Форум » Мезонин » Быт XIX века в живописи » Ответить

Быт XIX века в живописи

Gata: Когда мы читаем романы о том времени, то, конечно, представляем себе антураж, да и в фильмах не раз видели. Но мне кажется, очень интересно посмотреть на то, как жили люди в позапрошлом веке, глазами художников-современников.

Ответов - 199, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 All

vi0la: Вот, вроде бы простая и незамысловатая вещица – коромысло, а в хозяйстве без него, как без рук. КОРОМЫСЛО (коромысел) - очень удобное приспособление для переноски вёдер, бадей, корзин. Ведра, надетые на него, кажутся женщинам более легкими. Вода остается чистой, так как в приподнятые над землей ведра не попадает пыль, головки цветов, семена трав. Зимой ведра не задевают снежных сугробов. Его изготавливали из липы, осины, ивы, древесина которых отличается легкостью, гибкостью, упругостью. В.Васнецов "За водой" Андерс Цорн Г.Л.Чайников "Июнь месяц" В быту русских крестьян были известны коромысла разной формы. При раскопках в Великом Новгороде в слоях XI – XIV вв. археологи нашли большое количество дугообразных коромысел. Они имели наибольшее распространение. Их выгибали из распаренной древесины в форме дуги. Коромысло такого типа удобно ложилось на плечи женщины, придерживавшей его руками. Ведра, надетые на концы коромысла в специально вырезанные для этого выемки, почти не качались при ходьбе. Жан Батист Лепренс (1734-1781) «Женщина с коромыслом» 1761 отпечаток 1830-х годов с доски 1760-х годов XIX в. Во многих деревнях встречались также коромысла, вырезанные из широкой и прочной доски. Прямая доска зауживалась к концам, а в середине имелась выемка для шеи женщины. Ведра с водой закрепляли на длинных крючках, спускавшихся вниз с концов коромысла. Русский быт в живописи.Коромысло.

Царапка: Хорошая подборка!

Gata: Ага, подборка замечательная! Трудно недооценить значение коромысла в домашнем хозяйстве

Роза: vi0la , с удовольствием почитала-осмотрела про коромысло. Интересуюсь такими историческими вещичками, собираю инфу К нашему усадьебному быту картинка. "Усадьба. Ранняя весна". В.Первунинский

Царапка: Интересно, где это. Вижу - та же, что на нашем банере, но не знаю.

Роза: Царапка пишет: Вижу - та же, что на нашем банере, но не знаю. Это музей-усадьба Останкино. Подмосковная усадьба князей Шереметьевых.

Gata: Роза пишет: "Усадьба. Ранняя весна". В.Первунинский Художника Первунинского я не так давно для себя открыла и буквально влюбилась в его творчество Роза пишет: Это музей-усадьба Останкино. Подмосковная усадьба князей Шереметьевых. Ага, облюбовали мы шереметевские пенаты :)

Царапка: Знаменитая усадьба, но я не узнала :( Т.е. там Прасковья Жемчугова блистала?

vi0la: ВЫ ЕДЕТЕ НА БАЛ? Катала Льюис Алварез (1836-1901) Dressing For The Ball 1876 В русском обществе были приняты два типа балов — большой и малый. На больших балах танцевали в специальных залах и почти всегда под военный оркестр. Особенностью большого бала было его позднее начало. В столицах и губернских городах большой бал начинался после театрального представления, т. е. около 12 часов ночи. Заканчивался такой бал к 8 часам утра. Большой бал типичен для официальных приемов (царского, губернаторского, дипломатического). Если было известно, что на бал приедет высокопоставленное лицо, гости съезжались до его появления и не уезжали с бала до тех пор, пока это лицо было на балу. Костюмированный бал в Зимнем дворце при Николае I. Картина неизв. худ. Начало 1830-х На таком балу женщины и девушки были в парадных декольтированных светлых туалетах с большим количеством драгоценностей. Военные и чиновники в парадной форме, штатские мужчины во фраках. Если большой бал устраивался в частном доме, то хозяин и хозяйка встречали гостей в комнате перед залом. Хозяин здоровался с гостем рукопожатием или целуясь, целовал руку гостье; хозяйка, как правило, ограничивалась поклоном, иногда протягивала мужчине руку, с гостьей ликовалась (т. е. прикладывались щечками). М.А.Зичи , Бал ,сентябрь 1863г. При входе в зал мужчина с хорошо знакомыми обменивался рукопожатием, с мало знакомыми и дамами только раскланивался. Если бальное платье женщины имело трен, то, танцуя, женщины подхватывали его на руку; в конце XIX столетия на нижнюю сторону трена стали пришивать специальную петлю, за которую женщина поддерживала подол юбки во время танцев. Как только танец заканчивался, трен опускали на пол. At the Ball by Berthe Morisot Офицеры никогда не танцевали с оружием, его оставляли в передней. Танцевать надо было в мундирах, но без шпор. Русское офицерство игнорировало это правило, все танцевали в парадной форме и обязательно со шпорами, которыми гордились и лихо звенели при танцевальных движениях. М.А.Зичи ,Бал в Зимнем дворце Танцевать без перчаток считалось недопустимым. В помещениях из-за свечного или лампового освещения было очень жарко. Мужские фраки, крахмальное белье и быстрый темп танцев делали руки потными, а влажные руки быстро загрязняли светлые лифы дам. Притрагиваться к влажным рукам также неприятно. Большой бал состоял из пяти отделений, в каждом отделении было по четыре танца. Между танцами были промежутки для отдыха, а затем антракт, во время которого помещение проветривалось, а общество уходило в гостиные, где пили прохладительные напитки и ели мороженое. После третьего отделения полагался ужин. Подбор танцев был традиционен и менялся очень медленно. Это давало возможность молодому человеку заранее письмом пригласить девушку на тот или иной танец. Она письмом отвечала ему согласием или сообщала, какой танец у нее свободен. Таким образом, кавалер мог заранее пригласить на танец интересующую его девушку. Девушки также заранее знали, на какие танцы они уже приглашены. Танцующей девушке было неприятно, если хотя бы в одном танце у нее не было партнера. Неявка на бал по болезни или из-за чрезвычайного происшествия освобождала кавалера от его обязательств в приглашении на танец, но требовала последующего письменного или личного извинения. Если же кавалер, заранее пригласивший девушку на танец, не подходил к ней, считалось, что он нанес оскорбление не только ей, но и членам ее семьи. Подобное оскорбление могло быть поводом к дуэли. За девушку и честь семьи вступался ее брат, дядя и даже отец. Общество подвергало оскорбителя общественному осуждению вплоть до отказа ему от дома. Общественному осуждению подвергалась и девушка, если она, обещав тот или иной танец определенному кавалеру, вдруг ему отказывала и принимала приглашение другого. В этом случае оскорбленный считал своим оскорбителем не девушку, а того мужчину, который нарушил этикет. Возникала ссора, а иногда и дуэль. Малый бал состоял из трех отделений. Он начинался в 8-9 часов вечера и заканчивался к полуночи. На таком балу танцевали под клавесин, позднее под рояль, для чего приглашался музыкант-тапер. Люди среднего возраста и пожилые вели беседы, играли в карты, мужчины часто уходили играть на бильярде. Малый бал походил на вечеринку; было принято в середине такого вечера устраивать небольшой импровизированный концерт. В перерывах между танцами разносили прохладительные напитки, мороженое и сладости. В столовой устраивался буфет и ставились столики. На балах подобного типа женщины могли быть в полуоткрытых платьях, мужчины во фраках, военные в мундирах. Перчатки и тут считались обязательными. Хороший тон требовал, чтобы в перерывах танцующие мужчины не садились, они стоя беседовали с сидящими дамами и девушками. Если в танцевальном зале холостой мужчина сидел, то общество за кавалера его уже не принимало. По команде распорядителя мужчины направлялись к дамам, которых они заранее пригласили на данный танец, кланялись им и, предлагая руку, вводили в танцующий круг. Танцевали чинно, соблюдая очередность, не толкались и выполняли распоряжение руководителя. Во время танцев кавалер всегда старался начать беседу с девушкой. Балы были местом, где молодежь могла познакомиться и относительно свободно общаться. Танец прекращался, если дама изъявляла к тому желание, но все же было принято танцевать, пока играет музыка. По окончании танца кавалер провожал даму (девушку) к ее месту, благодарил и уходил, если не следовало приглашения остаться для беседы. Это приглашение могло исходить от лица, сопровождавшего девушку на бал, или от самой женщины. В случае, если сопровождавшего девушку человека на месте не оказывалось, кавалер оставался с ней пока не объявлялось о начале следующего танца. Тогда он извинялся и направлялся к другой приглашенной им даме. На вечеринках совершались новые знакомства, возникало ухаживание, что часто приводило к желанному сватовству. Если молодой человек в течение бала танцевал с одной и той же девушкой несколько танцев, это давало повод ее родным думать, что кавалер — будущий претендент на ее руку. Если молодой человек был близок к сватовству или был уже помолвлен с девушкой, то сопровождал ее и спутницу в переднюю, где помогал им одеться, а иногда помогал сесть в экипаж. Так как девушка садилась последней, это давало возможность передать ей записку, поцеловать руку. Пушкин с женой перед зеркалом на придворном балу. Художник Н. Ульянов. 1936 http://nezhna.com/post105837544/

Царапка: Любопытно. Но пляски всю ночь - не по мне vi0la пишет: Общественному осуждению подвергалась и девушка, если она, обещав тот или иной танец определенному кавалеру, вдруг ему отказывала и принимала приглашение другого. В этом случае оскорбленный считал своим оскорбителем не девушку, а того мужчину, который нарушил этикет. Возникала ссора, а иногда и дуэль. Хихи, вспоминаем дуэль Владимира с Алексом.

vi0la: Царапка пишет: Любопытно. Но пляски всю ночь - не по мне Царапка , тогда тебе подойдет эпоха Павла I. Он тоже не любил ночных увеселений. Даже запретил после десяти вечера устраивать всяческие балы и вечеринки. По столице ходили специальные люди с колотушками и кричали:" Спааать пора! Спаать пораа!!" И город погружался в темноту... Но все-равно за глухими шторами собирались желающие повеселиться и танцевали до утра.))) Где-то я это читала. Найду, обязательно размещу в "Исторических реалиях".

Царапка: О, интересно!

Роза: Царапка пишет: Т.е. там Прасковья Жемчугова блистала? Такой информации не встречала, но в этой усадьбе сохранилась театральная сцена.

Алекса: Про бальный этикет было интересно прочитать vi0la пишет: Если молодой человек в течение бала танцевал с одной и той же девушкой несколько танцев, это давало повод ее родным думать, что кавалер — будущий претендент на ее руку. Бедняги. Приходилось запоминать сколько раз с девушкой танцевал, чтобы ее родня не раскатала губы

Светлячок: Про коромысло. Увидела на картине забавное приспособление. Явно европейское По-моему это неудобно.

Gata: Светлячок пишет: Увидела на картине забавное приспособление. Явно европейское По-моему это неудобно. Как это я умудрилась пропустить такую любопытную штуку? Да уж, наморочили, наморочили... Имхо, наше коромысло практичнее, хоть это и с бОльшей претензией на комфорт )))) А теперь - на пасхальную тему Николай Пимоненко. Пасхальная заутреня в Малороссии. 1891 Прянишников Илларион Михайлович. «Пасхальный ход». 1893 Б.Кустодиев. Пасхальная открытка. 1912 И еще много интересного

Царапка: Христос воскрес!

Роза: Воистину Воскрес! Gata , спасибо за подборку. Сходила по ссылке, насохраняла себе картинок

Gata: К бальной теме Мы тут не первый день вспоминаем "Онегина", вот очень милые иллюстрации художницы Лидии Тимошенко http://www.liveinternet.ru/users/2010239/post64622573/

Алекса: Мне понравились иллюстрации Спасибо, Гата Татьяна очень красивая!



полная версия страницы