара» (1928). http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%80%D0%B8%D0%B1%D0%BE%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2,_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87

Роза: Gata пишет: На могиле вдова Нина Чавчавадзе поставила ему памятник с надписью: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?» Я эту фразу помню наизусь еще со школу. Вот эта была любовь! При том, что разница в возрасте у Грибоедова и его жены была приличной.


Царапка: Яркая биография.

Gata: Антон Чехов: «Истинные таланты всегда сидят в потемках...» К 150-летию великого русского писателя В записных книжках Чехова есть пометка: был Толстой. У Чехова туберкулез. С легочным кровотечением он попадает в больницу. Ему нет и тридцати. Его известность только начинается. Толстой - в расцвете мировой славы. Мировая слава едет в больницу к тому, в ком угадывает стоящее, настоящее. Все-таки замечательно, как нечванливы и человечны большие люди. Чванливы маленькие люди и ханжи. * * * Чехова принято называть первым интеллигентом России. Не в том смысле, что первым по счету. А в том, что самым-самым. Деликатность, тонкость, изящество, заботу прежде всего о близ¬ких, о себе в последнюю очередь отмечают все, знавшие его при жизни и писавшие о нем после смерти. А как начинался! Крупен, здоров, весел, грубоват, спокойно подпускает соленое словцо. Почти не вяжется с тем портретом, что сложится за сто с лишним прошедших лет. Среди его записей такая: «Отец держит «Швейцарию» (ресторан или кабак.— О.К.). Жареная рыба, которую он берет руками, а потом уже вилкой... N. пошел, посмотрел, пообедал — никакого чувства, кроме досады, что этот толстый мужик с проседью торгует такой дрянью. — Но однажды, проходя в 12 часов ночи мимо, взглянул в окно: отец, сгорбившись, сидит за книгой. Узнал себя, свои манеры...». Похоже на набросок будущего рассказа. Не автобиографично ли? Отец Антона Павловича торговал, был купец. Человек властный, резкий, держал в повиновении детей, кричал на жену, особенно, когда был пьян. Антон Павлович мог пойти той же дорожкой. Не пошел. Мог отказаться от такого отца. Не отказался. Сам переменился. Воспитал себя совершенно в другом духе. Сделал из себя другого человека. Провинциал, сперва мальчик за всё про всё в лавке, затем «студиоуз», в меру дурашливый, женщин уважающий мало, по крайней мере, того рода, с какими приходилось иметь дело, отца не проклял, а — понял. Понял обстоятельства и характер. И не предъявлял претензий. Это только подливало бы масла в огонь. А он всегда стремился потушить пожар скандалов. Старался смягчить сердце отца, потому что любил мать. Знал, что она вынесла. Всегда думал о ней. И хотел, чтобы в семье был мир. Семнадцатилетним обращается к двоюродному брату Михаилу: «Будь так добр, продолжай утешать мою мать... У моей матери характер такого сорта, что на нее сильно и благотворно действует всякая нравственная поддержка со стороны другого. Для нас дороже матери ничего не существует...». Как будто бы и не сын ей, а отец. В двадцать шесть пишет родному брату Николаю то, что останется на все времена катехизисом воспитанных людей: «1) Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы... Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя, не говорят: с вами жить нельзя! Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних... 2) Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом. Так, например, если Петр знает, что отец и мать седеют от тоски и ночей не спят, благодаря тому что они редко видят Петра (а если видят, то пьяным), то он поспешит к ним и наплюет на водку… 3) Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги. 4) Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии... Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают... Из уважения к чужим ушам, они чаще молчат. 5) Они не уничижают себя с тою целью, чтобы вы¬звать в другом сочувствие. Они не играют на струнах чужих душ, чтоб в ответ им вздыхали и нянчились с ними. Они не говорят: «Меня не понимают!» или: «Я разменялся на мелкую монету! Я б<...>!!», потому что всё это бьет на дешевый эффект, пошло, старо, фальшиво... 6) …Делая на грош, они не носятся со своей папкой на сто рублей и не хвастают тем, что их пустили туда, куда других не пустили… Истинные таланты всегда сидят в потемках, в толпе, подальше от выставки… 7) Если они имеют в себе талант, то уважают его. Они жертвуют для него покоем, женщинами, вином, суетой… 8) Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, видеть на стене щели с клопами, дышать дрянным воздухом, шагать по оплеванному полу, питаться из керосинки, Они стараются возможно укротить и облагородить половой инстинкт… Тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля…». Едва ли не единственный случай, когда Чехов позволяет себе высказаться напрямую и до конца, адресуя брату Николаю собственный опыт, выработанный «штудировкой». * * * «У меня была мало романов», попадется обмолвка. С евреечкой Евгенией Эфрос, актрисой Яворской, начинающей писательницей Щепкиной-Куперник, еще одной писательницей Авиловой, актрисой Ликой Мизиновой. «В Вас, Лика, сидит большой крокодил, и, в сущности, я хорошо делаю, что слушаюсь здравого смысла, а не сердца, которое Вы укусили. Дальше, дальше от меня! Или нет, Лика, куда ни шло: позвольте моей голове закружиться от Ваших духов и помогите мне крепче затянуть аркан, который Вы уже забросили мне на шею». Как напоминает его пьесы! Елена Андреевна говорит Астрову в «Дяде Ване»: «Куда ни шло – раз в жизни!..» Всё знал о «пудах любви» - свидетельства в прозе и драматургии. Счастье не давалось. * * * Чехов женится на склоне дней. До этого не хочет ни с кем делить первую даму своего сердца – литературу. «Актрисуля», «собака», «лошадка», «милый мой зяблик» — актриса Художественного театра Ольга Книппер. Любовь пришла, когда жизнь кончалась. Из легких то и дело шла кровь. Сам врач, Чехов не обманывался. Он все знал про себя. Но как был сильным, так сильным и остался. Ни слова отчаяния, ни слова страха. Неужели совсем не нуждался в жалости, сострадании? Это потрясает, когда об этом думаешь. Он уже почти не мог дышать. Жена колола морфий, чтобы забылся хоть на несколько часов. За три дня до финала вдруг сказал, что очень хочет белый фланелевый костюм. Попросил съездить в соседний город и заказать. Съездила и заказала. Какое счастье, когда рядом человек, который может выполнить вполне детское последнее желание. Врачу, которого вызвали, сказал, что умирает. Чтобы тот не затруднял себя лишними усилиями. Врач велел дать ему бокал шампанского. Из записей Ольги Книппер-Чеховой: он «улыб¬нулся своей удивительной улыбкой, сказал: «Давно я не пил шампанского», покойно выпил все до дна, тихо лег на левый бок и вскоре умолкнул навсегда...». А нам осталось любить его изо всех сил. http://nsk.kp.ru/daily/24432/600314/

Царапка: Спасибо!

vi0la: 8 февраля – 173 года со дня роковой дуэли Александра Сергеевича Пушкина с Жоржем Дантесом на Черной речке; от ран, полученных на дуэли, поэт умер 10 февраля (29 января по старому стилю). Булат Окуджава Счастливчик Пушкин Александру Сергеичу хорошо! Ему прекрасно! Гудит мельничное колесо, боль угасла, баба щурится из избы, в небе – жаворонки, только десять минут езды до ближней ярмарки. У него ремесло – первый сорт, и перо остро... Он губаст и учен, как черт, и все ему просто: жил в Одессе, бывал в Крыму, ездил в карете, деньги в долг давали ему до самой смерти. Очень вежливы и тихи, делами замученные, жандармы его стихи на память заучивали! Даже царь приглашал его в дом, желая при этом потрепаться о том о сем с таким поэтом. Он красивых женщин любил любовью не чинной, и даже убит он был красивым мужчиной. Он умел бумагу марать под треск свечки! Ему было за что умирать у Черной речки.

Роза: vi0la , спасибо, что напомнила. Рада видеть тебя у нас

Olya: vi0la пишет: Он умел бумагу марать под треск свечки! Виолкин!!! До чего удивлена и рада тебя видеть

Ифиль: vi0la, спасибо за Булата Окуджаву. Рада видеть тебя!

vi0la: Не удивляйся! Это -я.))))) И я рада тебя видеть!)

Бреточка: vi0la как я рада тебя видет в усадьбе!!

Klepa: Виолыч, привет

vi0la: Мое пришествие, я так понимаю - памятная дата...

Царапка: Виола, рада тебя видеть!

vi0la: И ещё раз к памятным датам! Сегодня, 9 февраля в 1783 г. родился Василий Андреевич Жуковский (ум. 1852), русский поэт. Уже в 12 лет он написал трагедию «Камилл, или Освобожденный Рим» и пьесу «Госпожа де-ла-Тур». Жуковский по праву считается главой русского романтизма. В его балладах «Светлана», «Эолова арфа», стихах «Желание» и др. преобладает патриотическая жертвенность, любовь, целительность печали и мечты. Жуковскому также принадлежит перевод «Одиссеи» Гомера, произведений Ф. Шиллера, Дж. Байрона, множество стихотворений. Белинский сказал: «Без Жуковского мы не имели бы Пушкина».

Эйлис: Дамы Здороваться в гостиную, и за стол с чаем)))

Gata: vi0la пишет: 8 февраля – 173 года со дня роковой дуэли Александра Сергеевича Пушкина с Жоржем Дантесом на Черной речке; от ран, полученных на дуэли, поэт умер 10 февраля (29 января по старому стилю). Дата печальная, но от того, что с нами Виола - очень радостно и на душе теплее vi0la, спасибо за Окуджаву, и давай к комельку, поднять стаканчик со старыми друзьями! vi0la пишет: Сегодня, 9 февраля в 1783 г. родился Василий Андреевич Жуковский (ум. 1852), русский поэт. За Василия нашего дорогого Андреевича!

vi0la: 13 февраля в 1769 г. родился Крылов Иван Андреевич (1769–1844) Родился в семье бедного армейского офицера. Не получив систематического образования, самостоятельно овладел французским, немецким, итальянским языками. В 1782 переехал в Петербург, где познакомился с Г. Р. Державиным, оказавшим покровительство молодому литератору. Начинал как драматург. В 1789 г. стал издавать журнал «Почта духов», в котором выступил продолжателем сатирических традиций Н. И. Новикова и Д. И. Фонвизина. Журнал был закрыт, и Крылов уехал жить в провинцию. В 1804 г. приехал в Москву, начал писать басни. Первая книга басен вышла в 1809 г. В 1812–1841 гг. Крылов служил в Публичной библиотеке. Мышь и Крыса "Соседка, слышала ль ты добрую молву? - Вбежавши, Крысе Мышь сказала. - Ведь кошка, говорят, попалась в когти льву? Вот отдохнуть и нам пора настала!" - "Не радуйся, мой свет, - Ей Крыса говорит в ответ. - И не надейся по-пустому! Коль до когтей у них дойдет, То, верно, льву не быть живому; Сильнее кошки зверя нет!" Я сколько раз видал, приметьте это сами: Когда боится трус кого, То думает, что на того Весь свет глядит его глазами.

Роза: Я помню об этой дате Как человек, имеющий отношение к искусству, при поступлении в соотвествующий вуз, читала басню И вообще очень люблю басни Крылова



полная версия страницы